Соответствие состава и принципов разработки отечественных стандартов международным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:25, лекция

Описание работы

1. Необходимость следования принципам МСА при разработке отечественных стандартов. МСА, как база для разработки собственных аудиторских стандартов.
2. Возможность принятия МСА в качестве национальных.
3. Сравнительная характеристика МСА и Российских стандартов аудита.

Файлы: 1 файл

МСА лекции.docx

— 27.51 Кб (Скачать файл)

Лекция № 7

 

Тема 7. Соответствие состава и принципов  разработки отечественных стандартов международным.

 

1. Необходимость  следования принципам МСА при  разработке отечественных стандартов.  МСА, как база для разработки  собственных аудиторских стандартов.

2. Возможность  принятия МСА в качестве национальных.

3. Сравнительная  характеристика МСА и Российских  стандартов аудита.

 

1.

 

Аудиторские организации  России в достаточной степени  укрепили свои позиции. Однако для повышения  конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).

В октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык. Однако попытки использовать в качестве российских регламентирующих документов перевод международных стандартов аудита не имели успеха, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский. Международные стандарты аудита написаны в повествовательной форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций. Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.

Следует обратить внимание на несколько  необычное двойное наименование таких регламентирующих документов, как правила (стандарты). С одной стороны, это связано с тем, что документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, а с другой - это аналог стандартов аудита, существующих в развитых странах либо принятых профессиональными международными ассоциациями (не путать с инженерно-техническими документами, также традиционно называемыми у нас стандартами, для утверждения которых существуют специальные организации и процедуры).

Российская экономика нуждается  в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых  необходимо убедить инвесторов в  целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.

 

2.

 

Существующая  на данный момент в России система  аудиторских стандартов свидетельствует  о значительных различий от МСА. Это касается как состава и перечня документов, так и их классификации и внутренней структуры.

Сопоставление российских правил (стандартов) аудиторской  деятельности (ПСАД) с МСА позволяет  выделить следующие группы:

  1. ПСАД, совпадающие по содержанию с МСА;
  2. ПСАД, которые в своих существенных содержательных аспектах отличаются от аналога МСА;
  3. ПСАД и МСА, не имеющие аналогов.

Целью разработки ПСАД является подготовка системы документов, которые основаны на МСА.

К основным причинам несовпадения ПСАД и МСА можно отнести следующие: отличия в российском законодательстве, которое формирует ПСАД (бухгалтерское, налоговое и др.); изменение и  переработка самих МСА.

К ПСАД, не совпадающим с МСА, относятся  следующие:

  1. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведенного аудита.
  2. Образование аудитора.
  3. Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов,
  4. Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудита организации.
  5. Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами.

Основные причины несовпадения стандартов:

  1. По поводу «Образования аудитора» в МСА нет единого стандарта, но Международным комитетом по МСА (IFAC) выпускаются отдельные инструктивные и регулирующие материалы.
  2. По поводу «Письма руководству» у российских разработчиков существует четкое мотивированное мнение о том, что такой стандарт необходим. Эта мотивация обусловлена тем, что обычно национальные аудиторские стандарты предусматривают наличие той или иной формы развернутого отчета аудитора руководству субъекта.
  3. По поводу ПСАД «Права и обязанности аудиторской организации» сложилось мнение как о документе, который, очевидно, ниже по своему уровню, чем стандарт. Эта точка зрения может привести в дальнейшем к отмене данного стандарта.
  4. «Требования к внутреннему аудиту» — в зарубежной практике подготовка внутренних стандартов является работой аудиторской фирмы.
  5. Относительно ПСАД «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Объединение с налоговыми органами» можно высказать следующее. Налоговые проверки или налоговый аудит по своей сути относятся к отдельной области аудита и не должны соединяться с финансовым аудитом, в целях совершенствования которого и разрабатываются МСА. Это разделение связано с тем, что в основе МСА лежат стандарты финансового учета и отчетности —МСФО. В основе же налогового аудита должно лежать налоговое законодательство, которое, в соответствии с МСФО и международным подходом в целом, представляет собой направление деятельности, отдельное от финансового учета и аудита. Так, например, в США существует следующая градация: финансовый учет и отчетность; финансовый аудит; налоговый аудит. Включение в состав российских ПСАД стандарта по налоговому аудиту связано, прежде всего, с существующей в настоящее время в России доминирующей ролью налогового учета и налогового законодательства по сравнению с другими направлениями деятельности и включением налоговых требований в различные финансовые и бухгалтерские нормативные акты.

 

3.

 

Международными стандартами аудита, близкими к российским, являются: МСА N 200 "Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности" (РСА "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности"); МСА N 210 "Условия договоренностей об аудите" (РСА "Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита", РСА "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг"); МСА N 220 "Контроль качества аудиторской работы" (РСА "Внутрифирменный контроль качества аудита"); МСА N 230 "Документация" (РСА "Документирование аудита"); МСА N 250 "Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности" (РСА "Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита"); МСА N 300 "Планирование аудита" (РСА "Планирование аудита"); МСА N 310 "Знание бизнеса" (РСА "Понимание деятельности экономического субъекта"); МСА N 320 "Существенность в аудите" (РСА "Существенность и аудиторский риск"); МСА N° 400 "Оценка рисков и система внутреннего контроля" (РСА "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита"); МСА N 401 "Аудит в условиях компьютерных информационных систем" (РСА "Аудит в условиях компьютерной обработки данных"); МСА N 510 "Первая аудиторская проверка - начальные сальдо"; МСА N 710 "Сопоставления" (РСА "Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности"); МСА N 520 "Аналитические процедуры" (РСА "Аналитические процедуры"); МСА N 540 "Аудит оценочных значений" (РСА "Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете"); МСА N 550 "Связанные стороны" (РСА "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита"); МСА N 560 "Последующие события" (РСА "Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности"); МСА N 580 "Заявления руководства" (РСА "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта"); МСА N 600 "Использование результатов работы другого аудитора" (РСА "Использование работы другой аудиторской организации"); МСА N 610 "Рассмотрение работы внутреннего аудита" (РСА "Изучение и использование работы внутреннего аудита"); МСА N 620 "Использование работы эксперта" (РСА "Использование работы эксперта"); МСА N 720 "Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность" (РСА "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность"); МСА N 810 "Проверка прогнозной финансовой информации" (РСА "Проверка прогнозной финансовой информации"); ПМАП N 1007 "Контакты с руководством клиента" (РСА "Общение с руководством экономического субъекта"); ПМАП N 1008 "Оценка рисков и система внутреннего контроля - характеристики КИС и связанные с ним вопросы" (РСА "Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем"); ПМАП N 1009 "Методы аудита с использованием компьютеров" (РСА "Проведение аудита с помощью компьютеров").

Международными стандартами аудита, отличающимися от российских аналогов, являются: МСА N 110 "Глоссарий" (РСА "Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности"); МСА N 240 "Мошенничество и ошибки" (РСА "Действия аудитора при выявлении  искажений бухгалтерской отчетности"); МСА N 500 "Аудиторские доказательства" (РСА "Аудиторские доказательства"); МСА N 530 "Аудиторская выборка и  другие процедуры выборочной проверки" (РСА "Аудиторская выборка"); МСА N 700 "Аудиторское заключение по финансовой отчетности" (РСА "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности"); МСА N 800 "Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию" (РСА "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям"); МСА N 920 "Задания по выполнению согласованных процедур" (РСА "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним"); ПМАП N 1005 "Особенности аудита малых предприятий" (РСА "Особенности аудита малых экономических субъектов").

Документами МСА, не имеющими аналогов среди российских правил (стандартов), являются: МСА N 100 "Предисловие к международным стандартам аудита и сопутствующим услугам"; МСА N 120 "Концептуальная основа международных стандартов"; МСА N 402 "Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций"; МСА N 501 "Аудиторские доказательства" - дополнительное рассмотрение особых статей"; МСА N 910 "Задания по обзору финансовой информации"; МСА N 930 "Задания по подготовке финансовой информации"; ПМАП N 1000 "Процедуры межбанковского подтверждения"; ПМАП N 1001 "Среда КИС - автономные микрокомпьютеры"; ПМАП N 1002 "Среда КИС - интерактивные компьютерные системы"; ПМАП N 1003 "Среда КИС - системы баз данных"; ПМАП N 1004 "Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов"; ПМАП N 1006 "Аудит международных коммерческих банков"; ПМАП N 1010 "Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности".

Российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, не имеющими аналогов в системе МСА, являются: "Письменная информация аудитора руководству  экономического субъекта по результатам  проведения аудита", "Образование  аудитора", "Права и обязанности  аудиторских организаций и проверяемых  экономических субъектов", "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций", "Налоговый  аудит и другие сопутствующие  услуги по налоговым вопросам. Общение  с налоговыми органами".

На современном этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и сами экономические  субъекты, нормальное развитие которых  зачастую невозможно без привлечения  средств инвесторов, спонсоров и  кредиторов. Для того чтобы привлечь финансовые вложения, экономический  субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность - вызывать доверие у  потенциальных инвесторов и кредиторов.

За последние десятилетия значительно  повысились требования к организации  системы учета и отчетности. Появились  новые формы и методы ведения  учета, в том числе с применением  компьютерных систем. Бухгалтерская  отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить  финансовое и имущественное состояние  экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности стал одним из важнейших  инструментов, способствующих повышению  качества бухгалтерской отчетности, и составляющей его является достоверность  такой отчетности. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита  клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность. Ни один серьезный инвестор не будет работать с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые  содержатся в отчетности. Аудиторское  заключение должно давать пользователям  ответы на вопросы: дает ли отчетность подлинное и объективное представление  о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли отчетность в соответствии с общепринятыми  принципами бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

Лекция № 8

 

Тема 8. Особенности применения международных  стандартов к подтверждающему, сопровождающему, целевому и другим видам аудиторских  услуг.

 

1. Принципы  и содержание подтверждающего,  сопровождающего, целевого аудита  в соответствии с МСА. Особенности  применения международных стандартов  к  системно-ориентированному  аудиту и аудиту, базирующемуся  на риске. Аудиторская экспертиза  на основе анализа системы  внутреннего контроля.      

2. Повышение  эффективности оказания аудиторских  услуг и уменьшение затрат  клиента при проведении аудита, базирующегося на риске.

3. Применение  МСА при оказании сопутствующих  аудиту услуг.

1. Основные принципы МСА представлены  в МСА 120. К ним стандарт относит  основные принципы финансовой  отчетности и основные принципы  аудита.

К основным принципам финансовой отчетности относится, во-первых, то, что финансовая отчетность, которая является основным источником информации для широкого круга пользователей, должна составляться и представляться ежегодно и удовлетворять  информационные нужды этих пользователей. Во-вторых, финансовая отчетность должна составляться либо в соответствии с  МСФО, либо с национальными стандартами  или иными авторитетными стандартами, В качестве авторитетных стандартов финансового учета можно рассматривать, например, ГААП (общепринятые принципы учета) — американскую национальную модель финансового учета и отчетности. Это обстоятельство обусловлено  значением американской системы  финансового учета в мире и  ее ролью в образовании и становлении  МСФО. В России рекомендации по применению ГААП в качестве стандартов, аналогичных  МСФО даются Международным центром  реформы системы бухгалтерского учета (ICAR) российским предприятиям, планирующим  привлечение иностранного акционерного или заемного капитала.

Информация о работе Соответствие состава и принципов разработки отечественных стандартов международным