Состав и структура оборотных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Оборотные средства - это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Эти составные части оборотных средств по-разному обслуживают процесс воспроизводства: первые - в сфере производства, а вторые - в сфере обращения.
Условия производства и реализации продукции требуют, чтобы на складах производственного предприятия постоянно находились запасы материальных ценностей, потребляемых в процессе производства, а также готовой продукции. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы необходимо, чтобы в цехах находились определенные заделы незаконченной продукции

Файлы: 1 файл

6.docx

— 80.47 Кб (Скачать файл)

Норматив  производственных запасов (сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.д.) определяется умножением нормы в днях на однодневный их расход.

Sni = H3i × М / Тк,

где М - расход сырья и материалов за календарный период времени, тенге.; Тк - календарный период, дни (год - 360 дней; квартал - 90 дней, месяц - 30 дней).

Норматив  незавершенного производства (Анзп) рассчитывается умножением нормы запаса в незавершенном производстве на среднесуточный выпуск продукции оцененной по производственной себестоимости.

Анзп = Псут × Ннзп,

где Псут - среднесуточный выпуск продукции по производственной себестоимости, тенге.;

Ннзп - норма запаса в незавершенном производстве, дни.

Норматив  оборотных средств на готовую  продукцию (ЗГП) на складе предприятия определяется по формуле:

ЗГП = Псут × Нзг,

где Псут - однодневный выпуск готовой продукции по производственной себестоимости;

Нзг - норма запаса готовой продукции, дни.

Расчет  норматива оборотных средств  по расходам будущих периодов Аб.п определяется по формуле:

Аб.п. = Зн + Зпл - Зпог,

где Зн - расходы будущих периодов на начало планируемого периода;

Зпл - затраты планируемого периода на эти цели;

Зпог - затраты в планируемом периоде, подлежащие списанию на себестоимость продукции.

Завершается процесс нормирования установлением  совокупного норматива оборотных средств путем сложения частных нормативов по производственным запасам, незавершенному производству, расходам будущих периодов и готовой продукции.

Средняя норма оборотных средств по предприятию  в целом рассчитывается делением совокупного норматива на однодневный  выпуск товарной продукции по производственной себестоимости.

Таким образом, нормирование оборотных средств - необходимое условие определения  минимально достаточного объема средств, обеспечивающих эффективную работу предприятия в целом.

 

3. Содержание производственной программы предприятия

 

Разработка  плана производства и продажи  продукции является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социально-экономического развития предприятия. План производства определяет генеральное  направление перспективного роста  всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной  и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации  и управления производством и  т.п.

Планирование  производства продукции, товаров и  услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно  связанным с разработкой общей  стратегии развития фирмы, проведением  маркетинговых исследований, проектированием  конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а  также с выполнением других функций  и видов внутрихозяйственной  деятельности.

В современных условиях рынок требует  производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ  и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок  ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления  гибких бюджетов и непредвиденных расходов и т.д.

Гибкая  производственная политика предприятий  или фирм может при планировании входить в конфликт с целями отдельных  подразделений и функциональных служб, стремящихся к массовому  производству товаров (производственные службы), ограниченному числу видов  продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-планам (плановые службы), стандартизованным сделкам (маркетинговые  службы), пассивным действиям против конкурентов (юридические службы).

В процессе планирования производства и  продажи продукции должен достигаться компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском и т.п.

Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и  стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино  технические, маркетинговые и экономические  цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач каждого подразделения.

Планирование  производства и реализации продукции  представляет собой процесс разработки и выполнения основных заданий годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую перспективу. Для этого необходимы выбор и  обоснование важнейших направлений  производственной и предпринимательской  деятельности, установление объемов  производства и продажи товаров, расчет потребности всех видов экономических  ресурсов. В свою очередь это предполагает обеспечение сбалансированности производственной программы и производственной мощности, конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, оперативное  регулирование производственной деятельности и корректировку исходных плановых показа и т.п.

В современных условиях производители  и предприниматели самостоятельно планируют текущую и перспективную  производственно-хозяйственную и  финансово-экономическую деятельность, определяют стратегию и программу  развития и расширения производства, исходя из рыночного спроса на продукцию, работы и услуги предприятия, а также  необходимости достижения равновесия спроса и предложения, получения  высокой прибыли и личных доходов  персонала, осуществления других социально-экономических  проблем и оперативно-тактических целей или задач в плановом периоде.

Планирование  производства продукции предусматривает  систему взаимодействия комплекса  экономических ресурсов и внутрифирменных  факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии и поставленных задач на основе полного использования  технических, организационных и  иных имеющихся на предприятии резервов. Планирование служит необходимым условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих  изделий для производства требуемых  рынком товаров и услуг. Поэтому  каждая независимая производственная фирма должна самостоятельно планировать  свою производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей рынка и своих возможностей.

Переход отечественных предприятий к  рыночным отношениям означает самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственно-хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрифирменного рыночного планирования предполагает:

  • свободное обеспечение производственно-технического и социально-экономического развития всех организаций за счет собственных финансовых ресурсов;
  • высокую материальную заинтересованность персонала предприятия в достижении необходимых конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности;
  • полную ответственность высшего руководства и специалистов фирмы за общие результаты рыночной деятельности, выполнение всех договорных обязательств с заказчиками продукции, налоговыми службами и кредитными организациями;
  • получение планируемых доходов или прибыли как необходимой финансовой основы выполнения годовой производственной программы предприятия и дальнейшего развития его потенциала;
  • установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими доходами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников.

В условиях рынка основная задача каждого  предприятия состоит в обеспечении  подъема производства и повышении  его эффективности, росте продаж и доходов и т.п. Поэтому при  планировании необходимо как можно  полнее учитывать конъюнктуру рынка, действия конкурентов, возможности  своего развития и другие факторы. Вместе с тем высокие и точные конечные результаты трудно предвидеть при существующей неопределенности не только в долгосрочных, но и в краткосрочных планах. Из этого следует, что жесткое перспективное  планирование на современном этапе  развития рынка себя пока не оправдывает. Поэтому необходимо шире развивать  гибкое текущее или оперативное  планирование производственной деятельности.

Производственная  деятельность предприятий характеризуется  системой показателей. Важнейшими из них  в условиях свободных рыночных отношений  являются такие, как спрос на продукцию  и объем производства, величина предложения  и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность  ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход и др.

В теории и практике планирования на предприятиях широко применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители продукции и некоторые их разновидности.

Натуральные измерители выражают физический объем  конкретных видов выпускаемой продукции  в таких единицах, как штуки, тонны, метры (погонные, квадратные, кубические), и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Однако на практике диапазон их применения ограничен расчетами объемов  выпуска только однородной продукции.

Трудовые  измерители являются универсальными и  наиболее распространены на производстве. Они характеризуют объем выпущенной продукции в нормо-часах (человеко-часах, станко-часах), нормо-рублях и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Эти измерители являются базой технико-экономического, социально-трудового, оперативно-производственного и многих других видов внутрифирменного планирования.

Как показывают исследования, в условиях перехода к рыночным отношениям, характеризующимся  высоким уровнем инфляции, нестабильностью  действующих цен на материальных ресурсы и тарифов на трудовые ресурсы, целесообразно шире использовать систему натуральных и трудовых измерителей, обеспечивающих более  высокую достоверность и стабильность плановых расчетов. На основе этих измерителей можно создать в дальнейшем, по мере стабилизации рыночных цен, систему стоимостных нормативов, пригодную для последующего применения в рыночной экономике. Такие нормативы могут стать основой управления издержками производства на предприятиях.

Стоимостные нормативы характеризуют объем  производства продукции в денежном измерении.

Они позволяют на единой ценовой основе сопоставлять, анализировать и суммировать  объем выпуска разнородной продукции. Однако при этом надо учитывать существующий уровень изменения рыночных цен  при планировании и измерении  объемов выпущенной в разное время  продукции. Поэтому сейчас, как уже  отмечалось, в ходе планирования производства и реализации продукции предприятию  предпочтительнее применять натуральные  и трудовые нормативы, от которых  легко перейти к стоимостному измерению объема продукции, планируемой  или выпущенной в соответствующем  периоде времени.

В процессе разработки плана производства и продажи продукции все объемные расчеты ведутся по каждой номенклатурной позиции.

Важнейшими  рыночными индикаторами при выборе вида производимой продукции и составлении  номенклатурного плана служат показатели эффективности и обновляемости выпускаемых товаров. В соответствии со своим жизненным циклом каждый вид продукции достигает в известный период предельной эффективности, и поэтому требуется периодическое обновление номенклатуры или ассортимента товаров и услуг (рис.).

 

Рис. График изменения эффективности (Э) продукции во времени

 

Планирование  производства новой конкурентоспособной  продукции должно обеспечивать высокий  доход всем предприятиям и фирмам. Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных  планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых  товаров, а также расширение использования  новых плановых показателей, и в  первую очередь оценочных или  экономических. В табл.1 приведена  система основных планово-экономических  показателей, применяемых при разработке стратегических, долгосрочных, текущих  и оперативных планов на отечественных  предприятиях.

 

 

Таблица Система  основных плановых показателей

Стратегические

Долгосрочные

Текущие

Оперативные

Наименование продукта (услуг)

Перечень важнейшей номенклатуры продукции

Перечень и количество всей номенклатуры продукции

Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции

Ориентировочная сумма капиталовложений.

Сумма расходования ресурсов по видам

Сумма расходования ресурсов по видам  и номенклатуре выпускаемой продукции

Подетальные и пооперационные

Ориентировочные подвижные сроки  исполнения

Календарные сроки исполнения

Точно установленные сроки исполнения

Почасовые и суточные графики исполнения

Ответственные исполнители

Ответственные исполнители и соисполнители  по этапам и видам работ

Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции

Подетальное распределение работ среди исполнителей

Эффективность: достижение цели, окупаемость  затрат

Превышение дохода над расходами (прибыль)

Сумма чистого дохода

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции

Информация о работе Состав и структура оборотных средств