Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 10:26, практическая работа
Целью работы является разработка направлений совершенствования учета и контроля основных средств. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучить законодательно-нормативную базу, действующую в настоящее время в сфере учета основных средств;
- проанализировать организацию бухгалтерского учета основных средств;
- рассмотреть особенности контроля основных средств.
Введение
1 Теоретические аспекты учета и контроля основных средств
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств
1.2 Организация бухгалтерского учета основных средств
1.3 Особенности контроля основных средств
Заключение
Список использованных источников
1.2 Организация бухгалтерского учета основных средств
Важное значение в бухгалтерском учете имеет оценка основных средств. Она влияет на определение общей стоимости этой части имущества организации, следовательно, на величину амортизации, себестоимости продукции, налогов на имущество и прибыли. Стоимость основных средств, находящихся на балансе организации, принимается во внимание при оценке обеспеченности обязательств, при залоговом кредитовании, страховании имущества. В бухгалтерском учете основные средства оценивают по первоначальной стоимости, применяют также восстановительную и остаточную стоимости.
Аналитический учет основных средств организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов.
Инвентарным объектом основных средств признается:
- объект со всеми
- отдельный конструктивно
- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
При этом комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Для приемки основных средств (не требующих монтажа), а также для включения объектов в состав основных средств и ввода в эксплуатацию предназначены формы:
- акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ОС-1);
- акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ОС-1а);
- акт о приеме-передаче группы объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ОС-1б).
Указанными документами оформляется любая операция поступления основных средств в организацию по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды и так далее. На основании оформленных актов данные о включении объекта в состав основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) по формам. Поступление на склад оборудования, которое после выполнения монтажных работ будет использоваться как основное средство, оформляется Актом о приеме (поступлении) оборудования. Акт составляется комиссией по приему основных средств в двух экземплярах и утверждается руководителем организации.
При передаче оборудования для проведения монтажных работ оформляется акт о приеме-передаче оборудования в монтаж. Если в процессе монтажа и испытания объекта выявлены какие-либо дефекты, то составляется Акт о выявленных дефектах оборудования.
Для приемки объектов основных средств после ремонта, модернизации или реконструкции используется унифицированная форма «Акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств». Этот акт состоит из двух разделов.
Для отражения информации о внутреннем перемещении объектов основных средств используется унифицированная форма № ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств». На основании этой накладной данные о перемещении вносятся в инвентарную карточку (книгу).
Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение основных средств». По дебету счета 08 отражаются фактические затраты организации, связанные с приобретением основных средств.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывается со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа поступления объекта основных средств.
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списания стоимости
пропорционально объему
Порядок бухгалтерского учета переоценки объектов основных средств определен ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Коммерческие организации могут не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Ремонт основных средств может быть текущим, средним или капитальным. Согласно Методического указания по бухгалтерскому учету основных средств № 91н к текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их своевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии. При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим.
Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбрать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:
- сумма фактических затрат на ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;
- организация может создавать
резерв на проведение ремонта
основных средств;
При этом организация должна исходить из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов основных средств, периодичности проведения ремонта. Выбранный способ учета расходов на ремонт необходимо зафиксировать в учетной политике, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета в данной организации.
Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия по местам нахождения или эксплуатации. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. По действующим положениям она должна проводиться при передаче имущества (в аренду, при продаже), при преобразовании организации, в случае стихийных бедствий [9].
В ходе инвентаризации основных средств проверяется достоверность учетных данных и соответствие их фактическому наличию, определяется комплектность, техническое состояние, степень использования основных средств по назначению и производится их оценка. Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, который должен быть утвержден руководителем организации.
В учете поступления от продажи основных средств признаются в качестве прочих доходов (ПБУ 9/99), которые отражаются в установленном порядке на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом величина поступлений от продажи основных средств в общем случае определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем. Расходы организации, связанные с продажей основных средств, признаются в учете в составе прочих расходов (ПБУ 10/99), которые отражаются по дебету счета 91.
Объекты недвижимости после регистрации права собственности на них списываются главным образом в результате их продажи. Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме в виде одного документа, подписываемого сторонами. Как правило, договор нотариально удостоверяется. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи также подлежит государственной регистрации.
Право собственности у покупателя возникает не с даты подписания договора сторонами, а с момента государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости. Это важно для начисления амортизации основных средств и налога на имущество [8].
1.3 Особенности контроля основных средств
При проведении контроля необходимо проверить следующие вопросы:
- соответствие постановки
- организация бухгалтерского
- наличие графика документооборо
- соответствие счетов
- состояние аналитического и синтетическою учета: ведение мемориальных ордеров, оборотных ведомостей, главной книги, карточек или книг установленной формы и т.п., своевременность записей в регистры бухгалтерского учета, соответствие этих записей первичным документам;
- правильность оформления
- соответствие отчетных
- правильность составления
бухгалтерской отчетности
и своевременность ее
- осуществление руководства
- состояние инвентаризационной работы;
- хранение бухгалтерских документов. состояние архива, соблюдение установленных правил и сроков хранения;
Проводится проверка:
- организации учета основных средств, обеспечение их сохранности;
- правильность и
- правильность определения
- наличие инвентарных номеров на каждый объект основных средств, технических паспортов и другой технической документации, все ли основные средства закреплены за материально-ответственными лицами по местам нахождения и эксплуатации;
- при безвозмездном получении
основных средств - наличие извещений
(авизо) от передающей стороны, своевременность
оприходования, правильность определения
износа с учетом срока
- создана ли в ревизуемой
организации постоянно
- полнота оприходования материальных
ценностей, поступивших от разборки
ликвидируемых основных
- при списании основных средств по причине стихийных бедствий и аварий выяснить законность данной операции (наличие актов, заключение соответствующих компетентных органов), соблюдаются ли правила эксплуатации при использовании основных средств, установлены ли виновные в аварии и какие приняты меры по возмещению причиненного ущерба;
- при установлении фактов продажи отдельных объектов основных средств работникам организации, а также на сторону (автомобилей, зданий, оборудования и др.) следует выяснить, кто разрешил отпуск за плату, необходимы ли реализуемые объекты основных средств организации, обоснованность цены и полноту оплаты, (Отпускная цена при этом должна устанавливаться с учетом сложившихся рыночных цен, технического состояния и процента износа);
- по сданным в аренду основным средствам целесообразность произведенной операции и наличие договора с комитетом по управлению имуществом (или иного разрешительного документа), определяющего сумму арендной платы и порядок ее распределения, полноту возмещения арендатором затрат, включенных в договор на аренду основных средств, своевременность поступления платежей, правильность оформления первичных документов и своевременность отражения записей в бухгалтерском учете, Проверяется также наличие фактов передачи основных средств в аренду другим организациям, полнота поступления арендной платы, коммунальных и других платежей;
Информация о работе Совершенствование бухгалтерского учета и контроль основных средств