Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 02:05, курсовая работа
Цель работы – является всесторонний анализ теоретических вопросов организации управления дебиторской задолженностью предприятия.
Задачами работы является:
- исследование экономической сущности и видов дебиторской задолженности;
- анализа сущности и задач политики управления дебиторской задолженностью;
- рассмотрение методики анализа дебиторской задолженности, как основы выработки управленческих решений;
- исследование направлений повышения ликвидности и рефинансирования дебиторской задолженности предприятия.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы организация управления дебиторской задолженностью
1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности.
1.2 Содержание, цель и задачи политики управления дебиторской задолженностью
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью
Глава 2. Методика анализа дебиторской задолженности
2.1 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка
ее оборачиваемости и целесообразности формирования
2.2 Анализ оптимальности величины дебиторской задолженности
2.3 Анализ отклонений в процессе контроля выполнения бюджетных показателей дебиторской задолженности
Глава 3. Совершенствование управления дебиторской
задолженностью
Заключение
Список литературы
Для оценки качества управления дебиторской
задолженностью в организации следует
проводить факторный анализ влияния
структуры дебиторской
(2.8)
где DZпокуп - дебиторская задолженность покупателей и заказчиков;
N/DZ - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
По данным произведенных расчетов
можно выявить причины
2.2 Анализ оптимальности
величины дебиторской
В современных условиях развития отечественной
экономики кризис неплатежей и низкая
кредитоспособность хозяйствующих
субъектов приводят к образованию
значительной величины дебиторской
задолженности, причем существенная ее
доля приходится на долговременную и
просроченную задолженность. В этой
связи перед бухгалтером-
Таблица 3.
Направления оценки потребности в дебиторской задолженности
Потребность в средствах, инвестируемых в ДЗ | ||
А. По объектам инвестирования в дебиторскую задолженность |
В. По степени планирования и целям |
С. По временному горизонту |
1.1. Дебиторская задолженность
за отгруженную продукцию не
связанным сторонним |
1. Планируемая отсрочка платежа за отгруженную продукцию в целях стимулирования спроса на производимую продукцию (работы и услуги] - элемент маркетинговой политики |
1. Дебиторская задолженность,
срок погашения которой |
1.2. Просроченная дебиторская
задолженность за отгруженную
продукцию независимым |
||
2. Дебиторская задолженность
по операциям с |
2.Планируемая дебиторская
задолженность в ходе |
2. Дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев |
3. Дебиторская задолженность по векселям полученным |
||
4. Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом |
3. Дебиторская задолженность,
связанная с |
3. Безнадежная дебиторская задолженность |
5. Прочая дебиторская задолженность |
Для расчета потребности в
Используя информацию и обозначения табл. 3, можно построить следующие аналитические балансовые модели, которые рекомендуется использовать в расчете потребности инвестирования средств в дебиторскую задолженность:
(2.9)
Для расчета потребности в
(2.10)
где DZФ и NФ - величины дебиторской задолженности и объем продаж в отчетном периоде (фактически);
Nплан - планируемый объем продаж в будущем периоде.
Управление уровнем
Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием в организации.
При составлении плана (бюджета) продаж
готовой продукции организации
необходимо указывать, какое ее количество
отгружается с образованием дебиторской
задолженности. Соответствующие суммы
отражаются в плане по движению дебиторской
задолженности в графе «
При формировании плана поступления
платежных средств также
При формировании плана продаж определяется нормируемая величина дебиторской задолженности и срок ее погашения по каждому крупному контрагенту. Это делается для того, чтобы не допустить неконтролируемый рост задолженности, обеспечить заданное среднее значение оборачиваемости.
После составления исходного варианта
финансового плана следует
Целесообразно составление и анализ нескольких вариантов финансового плана, которые отличаются сроками и объемами погашения дебиторской задолженности.
Анализируя финансовый план, следует
оценить сроки оборачиваемости
дебиторской задолженности, как
в целом, так и по крупным (первые
10-30) контрагентам. Варьируя сроки погашения
(и, соответственно, период оборота), можно
оценить, насколько увеличится эффективность
деятельности организации. Если важнее
на данном этапе повышение
Запланированное движение задолженности (как дебиторской, так и кредиторской) следует контролировать. Для этого необходима оперативная бухгалтерская информация. Если бухгалтерия не обеспечивает нужную оперативность, нужно воспользоваться данными управленческого учета.
Контроль выполнения плана необходимо сочетать с контролем работы менеджеров, за каждым из которых целесообразно закрепить соответствующего контрагента. Повышение договорной дисциплины, жесткий оперативный контроль договоров на этапе их составления, подписания и реализации является неизбежной мерой, обеспечивающей выполнение плана по движению дебиторской задолженности.
Необходимо предусмотреть
В случае существования на предприятии
центров финансовой ответственности
(ЦФО) за использование активов
Анализируя финансовый план, сроки и объемы дебиторской задолженности, можно определить различные варианты скидок от цены на отгружаемую продукцию в зависимости от сроков погашения задолженности. Может оказаться выгоднее ввести предоплату, существенно снизив при этом цену.
На продолжительность кредита, предоставляемого по продажам в кредит, влияют следующие факторы:
- обычные условия торговли в конкретной компании;
- чувствительность продаж к
увеличению или уменьшению
- кредитный рейтинг клиентов.
В зависимости от профиля клиентов
реакции на корректировки
При этом у организаций, имеющих высокую скидку и менее продолжительный период времени для предварительного погашения своих обязательств, коэффициент инкассации задолженности выше, чем у остальных контрагентов.
Существует два основных вида скидок: торговая скидка и скидка при срочной оплате.
Торговая скидка применяется в случаях, когда организация имеет дело как с компаниями розничной торговли, так и с розничными торговцами. Товары маркируются розничной ценой и выписываются организациям розничной торговли по розничной цене за вычетом соответствующей скидки. В таких случаях торговая скидка является в действительности прибылью компании розничной торговли с этого товара. Термин «торговая скидка» также используется для определения скидки при оптовой продаже за крупные заказы или любой другой специальной скидки, предоставляемой по какой бы то ни было причине отдельным покупателям.
Скидка при срочной оплате является простым финансовым стимулом для покупателей, поощряющим их к оплате своих счетов в течение определенного периода, который короче, чем обычная продолжительность кредита. Предоставление скидок при срочной оплате может иметь благотворное воздействие на работу организации в двух аспектах:
- предоставляемые скидки могут
значительно улучшить поток
- предоставляемые скидки могут
привести к увеличению объема
продаж имеющимся и новым
Следующим аргументом в пользу предоставления
скидок покупателям в случае досрочной
оплаты является тот факт, что организация
в данном случае получает возможность
сократить не только объем дебиторской
задолженности, но и объем финансирования.
Помимо собственно потерь от инфляции,
возникающих в связи с
При этом необходимо заметить следующее.
О.В. Ефимова отмечает [13], что более точный расчет целесообразности предоставления скидок покупателям будет получен в том случае, когда в его основу положен не индекс цен, являющийся, по существу, макроэкономическим индикатором, а средневзвешенная стоимость капитала данной организации, характеризующая цену его (предприятия) финансовых ресурсов.
И.А. Бланк в своей работе [6] приводит схему расчетов с покупателями, широко используемую в экономически развитых странах: «d/k брутто n». Эта схема означает, что:
а) покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);
б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (к + 1)-го по n-й день кредитного периода;
в) в случае неуплаты в течение п дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты.
Руководитель может
Информация о работе Совершенствование управления дебиторской задолженностью