Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:48, реферат
Ситуация, сложившаяся на мировом рынке нефти, говорит о ненадежности многих прогнозов политиков и экономистов в этой сфере: резкое падение цен на жидкое топливо в 1986 г. стимулировало спрос на жидкое топливо, однако, все понимали, что скоро произойдет повышение цен, т. к. рос спрос. Высказывалось опасение, что к началу 90-х гг. Странам- потребителям может грозить энергетический кризис. Конъюктура нефтяного рынка казалось, подтверждала эти прогнозы: в 1988-1989 гг. Мировые цены на жидкое топливо заметно выросли, преодолев барьер в 20 долл. За барель, а в 1990 г. в период иракской агрессии против Кувейта подскочили до 40 долл. Однако в дальнейшем прогноз не оправдался. В период конфликта в Персидском заливе цены вновь снизились и колебались в диапазоне 15-2о долл. За барель, к концу 1993 г. упали ниже 14 долл., что с поправкой на инфляцию составляло еще меньшую сумму.[1] Как известно: сегодня на экономику России продолжает отрицательно сказываться процесс понижения цен на жидкое топливо.
1. География нефтедобывающей промышленности Российской федерации. Главные районы нефтедобычи в России.
2. Размещение предприятий нефтяной промышленно сти.Транспортировка нефти.
3. Россия на мировом рынке нефти.
Заключение.
Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.
Нефтеперерабатывающая
транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы, которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.
Нефтеперерабатывающие заводы размещаются на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти нет. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (Ачинск).
Тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется лишь один центр переработки нефти в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе жидкого топлива, действует и Тобольский нефтехимический комбинат.
Для транспортировки нефти создана большая сеть нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно дешевле, чем перевозка по железной дороге.
На железной дороге основной
поток нефти образуется в
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако, из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны (Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее
эффективное средство
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим направлениям: на восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа -Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (нефтепродукты);на запад- нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару-Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк – Вентспилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород Ярославль - Кириши (Северо - Запад);на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлениям: На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;на юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент-Чарджоу. На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.
Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.
В настоящее время нефтяная промышленность России находится в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн. т. Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не только с дополнительными государственными инвестициями, но и с последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их отрасли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия.
Поставки нефти для государственных нужд сокращены до 20 % ее добычи, остальные 80 % предприятия имеют право реализовать самостоятельно. Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и мировых цен на нефть. Практически снят контроль за уровнем внутренних цен на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень рентабельности в цене. Важное значение для повышения эффективности функционирования нефтяного комплекса России имеет работа по акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные изменения происходят в организационных формах. Государственные предприятия по добыче и транспорту нефти, ее переработке и нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в государственной собственности. Для коммерческого управления пакетами акций, находящихся в государственной собственности.
Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и нефтепродуктов созданы акционерные компании "Транснефть" и "Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных обществ. В связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена.
Образуются вертикально-интегрированные компании(ВИК)- это объединение компаний геологоразведки, и нефтедобычи с компаниями нефтепереработки и сбыта. Среди таких компаний выделяют:
« ЛУКойл» - 40 % акций у государства, около 100 дочерних компаний и предприятий. В том числе 40 сервисных компаний, 24 совместных предприятия, 7 нефтедобывающих ( Когалымнефтегаз, Лангеппаснефтегаз, Урайнефтегаз, Пермьнефть, Нижневолжскнефть, Калининградморнефтегаз, астраханьнефть) и 2 нефтеперерабатывающих ( Волгограднефтепереработка и Перпмьнефтеоргсинтез ), 3 финансовоинвестиционные компании ( 1о % российского рынка нефтепродуктов).
«Сиданко» - 51% акций у группы "ОНЭКСИМ - МКФ" (компания "Интеррос-ойл", входящая в "Интеррос", в сентябре 1996 г. стала победителем инвестиционного конкурса по продаже 34% уставного капитала "Сиданко"^), свыше 100 тыс. работающих. Третье место среди нефтяных ВИК после "Юкос" и "ЛУКойл". Средняя глубина нефтепеработки - 59%, самая высокая в России. При 460 тыс. барр. / сутки добычи нефти дает 7% всей российской добычи. Владеет широкой распределительной сетью: 766 АЗС, 159 нефтебаз, на которых сосредоточено 21,4 млн. барр. В составе "Сиданко" нефтедобывающие "Варьеганнефтегаз", "Кондпетролеум", "Удмуртнефть", "Черногорнефть", "Саратовнефтегаз"; нефтеперерабатывающие АО "Ангарская нефтехимическая компания", Саратовский НПЗ, Хабаровский НПЗ, 14 компаний по нефтепродуктообеспечению; 3 производящих оборудование, одно в сфере НИОКР АО "Крекинг".
«Сургутнефтегаз» образована в марте 1993 г. Нефтедобычу ведет "Сургутнефтегаз", переработку - "Киришинефтеоргсинтез", продуктообеспечением занимаются 9 предприятий, имеет морской терминал - "Ручьи". Объем добычи - 670 тыс. барр./сутки.
«Юкос» - 78% акций компании получил
"Менатеп" в результате
НК "Роснефть" (70 тыс. человек персонала, акции 89 предприятий, не вошедших ни в одну ВИК, в 1995 г. были переданы в доверительное управление "Роснефти"). Нефтедобывающие компании - "Пурнефтегаз", "Сахалинморнефтегаз", "Краснодарнефтегаз", "Ставропольнефтегаз", "Термнефть", "Дагнефть", "Архангельскнефтедобыча", "Калм-нефть". Нефтеперерабатывающие - Комсомольский НПЗ, "Краснодарнефтеоргсинтез", Туапсинский НПЗ, Московский экспериментальный завод нефтепродуктов. 16 предприятий нефтепродуктообеспечения, 8 совместных предприятий, 5 вспомогательных сервисных компаний - "Удмуртгеология", ГИВЦ "Нефтегаз", "Нефтегазснаб", "Роснефтеимпекс", "Роснефтекомплект", АСУ "Нефтепродукт".
«Сибнефть" дает 7% добычи нефти России (407 тыс. барр./сутки). В ее состав нефтеперерабатывающая компания "Ноябрьскнефтегаз", нефтеперерабатывающая АО "Омский НПЗ", нефтепродуктообеспечивающая - "Омскнефтепродукт", сервисное предприятие "НоябрьскНГгеофизика".
"Славнефть" образована 27 июня
1994 г., входит в состав первой
транснациональной российско-
" Тюменская нефтяная компания" образована 9 августа 1995 г. Объем добычи -454 тыс. барр./сутки, переработки - 172 тыс. Ее нефтедобывающие компании -"Нижневартовскнефтегаз", "Тюменьнефтегаз", "Обьнефтегазгеология", Рязанский нефтеперерабатывающий завод, 5 нефтепродуктообеспечивающих предприятий и по одному в строительстве и геологоразведке.[5]
Переход к рынку влечет
за собой многие проблемы, в
том числе и сложности
n исключительная ориентация на
добычу нефти и газа и отсюда
повышенная чувствительность
Информация о работе Современное состояние нефтедобывающей промышленности России