Современное состояние нефтедобывающей промышленности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 09:48, реферат

Описание работы

Ситуация, сложившаяся на мировом рынке нефти, говорит о ненадежности многих прогнозов политиков и экономистов в этой сфере: резкое падение цен на жидкое топливо в 1986 г. стимулировало спрос на жидкое топливо, однако, все понимали, что скоро произойдет повышение цен, т. к. рос спрос. Высказывалось опасение, что к началу 90-х гг. Странам- потребителям может грозить энергетический кризис. Конъюктура нефтяного рынка казалось, подтверждала эти прогнозы: в 1988-1989 гг. Мировые цены на жидкое топливо заметно выросли, преодолев барьер в 20 долл. За барель, а в 1990 г. в период иракской агрессии против Кувейта подскочили до 40 долл. Однако в дальнейшем прогноз не оправдался. В период конфликта в Персидском заливе цены вновь снизились и колебались в диапазоне 15-2о долл. За барель, к концу 1993 г. упали ниже 14 долл., что с поправкой на инфляцию составляло еще меньшую сумму.[1] Как известно: сегодня на экономику России продолжает отрицательно сказываться процесс понижения цен на жидкое топливо.

Содержание работы

1. География нефтедобывающей промышленности Российской федерации. Главные районы нефтедобычи в России.
2. Размещение предприятий нефтяной промышленно сти.Транспортировка нефти.
3. Россия на мировом рынке нефти.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат по практике.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

"Казахстанский узел" состоит из двух основных проблем: участия российских компаний в добыче нефти на территории Казахстана и выбора маршрута для транспортировки нефти на Запад. Геополитическая ориентация республики определена ее этническим составом и спецификой коммуникаций с экономическими центрами современного мира. В настоящее время преобладание неказахского населения в большинстве областей Казахстана, особенно на севере, однозначно диктуют курс республики на тесные отношения с Россией. Кроме того, коммуникации Казахстана с 'Европой и экономически развитыми государствами Азии сегодня могут быть осуществлены только через Россию. Что касается России, то ее точка зрения состоит в том, что общие интересы обеих стран требуют, чтобы разработка нефтяных запасов Казахстана велась со значительным российским участием. При этом доля российского участия должна быть, по мнению всех заинтересованных "игроков" российской  политики, значительно выше, чем это имело место в случае с месторождениями ^Азери", "Чираг" и глубоководной части месторождения "Гюнешли". Наибольшую Заинтересованность в участии и освоении запасов республики демонстрируют компании "ЛУКойл", "Роснефть" и "Транснефть".  Российской стороне удалось добиться 10-% участия НК "ЛУКойл" в разработке казахстанского месторождения "Тенгиз", которое прежде местные нефтяники осваивали совместно с американской компанией "Шеврон". Отметим также, что Россия внимательно наблюдает за действиями Казахстана в отношении нефтяных месторождений на дне Каспия. В советское время этот сектор почти целиком принадлежал к заповедной зоне. Если казахстанская сторона приступит к разработке месторождений, то это будет означать чрезвычайно высокий риск для экологии Каспия.  

"Восточнославянский  узел" составляют отношения России  с Украиной и Белоруссией. Здесь проблема распадается на две составные части. Во-первых, российские нефтепромышленники заинтересованы в присутствии на нефтяных рынках этих стран не только в качестве торговцев нефтепродуктами. Во-вторых, России необходимо обеспечить себе надежный транзит через территории обеих республик.         

 В настоящее время  Киев категорически против того, чтобы допустить российских нефтепромышленников  к участию в акционировании  украинских НПЗ. В результате крупнейшие российские компании воздерживаются от присутствия на украинском рынке. Переломить эту тенденцию будет, видимо, довольно сложно при сохранении нынешнего политического подхода руководства Украины к участию российского капитала в приватизации. Существует и проблема транспортировки сырой нефти через территорию Украины в Венгрию, Словакию и Чехию, поскольку остаются до конца неотрегулированными вопросы оплаты перекачки нефти через систему нефтепроводов "Дружба". Постоянное повышение цен на услуги трубопроводного транспорта, находящегося на украинской территории, делает для ряда российских компаний экономически нерентабельным экспорт сырой нефти в Венгрию, Словакию и Чехию. В то же время международные обязательства нашего государства требуют продолжения поставок нефти в эти восточноевропейские страны. При этом основной вопрос, который больше всего волнует российских нефтепромышленников в отношении "Дружбы", это не столько цена на прокачку нефти, сколько постоянные изменения украинской стороной существующих договоренностей. Экономическая рентабельность торговли нефтью при таком подходе не поддается определению. Для Украины предъявление новых и новых требований российским партнерам становится практикой.    

 Другое важнейшее  восточнославянское направление  - транспортировка нефти через  Белоруссию - не вызывает у нефтепромышленников особого беспокойства в силу определенной уверенности в соблюдении Минском уже устоявшихся "правил игры". Напомним, однако, что для российских компаний Белоруссия является еще и рынком сбыта нефтепродуктов, а также, пожалуй, ключевой страной для подхода к решению вопроса нефтепереработки путем участия российского капитала в акционировании зарубежной собственности. Здесь в первую очередь речь идет о нефтеперерабатывающих предприятиях.  

"Ближневосточный  узел" возникает как производное из заинтересованности как российской дипломатии, так и российских нефтепромышленников в присутствии в этом регионе мира. Нефтяники, однако, прекрасно понимают, что нынешнее состояние отрасли в целом и их компаний (даже крупнейших, таких как "ЛУКойл" и ЮКОС) в частности, не позволяет им надеяться на то, чтобы потеснить западные компании на месторождениях Саудовской Аравии и Кувейта. Тем не менее ориентация нефтепромышленников на работу в ближневосточном регионе едва ли изменится в прогнозируемый промежуток времени. В ряде случаев российские компании могут получить право на освоение или участие в освоении ближневосточных нефтяных месторождений в силу чисто политических предпочтений отдельных стран региона. Авторитет России в арабском мире всегда находился на должном уровне и, несмотря на ослабление ее внешнеполитических позиций в последнее время, репутация Москвы по-прежнему котируется достаточно высоко. Во влиятельных политических кругах большинства ближневосточных государств превалирует мнение, что необходимо найти противовес безраздельной гегемонии Соединенных Штатов, которая установилась с начала 90-х годов.    

 Российские нефтепромышленники  видят в своем присутствии  в регионе еще и возможность  освоения новой технологии и  получения практики бурения и нефтедобычи в местных условиях. (Именно так подходит, например, "ЛУКойл" к своей работе на нефтяных месторождениях Туниса.) Кроме того, подобная практика дает российским нефтяным компаниям опыт сотрудничества и одновременно конкуренции в современных условиях. Возможно, что в ближайшее время основное притягательное воздействие будет иметь Ирак. Интерес российских нефтепромышленников к работе в этой стране вызван, помимо легко объясняемых коммерческих перспектив, тем обстоятельством, что в свое время советские геологи открыли значительную часть иракских месторождений, а советские нефтяники развивали здесь национальную нефтяную промышленность. В результате в России имеются подробные карты нефтяных месторождений этого государства, а в Ираке остались кадры, обученные советскими специалистами. Поэтому нефтепромышленники считают это направление приоритетным, предполагая, что работу здесь вести будет гораздо легче, чем в некоторых других потенциально привлекательных нефтедобывающих странах.   

"Американский узел" касается участия западных, в первую очередь американских, компаний в разработке нефтяных месторождений на территории Российской Федерации. Основные внешнеполитические вопросы зависят здесь от направленности геополитического вектора, возникающего при освоении российских нефтяных месторождений иностранными компаниями.  Существует комплекс собственно политических проблем взаимоотношений между сообществами нефтепромышленников России и Запада. Геополитические вектора связаны прежде всего с транспортной ситуацией, которая в ряде случаев уже изначально имеет не только экономическое, но и внешнеполитическое значение. Рассматриваются различные варианты эксплуатации Тимано-Печорской нефтяной провинции. Это 75 уже разведанных месторождений с суммарными извлекаемыми запасами свыше 1 млрд. т нефти. Для их разработки создан консорциум Timan Pechora Company, в который входят Техасе, Еххоп, Amoco, Norsk Hydro. В настоящее время ведется дискуссия, в каком направлении пойдет нефтепровод — на юг, в систему магистральных трубопроводов "Транснефти", или на север, где планируется построить нефтеналивной терминал. Южное направление предполагает использование нефти в значительной мере в российской экономике. Северное же направление нефтепровода означает, что вся добытая нефть будет отправлена на экспорт. . Относительно внешнеполитического аспекта взаимоотношений между сообществами нефтепромышленников разных государств следует напомнить, что один из влиятельных международных институтов - ОПЕК объединяет большинство нефтедобывающих стран. И хотя его члены представляют свои государства, а не национальные нефтяные компании, тем не менее, данная организация является самым известным и могущественным "нефтяным клубом" в мировой политике.    

 В России внешнеполитическая  сторона взаимодействия нефтяных сообществ возникает как результат целенаправленной политики правительства на привлечение иностранного капитала для освоения тех месторождений, на которых по разным причинам российские нефтяники работать в ближайшее время не смогут. Для освоения западными компаниями крупнейших месторождений было необходимо создать нужный уровень взаимодействия между государственными институтами России и Запада и определенную правовую базу, в первую очередь принять закон о разделе продукции. Такое взаимодействие на высоком уровне имелось только между Россией и США. Оно отразилось, в частности, в работе комиссии Черномырдина—Гора. Что касается правовой базы, то трудности ее создания в условиях сложившихся взаимоотношений между российскими и западными нефтепромышленниками довольно хорошо заметны на примере принятия все того же закона о разделе продукции. Среди российских компаний наибольший интерес в его принятии демонстрировал ЮКОС, собирающийся осваивать вместе с американским АМОКО Приобское месторождение. Не секрет, что именно данная компания наиболее активно лоббировала разработку и прохождение в Государственной Думе закона о разделе продукции. Однако сделанные на этапе работы согласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации существенные поправки к законодательству исказили его первоначальный замысел. Вся эта ситуация является хорошей иллюстрацией к одной из сторон взаимоотношений парламента, а также российского и западного (в первую очередь американского) нефтяных сообществ. Сейчас взаимодействия нефтяных сообществ приобретает различные формы. Среди существующих институтов - Российско-Американский нефтяной клуб (в его состав входят руководители 27 нефтегазовых компаний России и США). На встрече членов клуба с премьер-министром Виктором Черномырдиным 13 мая 1996 г. ставились актуальные для нефтепромышленников вопросы. Американская сторона настаивала на внесении изменений в Закон о соглашениях по разделу продукции, которые бы сняли дискриминационные положения в отношении иностранных компаний, работающих на территории России. Основное внимание нефтепромышленников обеих стран было уделено понижению потока налогообложения нефтяных компаний не менее, чем на 10-15% для достижения минимального уровня оборотного и инвестиционного капитала, необходимого для поддержания воспроизводству. Нефтяники также настаивали на введении, как это существует во всем мире, отраслевых положений по бухгалтерскому учету и отчетности в нефтяном комплексе, учитывающих специфику этой деятельности. Одновременно было высказано мнение о целесообразности привести бухгалтерские положения в России в соответствие с международными стандартами, так как действующие сегодня в нашей стране правила нефтепромышленники считают одной из причин завышения налогооблагаемой базы.[7]       

 Если говорить о  тенденции развития международных  отношений в постсоветском пространстве, то они во многом будут зависеть  от их "нефтяного ареала". В  этом, безусловно, проявляется как воздействие экономического кризиса в России и других бывших советских республиках на их внешнюю политику, так и геостратегическая ориентация развитых государств, которые видят в данном регионе прежде всего его сырьевые возможности. Разумеется, оба фактора болезненно воспринимаются общественным мнением России.  Существует и другая сторона вопроса. Место России в международном разделении труда будет определяться не только стратегической ориентацией зарубежных держав, но и реализацией ее возможностей. Богатейшие природные ресурсы, находящиеся на территории России и в пространстве, на которое распространяются ее национальные интересы, должны послужить мощным потенциалом для вывода страны из кризиса. В этом случае выход на первый план "нефтяного ареала" международных отношений в постсоветском пространстве будет расцениваться скорее как естественный и позитивный фактор во взаимоотношениях России и Запада.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 В связи с резким  падением цен на нефть Россия  решила присоединиться к предложению  большинства стран экспортеров и сократить вывоз нефти на 8,4 тыс. т. в сутки, нефтепродуктов - на 4,9 тыс. т., что  обойдется в 24 млн. долл. ежесуточных потерь. Выполняя соглашение, нашей стране придется уменьшить экспорт одной лишь нефти на 240 тыс. т.[8]  Несомненно, что такое положение не стимулирует развитие экономики в стране, но в сегодняшней ситуации является необходимостью, направленной на стабилизацию ситуации на рынке нефти и предотвращению дальнейшего падения цен. 

 

 

 

 

Литература

1. Динков В.А. Нефтяная  промышленность вчера, сегодня,  завтра.- М.: ВНИИОЭНГ.- 1988

2. Березин Л. Нефть  и газ Западной Сибири.- М.:    1990

3. Василенко А., Разуваев  В. Нефть и международные отношения // МЭМО.-1996.-№ 12.-С.56-64.

4. Крюков В. Нефтяные  фонды и проблемы регионально       го экономического развития// МЭМО.-1994.- № 5.- С. 117-125.Михайлов Д. Финансово-промышленные группы: специфика России //МЭМО.-1997.-№ 4.- С.120-130

5. Нефтяная промышленность.- М.:ВНИИОЭНГ,1994.

6. Народное хозяйство  Российской Федерации.- М.: 1993

7. Региональная экономика  / Под ред.  Т.Г. Морозовой.- М., 1995.

8. Сейфульмулюков И.  Мировой рынок нефти: современное  состояние и перспективы//МЭМО.-1994.-№  6.-С.102.                                               

9.  Сварский Н. Российская нефть потечет в обход Латвии //Интерфакс- АиФ.-1998.- 20-26 апр.       

10. Экономическое развитие  стран СНГ в 90 -е гг.//МЭМО.-1994.- № 6.- 137-146.

 

 


Информация о работе Современное состояние нефтедобывающей промышленности России