Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:06, реферат
Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987 - 1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным созданием аудиторских организаций (в 1987 г. появилась первая аудиторская организация "Интераудит"), с другой - стихийностью зарождения аудиторской деятельности (бессистемная подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990 - 1993 гг.)
Сравнение Законов "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ и №119-ФЗ.
Развитие и становление
аудита в России прошло несколько
этапов. Первый этап (1987 - 1993 гг.) характеризовался,
с одной стороны, директивным
созданием аудиторских
Второй этап (с декабря
1993 г. до принятия в августе 2001 г. Федерального
закона "Об аудиторской деятельности")
- период становления российского
аудита, в процессе которого большую
роль сыграли Временные правила
аудиторской деятельности, утвержденные
Указом Президента Российской Федерации
от 22.12.1993 № 2263, Постановление Правительства
Российской Федерации от 06.05.1994 № 482
"Об утверждении нормативных
Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, образовались аудиторские общественные объединения и аудиторские организации, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
Принятие Федерального закона
от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности" ознаменовало переход
к третьему этапу аудиторской
деятельности в России, который подтвердил
окончательное становление
За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения Закона № 119-ФЗ была уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что и привело к принятию нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
В табл. 1 приведено сравнение состава статей Законов № 307-ФЗ и №119-ФЗ.
Таблица 1.Сопоставление структуры Законов "Об аудиторской деятельности"
N статьи |
Наименование статьи |
N статьи |
Наименование статьи |
1 |
Аудиторская деятельность |
1 |
Понятие аудиторской деятельности |
2 |
Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность |
2 |
Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности |
3 |
Аудиторская организация |
4 |
Аудиторская организация |
4 |
Аудитор |
3 |
Аудитор |
5 |
Обязательный аудит |
7 |
Обязательный аудит |
6 |
Аудиторское заключение |
10 |
Аудиторское заключение |
7 |
Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов |
9 |
Правила (стандарты) аудиторской деятельности |
8 |
Независимость аудиторских организаций, аудиторов |
12 |
Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов |
9 |
Аудиторская тайна |
8 |
Аудиторская тайна |
10 |
Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов |
14 |
Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов |
11 |
Квалификационный аттестат аудитора |
15 |
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности |
12 |
Основания и порядок аннулирования
квалификационного аттестата |
16 |
Основания и порядок аннулирования
квалификационного аттестата |
13 |
Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора |
5 |
Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора |
14 |
Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг |
6 |
Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг |
15 |
Государственное регулирование аудиторской деятельности |
18 |
Уполномоченный федеральный |
16 |
Совет по аудиторской деятельности |
19 |
Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе |
17 |
Саморегулируемая организация |
20 |
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения |
18 |
Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов |
20 |
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения |
19 |
Ведение реестра аудиторов и |
18 |
Частично вопросы ведения |
20 |
Меры дисциплинарного |
21 |
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите |
21 |
Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов |
18 |
Частично вопросы ведения |
22 |
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов |
||
23 |
Заключительные положения |
||
24 |
О внесении изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" |
||
25 |
О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации |
||
26 |
Вступление в силу настоящего Федерального закона |
22 |
Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона |
Анализ данных табл. 1 показывает, что все основные статьи Закона №119-ФЗ вошли в содержание нового Закона; исключение составляют ст. ст. 13 "Страхование при проведении обязательного аудита" и 17 "Лицензирование аудиторской деятельности", которые в новый Закон не попали.
Изменения, связанные с терминологией, с определением предмета аудиторской деятельности. Получило четкое определение само понятие аудиторской деятельности или аудиторских услуг. Закон № 119-ФЗ уравнивал понятия аудита и аудиторской деятельности, точно так же, как он уравнивал сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги. Эти две пары образовывали два понятия.
Закон № 307-ФЗ четко определяет, что деятельность аудиторской организации включает аудиторскую деятельность и прочие услуги. В свою очередь, аудиторская деятельность состоит из аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и сопутствующих аудиту услуг.
Изменилось и определение
предмета аудита. Закон № 119-ФЗ включал
в предмет помимо бухгалтерской
(финансовой) отчетности порядок ведения
бухучета. И отсюда цель аудита, с
одной стороны, выглядела как
определение достоверности
В связи с этим в законе № 307-ФЗ порядок ведения бухгалтерского учета исключен из понятия предмета аудиторской деятельности.
С точки зрения субъектов проведения аудита расширена сфера для индивидуальных аудиторов. Они точно так же, как аудиторская организация, имеют возможность с 1 января 2009 г. проводить обязательный аудит с теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством.
Достаточно важные изменения
были сделаны в законе в отношении
бухгалтерской (финансовой) отчетности
как предмета аудита. Само по себе понятие,
которое использовано в законе №
119-ФЗ, и понятие, которое было в
дальнейшем использовано в стандартах
аудиторской деятельности, абсолютно
не находили подкрепления в действующем
законодательстве. В связи с этим
в законе № 307-ФЗ достаточно четко
прописано, что предметом аудита
являются два вида отчетности: 1) бухгалтерская
отчетность и 2) отчетность, которая
удовлетворяет двум критериям: во-первых,
аналогичная по составу бухгалтерской
отчетности и предусмотренная
Главное изменение, которое
предлагает Закон, - отмена с 1 января 2010
г. государственного лицензирования аудиторской
деятельности. Индивидуальные аудиторы
и аудиторские компании в течение
2009 г. должны будут объединиться в
саморегулируемые организации (СРО), которые
и станут основными контролерами
в этой сфере. Такие профессиональные
ассоциации наделяются широчайшим кругом
полномочий, включая разработку и
утверждение собственных
Стандарты СРО аудиторов
должны определять требования к аудиторским
процедурам, дополнительные к требованиям,
установленным федеральными стандартами
аудиторской деятельности, если это
обусловливается особенностями
проведения аудита или особенностями
оказания сопутствующих аудиту услуг.
Конечно, эти стандарты не должны
противоречить федеральным и
создавать препятствия к
Именно профессиональные
ассоциации будут проводить
Таким образом, с 1 января 2010 г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу, а аудиторы (физические лица или организации), не вступившие в какую-либо СРО, будут не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.
Закон также разделяет сопутствующие и прочие услуги. Субъектами оказания сопутствующих аудиту услуг являются и аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
Прочие услуги по закону №
307-ФЗ – это не одно и то же, что
и сопутствующие услуги. Если сопутствующие
услуги могут теперь осуществлять только
аудиторские организации и
При этом аудитор может
оказывать прочие услуги, если они
удовлетворяют двум критериям: они
связаны с аудиторской
Следует отметить, что Закон
не предполагает отмены государственного
регулирования в сфере
В соответствии с законопроектом функция аттестации аудиторов будет исполняться единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми СРО аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.
Законопроектом уточнены предквалификационные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора.
Так, лицо, претендующее на получение
квалификационного аттестата
Статья 11 Закона о квалификационном аттестате аудитора дополнена важными положениями о квалификационном экзамене. Именно в такой форме предлагается осуществлять проверку квалификации претендента. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия в нем претендента, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Для допуска к квалификационному экзамену достаточно наличия у претендента высшего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Предполагается, что квалификационный
аттестат аудитора будет действовать
без ограничения срока. Правда, в
течение каждого календарного года
(начиная с года, следующего за годом
получения квалификационного
Таким образом, требования к ежегодному повышению квалификации аудиторов в основном сохранены. В то же время допускается возможность пропуска ежегодного повышения квалификации по уважительным причинам (например, в случае тяжелой болезни).
Для действующих аудиторов
до 1 января 2013 г. вводится упрощенный порядок
сдачи квалификационного
Для повышения качества аудиторских услуг Законом предусмотрено введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать право его владельцу проводить аудит в организациях любых отраслей экономики, что снимает дополнительные ограничения на оказание определенных видов аудиторских услуг.
Если продолжить сравнение,
то можно назвать еще несколько
принципиальных отличий. Так, в отклоненном
законопроекте для
Правительственным законопроектом также не предусматривалось создание в СРО аудиторов каких-либо компенсационных фондов. По Закону (ст. 17) создание компенсационного фонда является формой обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности перед потребителями аудиторских услуг.
Кроме того, в Законе по сравнению с законопроектом снижены требования по численности физических лиц и коммерческих организаций в СРО аудиторов; уточнены переходные положения, в том числе по датам вступления их в силу; предоставлена возможность проведения аттестации аудиторов без ее прерывания до утверждения нового порядка. Следует отметить и упрощенный порядок получения единого квалификационного аттестата для действующих аудиторов: в отклоненном законопроекте никаких различий в аттестации действующих аудиторов и претендентов, ранее не имевших квалификационного аттестата, не было.
В результате работы над Законом также были уточнены формулировки, ликвидированы возможности для разночтений. Например, в Законе прямо говорится, что основанием для разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности являются международные стандарты аудита. Это важное указание на то, к чему следует стремиться.
Завершающим этапом, или венцом аудиторской деятельности, является аудиторское заключение. С точки зрения аудиторского заключения особенных преобразований в новой редакции не произошло. За исключением того, что закон впервые дает весьма четкое определение, что же включается в аудиторское заключение в общем виде. Конкретное наполнение дают федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности.
Информация о работе Сравнение Законов "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ и №119-ФЗ