Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:23, лекция
На основе проведенного анализа модели IS - LM мы сравним возможности дискреционной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики как двух методов стабилизационной политики, целью которой, как известно, является смягчение (предотвращение) циклических колебаний (речь идет об экономическом, деловом, цикле).
1. Эффективность стимулирующей бюджетно-налоговой политики.
2. Эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики.
3. Эффективность сдерживающей бюджетно-налоговой политики.
4. Эффективность сдерживающей денежно-кредитной политики.
ЛЕКЦИЯ 18
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.
На основе проведенного анализа модели IS - LM мы сравним возможности дискреционной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики как двух методов стабилизационной политики, целью которой, как известно, является смягчение (предотвращение) циклических колебаний (речь идет об экономическом, деловом, цикле).
1. Эффективность стимулирующей бюджетно-налоговой политики.
2. Эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики.
3. Эффективность сдерживающей бюджетно-налоговой политики.
4. Эффективность сдерживающей денежно-кредитной политики.
1.
Эффективность стимулирующей
Предположим, что экономика – на спаде (рис. 18.1): Y1 < Y* Þ циклическая безработица.
Так как нас интересует бюджетно-налоговая политика, кривая LM на рисунке 18.1 зафиксирована: бюджетно-налоговая политика влияет только на кривую IS.
Для проведения дискреционной стимулирующей бюджетно-налоговой политики государство может использовать два инструмента:
1. Рассмотрим сначала, как увеличение G воздействует на равновесие в модели IS - LM.
G Þ IS (сдвиг вправо): IS1 сдвигается в положение IS2(G) Þ r, Y (u↓).
Рис. 18.1
0
Критики бюджетно-налоговой экспансии (прежде всего М.Фридмен) указывают на эффект вытеснения государственными расходами частных инвестиций:
G Þ I↓.
На рисунке 18.1 эффект вытеснения представлен в виде красного отрезка : если бы процентная ставка не выросла, то доход вырос бы больше (Y21).
Эффект вытеснения можно объяснить следующим образом:
G Þ Y Þ Þ r Þ I↓.
Однако в КЕЙНСИАНСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ (рис. 18.2):
Поэтому, если и возникал бы эффект вытеснения (рис. 18.2), он был бы очень незначителен.
Рис. 18.2
А теперь подробнее о МОНЕТАРИСТСКОМ (ДОЛГОСРОЧНОМ!) эффекте вытеснения.
Рис. 18.3
0
Согласно трактовке монетристов:
1. IS очень эластична по r, так как I очень эластичны по r (рис.18.3);
2. LM неэластична по r (рис.18.3).
Поэтому возникающий эффект вытеснения ( на рисунке 18.4) очень велик Þ опасность торможения экономического роста в долгосрочном периоде (хотя на практике подтверждений нет).
Экстремальная позиция в отношении эффекта вытеснения характерна для М.Фридмена (рис. 18.5), так как, по его мнению, увеличение государственных расходов вызывает чистый (полный) эффект вытеснения:
|(+)DG| = |(-)DI| Þ Y = Y* = const.
Это происходит потому, что рост государственных расходов не приводит к увеличению совокупного спроса, а только изменяет его структуру: G, I↓, т.е. инвестиции сокращаются в той же степени, в которой увеличиваются государственные расходы.
Рис.18.5
В лекции 14 разъяснялась кейнсианская позиция: увеличение государственных расходов происходит для компенсации падающих инвестиций.
Однако и кейнсианская позиция не бесспорна: необходимо точно рассчитать объем увеличения государственных расходов, который
В противном случае может возникнуть избыточный совокупный спрос. В этом ПРОБЛЕМА (кроме уже отмеченных ранее) бюджетно-налоговой политики как ПОЛИТИКИ ТОЧНОЙ НАСТРОЙКИ:
2. Теперь рассмотрим воздействие уменьшения налогов T (и налоговой ставки t) на равновесие в модели IS - LM.
(А) Уменьшение общего объема налогов T сдвигает кривую IS вправо аналогично увеличению G на рисунке 18.1. Однако для достижения Y2 нужно уменьшить общий объем налогов на величину большую, чем прирост G: |∆T| > |∆G|, так как мультипликатор налогообложения по абсолютному значению меньше мультипликатора государственных расходов:
<
А это значит, что дефицит государственного бюджета больше при снижении налогов, чем при росте государственных расходов (закупок товаров и услуг).
(Б) Уменьшение ставки налогообложения t:
ВЫВОДЫ:
При прочих равных условиях, чем менее эластична (более крута) кривая IS, тем меньше эффект вытеснения, тем более эффективна бюджетно-налоговая политика.
При прочих равных условиях, чем более эластична (более полога) кривая LM, тем меньше эффект вытеснения, тем более эффективна бюджетно-налоговая политика.
2. Эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики.
В условиях спада ЦБ может начать проводить политику денежно-кредитной экспансии (политику «дешевых» денег), которая воздействует на кривую LM (IS - const.):
M↑ Þ LM↑(вправо) Þ Y↑, r↓ (рис. 18.6).
КЕЙНС
считал эту политику малоэффективной, в том числе и потому, что (рис. 18.7):
Рис.
18.6
Следовательно, при значительном снижении r доход Y растет мало. Поэтому для достижения Y* надо очень сильно ↑M Þ сильно ↓r Þ угроза ликвидной ловушки.
Рисунок 18.9 представляет ликвидную ловушку в модели IS-LM:
По достижении некой процентной ставки r0 кривая LM становится совершенно эластичной Þ дальнейшее наращивание предложения денег не приведет к падению ставки процента Þ инвестиции не будут расти, доход не вырастет.
Рис. 18.8
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ЛОВУШКА ЛИКВИДНАЯ ЛОВУШКА
r
IS
Y
Y
Y
Но это не единственный аргумент Кейнса против применения денежно-кредитной политики. Рисунок 18.8 представляет инвестиционную ловушку:
Кривая IS совершенно неластична. Это обсловлено тем, что инвестиционный спрос совершенно неэластичен по ставке процента. В этом случае никакиет изменения ставки процента, вызвынные ростом предложения денег, не приведут к росту ни инвестиций, ни планируемых совокупных расходов, ни дохода.
Конечно, эти два крайних случая могут возникнуть скорее теоретически, но они демонстрируют экстремальную точку зрения, которая встречается в книге Кейнса.
Современные последователи Кейнса, как известно, признают возможность использования стимулирующей денежно-кредитной политики. Однако некоторые из них, как и Кейнс, отдают предпочтение стимулирующей бюджетно-налоговой политике.
МОНЕТАРИСТЫ.
Напомним, что в представлении монетаристов кривая IS очень эластична по процентной ставке (пологая), а кривая LM не эластичная кривая (крутая).
В краткосрочном периоде ↑M может вызвать рост дохода выше потенциального уровня (Y2 > Y*)Þ безработица может упасть ниже естественного (рисунок 18.10),
но
это будет означать отклонение от долгосрочного равновесия.
В долгосрочном периоде M↑ Þ AD↑ Þ P↑ Þ кривая LM вернется в первоначальное положение, но уже при более высоком уровне цен.
Таким образом,
результатом денежно-кредитной экспансии в долгосрочном периоде будет только инфляция, реальные переменные останутся неизменными.
Рис.18.10
ВЫВОДЫ:
При прочих равных условиях, чем более эластична (более полога) кривая IS, тем больше рост Y, тем более эффективна денежно-кредитная политика.
При прочих равных условиях, чем менее эластична (более крута) кривая LM, , тем более эффективна денежно-кредитная политика.
В заключение следует отметить, что в результате любой стимулирующей политики кривая AD сдвигается вправо.
3. Эффективность сдерживающей бюджетно-налоговой политики.
Если экономика близка к фазе бума и есть угроза инфляции спроса, возникает необходимость сокращения избыточного совокупного спроса (или предотвращения его роста).
Для борьбы (предотвращения) с инфляцией спроса можно
1. G↓Þ IS1→IS2 (рис. 18.11)
Если IS крута (а она у кейнсианцев крута), то падение Y (= рост безработицы = спад) очень значительно при небольшом снижении r (так как LM очень эластична). В условиях начавшегося спада IRR↓ (сильно) Þ I↓ (сильно) Þ АЕ↓ Þ Y↓ Þ углубление спада Þ дальнейший рост безработицы.
Сокращение G для борьбы (предотвращения) инфляции спроса
Информация о работе Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики