Сравнительный анализ федерального закона по бухгалтерскому учету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

6 декабря 2011 года подписан новый закон "О бухгалтерском учете".
Поводом к разработке послужило моральное устаревание и несоответствие сложившимся экономическим условиям действующего в настоящий момент Закона "О бухгалтерском учете" 1996 года. Об этом же говорит и пояснительная записка к проекту.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ Федерального закона от 06.docx

— 22.47 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском  учете" с действующим законодательством

1. Сфера применения по  кругу лиц

    6 декабря 2011 года  подписан новый закон "О  бухгалтерском учете".

    Поводом к разработке  послужило моральное устаревание  и несоответствие сложившимся  экономическим условиям действующего  в настоящий момент Закона "О  бухгалтерском учете" 1996 года. Об  этом же говорит и пояснительная  записка к проекту. 

    Следует отметить, что данный законопроект уже  второй. Первый, подготовленный Минфином  еще 2005 году, был раскритикован  представителями профессионального  и бизнес сообщества и в  итоге отклонен. Многие его предложения  послужили основой для нового  проекта.

    В данной статье  мы расскажем вам о новых  положениях данного документа  в сравнении с действующим  сегодня законом. 

    Вновь принятый  Закон 402-ФЗ в статье 2 расширил  сферу применения по кругу  лиц. Как мы все знаем, ныне  действующий закон распространяет  свое действие на организации,  филиалы и представительства  иностранных организаций, на граждан,  осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица, в том числе  адвокатов, которые осуществляют  адвокатскую деятельность в адвокатском  кабинете.

    Помимо вышеуказанных,  в число адресатов рассматриваемого  нами законопроекта, попали:

    - государственные  органы;

    -органы местного  самоуправления;

    - органы управления  государственных и территориальных  внебюджетных фондов;

    - Центральный банк  Российской Федерации.

    Главное - Закон не продублировал норму действующего закона о том, что фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухучет.

    Новый закон  в пп. 10 ч.3 ст. 21 предусматривает наличие упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

    Хорош или плох  этот шаг, не видя предложенных  упрощенных способов, сказать трудно. На первый взгляд данное решение  увеличивает нагрузку на малый  бизнес и не способствует упрощению  ведения бухучета, о котором было  заявлено в целях законопроекта. 

    С другой стороны  применение отказа от ведения  бухгалтерского учета в настоящее  время имеет свою обратную  негативную сторону. В качестве  сдерживающих факторов для реализации  данного права на отказ для  многих предпринимателей выступают:

    - риск утраты  права на применение УСН, в  случае которого придется заниматься  восстановлением учета;

    - выплата дивидендов, источником которых выступает  чистая прибыль, определяемая  по данным бухгалтерского учета;

    - совмещение УСН  с таким специальным налоговым  режимом, как единый налог на  вмененный доход, при котором  бухгалтерский учет ведется в  полном объеме;

    - необходимость  кредитования в банке и другие.

    Возвращаясь к  законопроекту, представляется, что  введение им упрощенных способов  ведения бухгалтерского учета  для субъектов малого предпринимательства  устраняют существующую в настоящее  время двойственность.

2. Механизм регулирования бухучета в РФ (новые источники и органы управления)

    Предложен принципиально  новый подход в принятии норм  права. Законопроект вводит новый  термин - стандарт бухгалтерского  учета, т.е. нормативно-правовой  акт, устанавливающий минимально  необходимые требования к бухгалтерскому  учету, а также допустимые способы  его ведения. В случае принятия  закона иерархия источников права  в области бухучета будет выглядеть  следующим образом: 

    1) федеральные  стандарты;

    2) отраслевые стандарты;

    3) рекомендации  в области бухгалтерского учета;

    4) стандарты экономического  субъекта.

    По замыслу законодателя, федеральные и отраслевые стандарты  обязательны для применения всеми  организациями. 

    Федеральные стандарты  призваны регулировать основные  аспекты ведения бухучета. Это:

    - требования к  учетной политике;

    - требования к  документам бухгалтерского учета  и документообороту;

    - счета бухгалтерского  учета и порядок его применения;

    - образцы форм;

    - как уже говорила, упрощенные способы ведения бухгалтерского  учета, включая упрощенную бухгалтерскую  (финансовую) отчетность, для субъектов  малого предпринимательства и  др. основные аспекты. 

    Отраслевые стандарты  устанавливают особенности применения  федеральных стандартов в отдельных  видах экономической деятельности.

    Рекомендации в  области бухгалтерского учета  принимаются в целях правильного  применения федеральных и отраслевых  стандартов. Имеют рекомендательный  характер и применяются на  добровольной основе.

    Стандарты экономического  субъекта разрабатываются организациями  самостоятельно и по своему  усмотрению. Но в случае их  принятия - носят обязательный характер  для всех его подразделений,  включая филиалы и представительства. 

    Очень важно  сказать о порядке принятия  стандартов.

    Во-первых, наряду  с государственными органами  управления бухгалтерского учета  (Минфин), Закон N 402-ФЗ говорит  о негосударственных - это саморегулируемые организации, которые могут быть созданы непосредственно предпринимателями и другими пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, в т.ч. аудиторами, заинтересованными принимать участие в регулировании бухгалтерского учета. Это могут быть ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации.

    Инициатором и  разработчиком стандартов по  замыслу законодателя должны  выступать именно негосударственные  органы управления бухучета. И  именно их проект с поправками, внесенными в ходе его обсуждения, либо утверждается, либо отклоняется  государственным органом - Минфином.

    К слову отмечу, что если таких инициаторов  среди негосударственных органов  нет, то государственный орган  занимается разработкой самостоятельно

    Во-вторых, стандарты  должны разрабатываться и утверждаться  на основе специальной программы  разработки федеральных стандартов. Предполагается, что данная программа  будет ежегодно уточняться в  целях ее соответствия потребностям  пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, а так  же уровню развития науки и  практики бухгалтерского учета.  Законопроект гарантирует доступность  программы всем заинтересованным  лицам. Каким образом будет  обеспечена данная доступность,  не сказано, но я надеюсь,  что этот шаг позволит нам  прогнозировать действия по созданию  и изменению законодательства  в области бухучета и своевременно  к ним готовится. 

    В-третьих, порядок  принятия стандартов предусматривает  обязательные публичные обсуждения, которые должны длиться не  менее трех месяцев. Принять  участие в обсуждении могут  все заинтересованные лица. Законопроект  подробно описывает процедуру  опубликования и обсуждения проекта.  Он должен быть опубликован  в официальном печатном издании  и на официальных сайтах государственного  органа и негосударственного, который  занимается разработкой. Разработчик  обязан собирать и рассматривать  приходящие к нему замечания  и предложения и учитывать  их в конечной редакции проекта.  После окончания обсуждений проект  направляется в специально созданный  при государственном органе Совет,  состоящий из пяти членов от  государственного органа и десяти  от негосударственного, где подвергается  экспертизе на соответствие законодательству, международным стандартам и уровню  бухгалтерской практики. В случае  принятия решении об одобрении,  проект федеральных стандартов  направляется непосредственно в  государственный орган, который  либо утверждает, либо отклоняет  проект.

    Из всего вышесказанного  следует, что Закон N 402-ФЗ обеспечивает  публичное и открытое принятие  нормативных актов. Он обеспечивает  доступ каждого к обсуждению  и внесению изменений, он дает  возможность задействовать высокий  профессионализм предпринимателей  и аудиторов в создании норм  права. Это является шагом к  формированию гражданского общества.

 

3. Ведение бухучета в организации,  требования к главному бухгалтеру, ответственность бухгалтеров

    1. Законопроект  однозначно предписывает руководителю  возложить ведение бухгалтерского  учета на главного бухгалтера  или иное должностное лицо  этого субъекта либо заключить  договор об оказании услуг  по ведению бухгалтерского учета,  руководитель кредитной организации  обязан возложить ведение бухгалтерского  учета на главного бухгалтера.

    И лишь руководителю  субъекта малого и среднего  предпринимательства дозволено  принять ведение бухгалтерского  учета на себя.

    Вывод - за исключением  субъектов малого и среднего  бизнеса, руководитель не может  совмещать в себе одновременно  две должности, например, должность  ген. Директора и главного бухгалтера.

    2. Отдельно скажем  о требованиях к главному бухгалтеру.

    Физическое лицо, с которым экономический субъект  заключает договор об оказании  услуг по ведению бухгалтерского  учета, должно соответствовать  следующему:

    1) иметь высшее профессиональное образование;

    2) иметь стаж  работы, связанной с ведением  бухгалтерского учета, составлением  бухгалтерской (финансовой) отчетности  либо с аудиторской деятельностью,  не менее трех лет из последних  пяти календарных лет, а при  отсутствии высшего профессионального  образования по специальностям  бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних  семи календарных лет;

    3) не иметь неснятой  или непогашенной судимости за  преступления в сфере экономики.

    Соответственно  юридическое лицо, с которым экономический  субъект заключает договор об  оказании услуг по ведению  бухгалтерского учета, должно  иметь не менее одного работника,  отвечающего указным требованиям. 

    Этим же требованиям  должны соответствовать гл. бухгалтера  открытых акционерных обществ,  страховых организаций, негосударственных  пенсионных фондов, акционерных  инвестиционных фондов и прочих  организаций, работающих с ценными  бумагами.

    Следует отметить, что эти положения относительно  дополнительных требований будут  применяться только в отношении  лиц, на которых ведение дел  будет возложено после вступления  в силу рассматриваемого нами  законопроекта, т.е. в случае  его окончательного утверждения  после 01.01.2013 года.

    Что касается  всех остальных бухгалтеров, законопроект  не выдвигает к ним дополнительных  требований, однако в п. 5 статьи 7 допускает, что дополнительные  требования к главному бухгалтеру  или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение  бухгалтерского учета, могут устанавливаться  другими федеральными законами.

    Вывод - законопроект  стимулирует повышение профессионализма  бухгалтеров и допускает, что  в крупном бизнесе или на  проф. основе данным видом деятельности  должны заниматься только высококвалифицированные  специалисты, обладающие высшим  образованием и большим опытом  работы.

    3. Теперь про  ответственность бухгалтеров. В  случае возникновения разногласий  в отношении ведения бухгалтерского  учета между руководителем экономического  субъекта и лицом, ведущим в  его организации бухгалтерский  учет, последний выполняет действия, к которым его побуждает руководитель, только по его письменному  распоряжению. И именно в этом  случае руководитель единолично  несет ответственность за созданную  им в результате этого информацию.

    Таким образом,  закон обязывает бухгалтера следовать  букве и духу закона и не  нести ответственности за противозаконные  или ошибочные действия, к которым  умышленно или в силу незнания  его понуждает руководитель организации. 

    Отсюда обратный  вывод- отсутствие письменного распоряжения на спорное, с точки зрения закона, действие не освобождает бухгалтера от ответственности.

4. Учетная политика, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета

    По сравнению  с действующим законом, выделяя  под эту тему отдельную 8 статью, рассматриваемый законопроект уделяет  больше внимания учетной политике  организации, которая должна отражать  способы ведения бухгалтерского  учета. 

    В настоящее  время действующее законодательство, а это - Закон 129-ФЗ и ПБУ  1/2008 "Учетная политика организации", содержат небольшое противоречие  относительно круга лиц, которые  вправе формировать учетную политику.

    Закон N 129-ФЗ  определяет, что формировать и  нести ответственность за учетную  политику организации может лишь  главный бухгалтер, а при отсутствии  такой должности в организации  - просто бухгалтер. В то же  время ПБУ 1/2008 говорит, что  это также может сделать сам  руководитель или стороннее лицо, с которым фирма заключила  договор на ведение бухгалтерского  учета (централизованная бухгалтерия,  специализированная организация  или бухгалтер - специалист).

Информация о работе Сравнительный анализ федерального закона по бухгалтерскому учету