Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:43, реферат
Главной целью данной работы является раскрытие следующих актуальных вопросов:
Что подразумевается под Международными стандартами финансовой отчетности;
история создания и дальнейшего развития МСФО;
что является элементами финансовой отчётности;
состав финансовой отчётности в формате МСФО;
особенности составления финансовой отчётности по МСФО;
сравнение МСФО с РСБУ.
Введение 3
1 Что такое МСФО? История развития МСФО 5
2 Элементы финансовой отчётности 8
3 Состав финансовой отчетности в формате МСФО 10
4 Основные правила составления финансовой отчётности 15
Заключение 21
Список использованных источников 23
Вновь вводимый стандарт представляет необходимые руководства по структуре финансовой отчетности, включая требования к содержанию отчетных форм, раскрытию учетной политики, примечаний и приложений, а также по обязательным требованиям к существенности информации, представлению сравнительной информации и другим актуальным вопросам финансовой отчетности.
Пункт 8 МСФО (IAS) 1 определяет, что полный комплект финансовой отчетности включает [4]:
Таким образом, проводя сравнение обязательных компонентов финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО и требованиями российских стандартов, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, МСФО не оперируют таким понятием, как "формы отчетности". Международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из компонентных составляющих финансовой отчетности, а также подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности (пункты 44 - 48 МСФО (IAS) 1) [1].
Российская
При этом несмотря на продекларированный в соответствующем приказе принцип, согласно которому утвержденные формы являются лишь основой для разработки организациями собственных форм отчетности, на практике большинство хозяйствующих субъектов используют утвержденные отчетные формы без какой-либо доработки [7].
Во-вторых, в российской системе регулирования бухгалтерского учета и отчетности отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала выступают в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, тогда как МСФО рассматривают данные отчеты в качестве самостоятельных компонентов финансовой отчетности, "равноправных" с балансом и отчётом о финансовых результатах.
В то же время РСБУ содержат требования о выделении в обособленные отчетные формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчета о целевом использовании средств, тогда как МСФО предусматривает включение соответствующей информации в пояснительные примечания к финансовой отчетности [5].
В-третьих, МСФО, в отличие от РСБУ, не устанавливают прямое требование об обязательном включении в состав отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
В-четвертых, МСФО предусматривают возможность составления двух вариантов отчета об изменениях капитала: отчет может отражать все изменения в капитале без исключения либо исключать операции с акционерами по вкладам в капитал и дивидендным выплатам.
В-пятых, РСБУ для определенных категорий хозяйствующих субъектов (малых предприятий, некоммерческих организаций, общественных организаций (объединений)) предусматривают возможность представления бухгалтерской отчетности в сокращенном составе (пункты 3 и 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности).
МСФО не устанавливают зависимость количества отчетных форм и объема раскрываемой информации от особенностей деятельности и масштабов организации, представляющей финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности [4].
Представление дополнительной информации
Пункты 9 и 10 МСФО (IAS) 1 определяют, что многие организации помимо финансовой отчетности представляют также такие документы, как [7]:
РСБУ также предусматривают право организации на представление дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, при условии, что "исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений". Составу дополнительной информации и особенностям формата представления данных посвящен раздел VIII [2].
Итак, можно сделать вывод о том, что и МСФО, и РСБУ позволяют организациям представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской (финансовой) отчетности, более подробно раскрывающую отдельные показатели отчетности либо сведения об организации, если такая информация может быть полезна заинтересованным пользователям отчетности.
Промежуточная отчетность
В МСФО вопросы формирования и представления промежуточной финансовой отчетности регулируются специальным стандартом - МСФО (IAS) 34. Он устанавливает требования к минимально необходимому содержанию такой отчетности, а также определяет принципы признания и оценки, которые должны быть применены при ее составлении. При этом специальный Стандарт не устанавливает периодичность составления промежуточной отчетности, определяя промежуточный период как "отчетный период, продолжительность которого короче полного финансового года". Решение о том, с какой периодичностью формировать промежуточную отчетность, МСФО (IAS) 34 относит к компетенции руководства организации [4].
Согласно МСФО (IAS) 34 минимально необходимый комплект промежуточной отчетности должен включать: сжатый баланс; сжатый отчет о финансовых результатах; сжатый отчет об изменениях в собственном капитале; сжатый отчет о движении денежных средств; выборочные пояснительные примечания.
Промежуточная финансовая отчетность
предназначена для
Поэтому термин "сжатый" применительно
к компонентам промежуточной
отчетности означает, что они должны включать
как минимум каждый из заголовков и каждую
из промежуточных сумм, которые были включены
в самую последнюю годовую финансовую
отчетность, а также выборочные пояснительные
примечания.
Однако стандарт МСФО (IAS) 34 не ограничивает
организации в их праве на составление
промежуточной отчетности в полном объеме.
В таком случае форма и содержание отчетности
должны соответствовать требованиям МСФО
(IAS) 1[6].
РСБУ (п. 48 ПБУ 4/99) устанавливает обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц и квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах [2].
Итак, требования МСФО к составлению и представлению промежуточной отчетности, изложенные в виде самостоятельного Стандарта МСФО (IAS) 34, сформулированы существенно более подробно и определенно, чем требования РСБУ, а состав обязательных к составлению (согласно МСФО) отчетных форм значительно шире[4].
4 Основные правила составления финансовой отчётности
МСФО (IAS) 1 особое внимание уделяет раскрытию такого понятия, как "добросовестное представление" финансовой отчетности. Добросовестное представление требует правдивости в раскрытии воздействия операций и других событий при условии, что такое раскрытие производится в полном соответствии с определениями активов и обязательств, доходов и расходов и с критериями их признания, изложенными в Концепции МСФО (Принципах подготовки и составления финансовой отчетности МСФО).
При этом
предполагается, что фактически при
любых обстоятельствах
Добросовестное представление также требует от организации [1]:
Таким образом,
МСФО более подробно, чем РСБУ, описывают
параметры раскрытия информации, характеризующей
отступление от требований стандартов,
но в целом требования в отношении необходимости
раскрытия такой информации в МСФО/и.РСБУ.схожи. …………………………………………………………
Пункт 11 МСФО (IAS) 1 определяет термин "существенность" следующим образом: "Опущения или искажения информации о статьях финансовой отчетности являются существенными, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности..[7].
Согласно
МСФО применение принципа существенности
означает, что нет необходимости
выполнять конкретные требования к
раскрытию информации какого-либо стандарта
или интерпретации, если полученная в
результате информация не является
существенной..(п.31.МСФО.(IAS)
Каждый существенный класс сходных статей в обязательном порядке должен представляться в финансовой отчетности отдельно (п. 29 МСФО (IAS) 1). Если какая-либо линейная статья сама по себе не является существенной, она объединяется с другими статьями либо непосредственно в финансовой отчетности, либо в примечаниях. Статья, которая недостаточно существенна для того, чтобы требовалось ее отдельное представление в финансовой отчетности, может признаваться существенной для ее раскрытия в примечаниях.
РСБУ содержат сходную на первый взгляд характеристику в отношении требования существенности. Так, п. 11 ПБУ 4/99 определяет, что показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, а также если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой, с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности [6].