Стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» заменяет собой Международный стандарт IAS 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» и должен применяться в отношении годовых периодов, начинающихся с 1 января 2005 г. или после этой даты.
Основная цель МСФО 8 «Учетная политика, изменения в учетной политике и ошибки» – установление критериев, согласно которым определяются методы отражения в учете и отчетности изменений в учетной политике компании, бухгалтерских оценок, а также ошибок. Новая версия стандарта была принята 18 декабря 2003 года и вступает в силу с января 2005 года. Это означает, что все изменения, произошедшие в стандарте, должны быть применены не только к отчетности за 2005 год, но и к сравнительным данным за 2004 год.

Файлы: 1 файл

Реферат МСФО 8.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)
 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 

«Международные стандарты учета и финансовой отчетности»

Международный стандарт финансовой отчетности IAS 8

«Учетная  политика, изменения  в расчетных оценках  и ошибки» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  2011 год 

     Стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» заменяет собой Международный стандарт IAS 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» и должен применяться в отношении годовых периодов, начинающихся с 1 января 2005 г. или после этой даты. 

     Основная  цель МСФО 8 «Учетная политика, изменения  в учетной политике и ошибки»  – установление критериев, согласно которым определяются методы отражения  в учете и отчетности изменений  в учетной политике компании, бухгалтерских  оценок, а также ошибок. Новая версия стандарта была принята 18 декабря 2003 года и вступает в силу с января 2005 года. Это означает, что все изменения, произошедшие в стандарте, должны быть применены не только к отчетности за 2005 год, но и к сравнительным данным за 2004 год.

     Настоящий Стандарт в обязательном порядке  должен применяться при выборе и  применении учетной политики, а также  учете изменений в учетной  политике, изменений в расчетных  оценках и исправлений ошибок предшествующего периода.

     Налоговые последствия ошибок предшествующих периодов и ретроспективных корректировок, которые выполняются для применения изменений в учетной политике, учитываются и раскрываются в соответствии с Международным стандартом IAS 12 «Налоги на прибыль».

     Новая редакция стандарта с целью унификации принципов отражения ошибок не допускает применения «альтернативного» метода отражения в бухгалтерском учете ошибок предыдущих периодов, который предполагал корректировку данных о чистой прибыли или убытке текущего периода без исправления информации за предыдущие периоды. Также исключена концепция «фундаментальной ошибки» (в предыдущей редакции стандарта фундаментальными признавались выявленные в текущем периоде ошибки, в результате возникновения которых финансовая отчетность за один или более предшествующих периодов не могла считаться достоверной на момент ее выпуска).

     В соответствии с МСФО учетная политика — это документ, содержащий конкретные принципы, методы, процедуры, правила  и практику применения МСФО, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

     При отсутствии соответствующего стандарта  международной финансовой отчетности, определяющего порядок учета  той или иной операции финансово-хозяйственной  деятельности, компания должна руководствоваться  собственным мнением при формировании принципов учета, основываясь на положениях и концепции МСФО.

     МСФО 8 в подобной ситуации предписывает следующие действия (каждое последующее  выполняется в случае, если предыдущее не дает результатов):

     - Рассмотреть стандарты и существующие интерпретации стандартов, которые связаны с аналогичными операциями.

     - Использовать те принципы и положения по отражению активов, обязательств, доходов и расходов, которые определены в вводной главе МСФО «Рамочные принципы подготовки и представления финансовой отчетности» (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements).

     - Обратиться к последним заявлениям государственных национальных органов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность, которые используют подход, аналогичный рамочным принципам. Можно также использовать любую литературу, в которой освещаются вопросы бухучета и сложившаяся отраслевая практика. Однако это не должно противоречить МСФО и рамочным принципам.

     В соответствии с МСФО корректировки  могут быть внесены в учетную политику в следующих случаях:

     - изменены требования стандартов или их интерпретаций;

     - изменения в учетной политике позволят отражать финансовое положение предприятия, результаты его деятельности и движение денежных средств более достоверно.

     Если  корректировка учетной политики вызвана новыми требованиями стандартов, то изменения в отчетности должны быть отражены в соответствии с положениями  о переходном периоде, содержащимися  в новой версии МСФО 8. В противном  случае изменения в учетной политике отражаются в финансовой отчетности прошлых периодов, как если бы новая учетная политика применялась всегда (ретроспективный подход). При этом корректируется начальное сальдо нераспределенной прибыли и пересчи-тываются сравнительные показатели, приводимые в отчетности. Если ретроспективный пересчет показателей за предыдущий период представляется неоправданным (значительны затраты на корректировку), то допускается внесение изменений только в отчетность текущего периода и предоставление необходимых разъяснений в приложении к финансовой отчетности.

     Как отражать изменения в бухгалтерских оценках

     В связи с неопределенностью, которая  всегда присутствует в ходе финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, в финансовой отчетности существует много статей, которые не могут быть точно оценены. При оценке таких статей используется последняя и наиболее достоверная информация, существующая на дату оценки. Примером подобных статей могут быть:

     - резервы по сомнительной и просроченной дебиторской задолженности;

     - срок полезного использования основных средств;

     - рыночная стоимость инвестиций.

     Согласно  МСФО 8 пересмотр бухгалтерских оценок не рассматривается как ошибка, соответственно отчетность прошлых периодов не будет  подвержена корректировкам. Прибыль (убыток) компании должна быть скорректирована на эффект (увеличение или уменьшение стоимости активов, расходов и доходов) от пересмотра бухгалтерских оценок. Изменения в бухгалтерских оценках отражаются в текущем и будущих отчетных периодах, если данное изменение затрагивает несколько периодов. Например, изменения в оценке резерва по сомнительной и безнадежной задолженностям будут касаться только текущего отчетного периода. Изменения в продолжительности полезного срока службы

     основных  средств будут отражены путем корректировки норм амортизации в текущем и последующих периодах до окончания срока службы основного средства. Характер и финансовое влияние изменений в бухгалтерских оценках должны быть раскрыты в финансовой отчетности.

     Признание и отражение ошибок

     Ошибками согласно МСФО признаются выявленные в текущем периоде математические просчеты, неверное или непоследовательное применение учетной политики компании, а также преднамеренный обман.

     На  практике сложно разграничить ошибки и изменения в бухгалтерских  оценках. Для этого требуется определить, в чем причина предполагаемых ошибок: неправильная интерпретация имевшейся информации либо изменившийся взгляд на событие (например, новый специалист составляет отчетность). Несмотря на то что решение данного вопроса не может быть однозначным, в большинстве пограничных случаев более обосновано отражение корректировок как изменений в бухгалтерских оценках.

     Ошибка, возникшая в отчетности прошлого периода, должна быть исправлена в первой же новой отчетности компании. При  этом сравнительные данные в текущей отчетности также должны быть скорректированы. Если ошибка была обнаружена до составления самой первой отчетности, то корректировки вносятся во входящие остатки активов, обязательств и капитала. Корректировка ошибок прошлых лет в текущей финансовой отчетности не осуществляется, так как ошибка уже должна быть исправлена в отчетности прошлых периодов. По выявленным ошибкам предприятие обязано раскрыть характер ошибки и размер корректировки по каждому из периодов.

     В российском учете аналогом МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», а также МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» является ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Основное отличие РСБУ от МСФО заключается в различных подходах к учетной политике.  
 
 
 

 

Сравнительный анализ основных требований к составлению  учетной политики, изменению бухгалтерских  оценок и исправлению  ошибок в МСФО и  РСБУ. Обзор составлен  специалистами Минфина  России.

Таблица 1. Основные понятия  и определения

Наименование РСБУ МСФО Комментарий
Определение учетной политики Учетная политика - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (см. п.2 ПБУ 1/98). Учетная политика – это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности. (см. п.5 МСФО 8) Определение учетной политики, представленное в  МСФО, аналогично определению, данному  в РСБУ. Отличие заключается в  том, что учетная политика по МСФО ориентирована на подготовку финансовой отчетности, в то время как по РСБУ назначение учетной политики в большей степени относится к ведению бухгалтерского учета.
Изменение в расчетных оценках (оценочных  расчетах, бухгалтерских оценках, расчетах) Определение термина «изменение в расчетной оценке» отсутствует. Изменение в расчетной оценке - это корректировка  балансовой стоимости актива или  обязательства, или величины периодического потребления актива, которая происходит вследствие оценки текущего состояния  активов и обязательств, а также связанных с ними ожидаемых будущих выгод и обязанностей (см. п. 5 МСФО 8). В РСБУ в отличие от МСФО не содержится определения «изменение в расчетной  оценке».
Существенность Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации (см. п.11 ПБУ 1/98). 
Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (см. п.1 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н).
Искажения информации о статьях финансовой отчетности являются существенными, если они могут, каждое по отдельности  или в совокупности, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера конкретного пропуска или искажения информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Решающим фактором может оказаться либо размер, либо характер соответствующей статьи финансовой отчетности, либо сочетание того и другого (см. п. 5 МСФО 8).

Определение существенности также содержится в  Принципах подготовки финансовой отчетности.

Существенность  в МСФО определена как самостоятельный  критерий, в российских правилах существенность определяется применительно к раскрытию способов ведения бухгалтерского учета. 
В РСБУ указан возможный количественный критерий существенности. Указанный критерий не является обязательным и должен рассматриваться в контексте общего похода к определению существенности.
Ошибки  предшествующего периода Ошибки  предшествующего периода – это  неправильное отражение хозяйственных  операций на счетах бухгалтерского учета, повлекшие искажения данных, представленных в финансовой отчетности за прошлый  отчетный год (см. п.11 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н). Ошибки  предшествующего периода - это пропуски и неверные данные в финансовой отчетности организации за один или более  предшествующих периода, которые происходят вследствие игнорирования или не правильного использования надежной информации, которая была доступна и должна была быть получена и принята в расчет при подготовке и представлению финансовой отчетности на момент ее утверждения к выпуску (см. п. 5 МСФО 8). По  существу используемых определений  различия отсутствуют. Но в отличие  от РСБУ, в МСФО дано более подробное  определение.
Ретроспективное применение При отражении  последствий изменения учетной  политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида (см. п.21 ПБУ 1/98). Ретроспективное применение - это применение новой  учетной политики к операциям, другим событиям и условиям таким образом, как если бы эта политика применялась всегда (см. п. 5 МСФО 8). По  существу используемых определений  различия отсутствуют.
Ретроспективный пересчет (корректировка, исправление) Определение термина «ретроспективный пересчет» отсутствует. Ретроспективный пересчет - это исправление признания, оценки и раскрытия сумм в элементах  финансовой отчетности, как если бы ошибка предшествующего периода  никогда не была допущена (см. п. 5 МСФО 8). В РСБУ в отличие от МСФО не содержится определения «ретроспективный пересчет», что объясняется отличием в порядке корректировки ошибок, допущенных в предыдущих периодах.
Перспективное применение Перспективное применение – это применение новых  способов ведения бухгалтерского учета  к фактам хозяйственной деятельности, которые свершились только после даты введения такого способа (см. п.21 ПБУ 1/98). Перспективное применение это: 
-применение новой учетной политики к операциям, другим событиям и обстоятельствам, которые имели место после даты изменения политики; 
- признание воздействия изменения в расчетной оценке в текущем и будущих периодах, затронутых данным изменением (см. п.5 МСФО 8).
По  существу используемых определений  различия отсутствуют. Понятие перспективного применения используется в МСФО также для изменения в расчетных оценках, понятие которых в РСБУ отсутствует.
Практическая  невозможность (неосуществи-мость, . нецелесооб-разность) в отношении ретроспективного применения и ретроспектив-ного пересчета  Практически невозможно – применение какого-либо требования является практически невозможным, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (см. п. 21 ПБУ 1/98). Практически невозможно - применение какого-либо требования является практически невозможным, когда организация, предприняв для  этого все разумные усилия, все-таки не может его применить (см. п. 5 МСФО 8). 
По отношению к индивидуальному предшествующему периоду практически невозможно ретроспективно применить изменение в учетной политике или выполнить ретроспективный пересчет для исправления ошибки, если:

a) результаты такого ретроспективного  применения или ретроспективного  пересчета не поддаются установлению;

b) соответствующее ретроспективное  применение или ретроспективный  пересчет требует выработки допущений  о том, каковы были бы намерения  руководства организации в рассматриваемом  периоде; 

c) соответствующее ретроспективное  применение или ретроспективный  пересчет требует проведения значительных оценочных расчетов по суммам, и при этом невозможно объективно выделить такую информацию об этих оценочных расчетах, которая:

- свидетельствует о таких обстоятельствах,  которые существовали на дату(даты), когда рассматриваемые суммы должны были быть признаны, оценены или раскрыты;

- была бы доступна в момент, когда финансовая отчетность за этот период была утверждена к выпуску.

В п. 53-55 МСФО 8 содержится детальное описание обстоятельств, при которых ретроспективное применение может быть практически невозможным.

В МСФО дается более детальное определение  и условия практической невозможности  ретроспективного применения.  
В МСФО понятие практической невозможности используется не только для пересчета данных за предыдущие периоды в случае изменения учетной политики, но и в случае перерасчета вследствие существенной ошибки.

Таблица 2. Подходы к формированию учетной политики

Наименование РСБУ МСФО Комментарий
Допущение имущественной обособленности Активы  и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п.6 ПБУ 1/98). В МСФО допущение имущественной обособленности не сформулировано в качестве одного из основополагающих, поскольку определение активов и обязательств, приведенное в п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности, отражает тот факт, что МСФО исходит из необходимости отнесения активов и обязательств к конкретной организации. Допущение имущественной обособленности в  МСФО реализовано опосредованно, не через право собственности, а  через понятие контроля над активами и ответственности по обязательствам.
Допущение непрерывности деятельности Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у  нее отсутствуют намерения и  необходимость ликвидации или существенного  сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (п.6 ПБУ 1/98). Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у  нее отсутствуют намерения и  необходимость ликвидации или существенного  сокращения деятельности (п. 23 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) Различий  нет.
Допущение последователь-ности применения учетной политики Принятая  организацией учетная политика применяется  последовательно от одного отчетного  года к другому (п.6 ПБУ 1/98). Предприятие выбирает и применяет учетную  политику последовательно для одинаковых операций, прочих событий и условий (п.13 МСФО 8). Различий  нет.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности Факты хозяйственной деятельности организации  относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п.6 ПБУ 1/98). 
В случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся (п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н)
Результаты  операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты  получены или выплачены) – принцип  начисления. Они отражаются в учетных  записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся (п.22 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). Формулировки  сходны.

Однако  прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, согласно МСФО могут учитываться в качестве ретроспективной корректировки нераспределенной прибыли (п.100 МСФО 1, МСФО 8), в отличие от РСБУ.

Требование  полноты Полнота отражения в бухгалтерском учете  всех фактов хозяйственной деятельности (п.7 ПБУ 1/98). Информация  в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание (п.38 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). Различия  есть.
Требование  своевременности Своевременное отражение фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете  и бухгалтерской отчетности (п.7 ПБУ 1/98). Своевременное отражение информации в отчетности с учетом соблюдения баланса между  уместностью и надежностью информации (см. п.43 Принципов подготовки и составления  финансовой отчетности). Различия  есть.
Требование  осмотритель-ности Большая готовность к признанию в бухгалтерском  учете расходов и обязательств, чем  возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п.7 ПБУ 1/98). Требование  осмотрительности изложено в п.37 Принципов  подготовки и составления финансовой отчетности. Различий  нет.
Требование  приоритета содержания перед формой Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько  из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п.7 ПБУ 1/98). Операции  и другие события должны учитываться  и представляться в соответствии с их сущностью и экономической  реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов  подготовки и составления финансовой отчетности). На  уровне общих положений различий нет. В то же время, порядок отражения  хозяйственных операций, закрепленных в ПБУ, в ряде случаев приводит к нарушению требования приоритета содержания перед формой.
Требование  непротиворе-чивости Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (п.7 ПБУ 1/98). Требование  непротиворечивости в МСФО не определено. Отсутствие  в МСФО определения требования непротиворечивости объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета.
Требование  рациональности Рациональное  ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (п.7 ПБУ 1/98). Требование  рациональности в отношении ведения  бухгалтерского учета в МСФО не определено. 
В то же время в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности содержится положение о необходимости соблюдения баланса между выгодами, получаемыми от информации и затратами на ее сбор.
Отсутствие  в МСФО определения требования рациональности бухгалтерского учета объясняется  тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета. Тем не менее, при формировании финансовой отчетности по МСФО вопрос рационального формирования информации также затрагивается.
Основания и источники, которыми необходимо руководствоваться при разработке учетной политики При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения  и организации бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа  из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.  
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету. (см. п.8 ПБУ 1/98).
Пунктом 7 МСФО 8 установлено, что при формировании учетной политики организации по конкретному отражению операции, события или условия в финансовой отчетности осуществляется выбор способов учета, установленный в соответствующем Стандарте или Толковании и рассмотрения всех соответствующих Руководств по внедрению, выпущенных Советом по МСФО к Стандарту или Толковании. 
Пунктами 10-11 МСФО 8 установлено, что если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы учета, то руководство организация обязано пользоваться своим суждением для выработки и применения учетной политики.  
При выработке суждений руководство организации обязано обратиться: 
- к требованиям и рекомендациям в Стандартах и Толкованиях, затрагивающие аналогичные или связанные проблемы; 
- к соответствующим определениям, критериям признания и принципам оценки, установленным в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности. 
Кроме того, п.12 МСФО 8 установлено, что организация может применять положения национальных и отраслевых учетных систем, бухгалтерской литературой в части, не противоречащей требованиям МСФО и Принципам подготовки и составления финансовой отчетности.
В отличие  от РСБУ МСФО устанавливает четкие критерии и иерархию источников, которыми необходимо руководствоваться при  формировании учетной политики по вопросам, не урегулированным действующими нормативными актами.
Существенность  при применении учетной политики Учтенная  политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (п.7 ПБУ 1/98). Пунктом 8 МСФО 8 установлено, что положения  учетной политики не следует применять, когда воздействие их применения несущественно. Однако, не следует допускать или оставлять без внимания и несущественные отступления от МСФО, допущенные с целью достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов деятельности или денежных потоков организации. Допущение о неприменении положений учетной  политики реализовано в РСБУ косвенно, путем требования соблюдения принципа рациональности при формировании учетной  политики и, соответственно, ведения  бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
Организацион-ные  аспекты учетной политики Принятая  организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации (п. 9 ПБУ 1/98)

В составе учетной политики должны быть утверждены следующие аспекты, необходимые для организации  бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 1/98): 
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;  
- формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов; 
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; 
- методы оценки активов и обязательств; 
- правила документооборота и технология обработки учетной информации; 
- порядок контроля за хозяйственными операциями; 
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Соответствующие положения в МСФО отсутствуют. Отсутствие  в МСФО положений, регламентирующих организационные аспекты учетной политики, объясняется тем, что МСФО ориентированы, скорее, на принципы формирования финансовой отчетности, нежели на порядок ведения бухгалтерского учета.

Информация о работе Стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки»