Стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» заменяет собой Международный стандарт IAS 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» и должен применяться в отношении годовых периодов, начинающихся с 1 января 2005 г. или после этой даты.
Основная цель МСФО 8 «Учетная политика, изменения в учетной политике и ошибки» – установление критериев, согласно которым определяются методы отражения в учете и отчетности изменений в учетной политике компании, бухгалтерских оценок, а также ошибок. Новая версия стандарта была принята 18 декабря 2003 года и вступает в силу с января 2005 года. Это означает, что все изменения, произошедшие в стандарте, должны быть применены не только к отчетности за 2005 год, но и к сравнительным данным за 2004 год.

Файлы: 1 файл

Реферат МСФО 8.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 3. Изменение учетной  политики

Наименование РСБУ МСФО Комментарий
Основания изменения учетной политики Согласно  п.16 ПБУ1/98 изменение учетной политики организации может производиться  в случаях: 
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету; 
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; 
- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
Согласно  п. 14 МСФО 8 изменения в учетной политике допускаются только в случаях, когда они обусловлены требованиями конкретного стандарта МСФО или Толкованием, либо приводят к лучшему (более надежному) представлению информации в финансовой отчетности. Требования  РСБУ к изменению учетной политики, по сути, повторяют перечисленные в МСФО основания, однако с одним добавлением: в соответствии с п. 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики допустимо при существенном изменении условий деятельности.
Обстоятельства, которые не являются изменениями учетной политики Согласно  п.16 ПБУ1/98 не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Согласно  п.16 МСФО 8 не являются изменениями учетной  политики:  
- применение учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые отличаются по существу от ранее происходивших; 
-применение новой учетной политики к таким операциям, другим событиям или условиям, которые не происходили ранее или были несущественными.
Различий  нет.
Дата  вступления в силу изменений учетной  политики Изменение учетной политики должно вводиться  с 1 января года (начала финансового  года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом (см. п.18 ПБУ1/98 ). Порядок вступления в силу изменений учетной  политики МСФО не установлен. В МСФО, в отличии от РСБУ не содержатся прямых указаний на порядок вступления в силу изменений учетной политики. МСФО не запрещает применять изменения учетной политики в течение финансового года, при условии корректировки данных за отчетный период и сравнительных показателей отчетности за отчетные периоды.
Отражение изменения учетной политики Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или  нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим  законодательством или нормативным актом.  
При отсутствии в нормативных актах переходных положений, а также в случае изменения учетной политики по причинам, отличным от вышеуказанных (т.е. добровольно), существенные изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года (т.е. ретроспективно), кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. 
При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному. (см. п.20,21 ПБУ1/98 ).
Пунктом 19 МСФО 8 установлено, что при первоначальном применении Стандарта или Толкования, содержащих специальные переходные положения, изменение учетной политики может проводиться как ретроспективно, так и перспективно (в зависимости от требований переходных положений конкретного Стандарта или Толкования). При первоначальном применении Стандарта или Толкования, в котором отсутствуют конкретные переходные положения, или при добровольном изменении учетной политики, организация обязана применять эти изменения ретроспективно.  
Когда изменение в учетной политике применяется ретроспективно, организация обязана скорректировать входящее сальдо каждого затронутого компонента собственного капитала за самый ранний представленный период и другие соответствующие суммы, раскрытые за каждый представленный в отчетности предшествующий период, как если бы новая учетная политика применялась всегда (см. п.21 МСФО 8). 
МСФО 8 (п.п.23-27) устанавливает основания, которые позволяют организации не производить ретроспективный пересчет показателей финансовой отчетности за прошлые периоды вследствие изменений учетной политики, когда отсутствует возможность определить эффект ретроспективного применения измененной учетной политики применительно к отдельным предыдущим отчетным периодам или кумулятивный эффект по всем предыдущим периодам в связи с ретроспективным применением учетной политики.
По  существу различия между РСБУ и МСФО отсутствуют.  
В МСФО более детально прописан порядок ретроспективного применения изменений учетной политики и подробно раскрыты исключения из ретроспективного применения изменений в учетной политике.

Таблица 4. Изменение в  расчетных оценках  и отражение исправления  ошибок

Наименование  РСБУ МСФО Комментарий
Отражение изменений в расчетных оценках Порядок отражения изменений в расчетных  оценках не установлен, в связи  с тем, что понятие изменений  в расчетных оценках в РСБУ отсутствует. Тем менее, во многих положениях РСБУ описываются элементы, по сути, представляющие собой расчетные  оценки (резерв по сомнительной дебиторской задолженности, резерв под снижение стоимости материальных ценностей), порядок их создания и корректировки. Расчетная оценка может пересматриваться, если меняются обстоятельства, на которых  она основывалась, или в результате появления новой информации или накопления опыта. По своей природе пересмотр оценок не относится к предыдущим периодам и не является исправлением ошибки (см.п.34 МСФО 8). В случае, когда у организации возникают трудности отличить изменения учетной политики от изменения расчетной оценки, это изменение рассматривается как изменение расчетной оценки (см. п. 35 МСФО 8). 
При изменении в расчетных оценках корректировки в финансовую отчетность вносятся, начиная с того периода, когда был осуществлен пересмотр (см. п. 38 МСФО 8).
В РСБУ отражение изменений в расчетных  оценках напрямую не урегулировано  в отдельном нормативном документе, поскольку не формализовано само понятие «изменение в расчетных  оценках». Однако в отдельных ПБУ  содержаться частные указания в  отношении изменения расчетных оценок.  
Так, ПБУ 6/01 предусмотрено пересматривать сроки полезного использования основных средств, в случае улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей объекта. 
ПБУ 19/02 предусмотрено отражение отдельных видов финансовых вложений на конец отчетного периода по рыночной стоимости.  
ПБУ 5/01 предусмотрен порядок создания и изменения резерва под снижение стоимости материальных ценностей.  
Фактически все указанные изменения в расчетных оценках применяются в РСБУ перспективно, то есть с момента изменения обстоятельств, на основании которых определяется расчетная оценка.
Отражение исправления ошибок Пунктом 11 «Указаний о порядке составления и представления отчетности», утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, установлен следующий порядок исправления ошибок: 
-если ошибка отражения хозяйственных операций текущего отчетного периода выявлена до утверждения годовой бухгалтерской отчетности, то исправления производятся в этом же периоде, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность. 
- если ошибка отражения хозяйственных операций текущего отчетного периода выявлена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности, то исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлые отчетные периоды не вносятся. Ошибки отражаются в учете и отчетности периода обнаружения.
Существенная  ошибка предшествующего периода  в обязательном порядке должна быть исправлена путем ретроспективного пересчета, за исключением тех случаев, когда практически невозможно определить либо воздействие этой ошибки на конкретный период, либо ее кумулятивное воздействие (см. п.43 МСФО 8).  
Исправление ошибки осуществляется в первом комплекте финансовой отчетности, утвержденном к выпуску после их обнаружения путем: 
- пересчета сравнительных сумм за тот предшествующий представленный период(периоды) в котором была допущена соответствующая ошибка; 
- когда ошибка имела место до самого раннего из представленных предшествующих периодов - путем пересчета входящих остатков активов, обязательств и собственного капитала за самый ранний из представленных предшествующих периодов. 
МСФО 8 (пп. 43-45) позволяет организации не производить ретроспективный пересчет показателей финансовой отчетности за прошлые периоды вследствие выявления существенных ошибок в случае, когда практически невозможно определить либо воздействие этой ошибки на конкретный период, либо ее кумулятивное воздействие.
В МСФО, в отличие от РСБУ, предусмотрен ретроспективный пересмотр показателей финансовой отчетности при обнаружении ошибок. В РСБУ предусмотрен перспективный пересмотр показателей финансовой отчетности, за исключением случаев, когда обнаружены ошибки до даты утверждения годовой бухгалтерской отчетности.

Таблица 5. Раскрытие информации в финансовой отчетности

Наименование  РСБУ МСФО Комментарий
Порядок раскрытия общей информации об учетной  политике в финансовой отчетности Пунктом 11 ПБУ 1/98 установлено, что организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. 
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год (п.15 ПБУ 1/98). 
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерского учету (п.12. ПБУ 1/98).

Если  при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана (п. 14 ПБУ 1/98)

Пунктом 113 МСФО 1 установлено, что организация  обязана раскрывать в примечаниях  к финансовой отчетности те аспекты учетной политики, которые оказывают наиболее значительное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности.

В случае если при подготовке финансовой отчетности использование принципа о непрерывности деятельности не применимо, финансовая отчетность должна раскрывать информацию о принципах, использованных при подготовке данной отчетности (п. 23 Принципов подготовки финансовой отчетности)

На  уровне общих положений различий нет. Фактически различия в составе  информации об учетной политике, раскрываемой в отчетности, определяются конкретными положениями (стандартами) по разделам учета.
Порядок раскрытия информации в случае изменения  в учетной политике Организация должна раскрывать следующую информацию об изменениях в учетной политике (п.22 ПБУ 1/98): 
- причину изменения учетной политики; 
- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);  
-указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
Организации следует раскрывать в примечаниях  к финансовой отчетности первоначальное применение Стандарта или Толкования, оказывающее воздействие на предшествующие или текущие периоды (либо последующие), а также характер добровольных изменений учетной политики (см.п.28-29 МСФО 8). 
Организация обязана раскрывать следующую информацию:  
- основания для изменения учетной политики (добровольное либо вследствие первоначального применения Стандарта или Токования); 
- характер изменения учетной политики; 
- наименование Стандарта или Толкования, в соответствии с которым осуществляется изменение учетной политики с описанием переходных положений либо причины, по которым добровольное изменение учетной политики дает надежную и более относимую информацию; 
- сумму корректировки (до той степени, до которой это практически возможно) каждой затронутой линейной статьи в финансовой отчетности, а также базовой и разводненной прибыли на акцию (если применятся МСФО 33 «Прибыль на акцию»); 
- если ретроспективное применение является практически невозможным те обстоятельства, которые привели к существованию этого условия и описание того, каким образом и начиная с какого времени применяется это изменение в учетной политике.
МСФО  определяет более детальный перечень раскрытий в отношении информации об изменении учетной политики.
Порядок раскрытия информации об оценке влияния  стандартов и интерпретаций не вступивших в силу Соответствующе  требование в ПБУ 1/98 отсутствует  Когда организация еще не приняла какой-либо новый Стандарт или Толкование, которые  опубликованы, но еще не вступили в  силу, организация обязана раскрывать этот факт, а также известную или  разумно предполагаемую информацию, имеющую отношение к оценке того возможного воздействия, которое окажет применение этого нового Стандарта или Толкования на финансовую отчетность организации в период первоначального применения. В РСБУ в отличие от МСФО раскрытие в  отчетности информации об оценке возможного влияния еще не вступивших в силу положений по бухгалтерскому учету не предусмотрено.
Порядок раскрытия информации в отношении  изменения в расчетных оценках  Соответствующе  требование в ПБУ 1/98 отсутствует. Организация обязана раскрывать характер и сумму изменения в расчетной оценке, которая оказывает воздействие в текущем периоде или, как ожидается, будет оказывать воздействие в будущих периодах, за исключением случаев, когда практически невозможно оценить это воздействие.  
Если сумма воздействия в будущих периодах не раскрывается, потому что ее оценка практически невозможна, организация обязана раскрыть этот факт.
В РСБУ в отличие от МСФО раскрытие в  отчетности информации об изменении  в расчетных оценках не предусмотрено.
Порядок раскрытия информации в отношении  существенных ошибок предшествую-щего периода  Соответствующе  требование в ПБУ 1/98 отсутствует. В отношении  ошибок предшествующего периода  организация должна раскрывать (п. 49 МСФО 8): 
- характер ошибки соответствующего предшествующего периода; 
- по каждому предшествующему периоду, представленному в отчетности, сумму соответствующего исправления каждой затронутой линейной статьи в финансовой отчетности, а также базовой и разводненной прибыли на акцию (если применятся МСФО 33 «Прибыль на акцию»); 
- сумму исправления на начало самого раннего из представленных предшествующих периодов; 
- при отсутствии возможности ретроспективного пересчета, обстоятельства, которые привели к невозможности ретроспективного пересчета и описание того, каким образом и начиная с какого времени ошибка была исправлена.
В РСБУ в отличие от МСФО раскрытие в  отчетности информации о корректировке  существенных ошибок не предусмотрено. Ошибки, относящиеся к предшествующим отчетным периодам, ретроспективно не корректируются.

Информация о работе Стандарт IAS 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки»