Стандарты аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Аудит в современном мире развивался с тех пор, как возникла концепция компании как юридически независимой единицы. Это привело к отделению права собственности от фактического распоряжения ею. Задачей аудитора является не поиск конкретных отклонений и ошибок, а выражение мнения об истинности и справедливости финансовой отчетности предприятия. Для обоснования своего мнения аудитор должен осуществить ряд процедур, которые он считает необходимыми при аудите конкретной компании в соответствии с действующими аудиторскими стандартами.

Содержание работы

Введение
Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита.
Классификация стандартов аудиторской деятельности.
Международные стандарты аудиторской деятельности.
Российские стандарты аудиторской деятельности.
Значение и порядок разработки внутрифирменных стандартов аудита.
Тенденции в разработке стандартов аудита.
Выводы и предложения.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Аудит доработки.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

 

Российские  стандарты аудиторской деятельности.

Все стандарты в России могут быть разбиты на три группы:

 

— российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие  по содержанию к соответствующим МСА;

 

— российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, имеющие  существенные отличия от МСА, аналогом которых они являются;

 

— российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие  аналогов в МСА.

 

Следует отметить, что в ходе подготовки российских правил (стандартов) аудиторской деятельности ставилась цель — подготовить пакет документов, основанный на системе документов МСА, поэтому стандарты, противоречащие международным, разрабатывать не планировалось. Тем не менее в силу различных причин некоторые российские документы, даже совпадающие по названию, содержанию и текстуально, имеют существенные отличия от своих международных прототипов.

 

Значительное число  российских правил (стандартов) не имеет  прямых аналогов в системе МСА.

 

Следует отметить, что  правила (стандарты) разрабатываются  небольшими партиями (по 4-5 не более). Это  связано с организационными проблемами их подготовки и финансирования. В  настоящее время работа над стандартизацией  аудита в России продолжается.

 

ФПСАД являются обязательными  для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в  отношении которых указано, что  они имеют рекомендательный характер.

 

№1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

 

№ 2 «Документирование  аудита»;

 

№ 3 «Планирование аудита»;

 

№ 4 «Существенность в  аудите»;

 

№ 5 «Аудиторские доказательства»;

 

№ 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

 

№ 7 «Внутренний контроль качества аудита»;

 

№ 8 «Оценка аудиторских  рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;

 

№ 9 «Аффилированные лица»;

 

№ 10 «События после отчетной даты»;

 

№ 11 «Применимость допущения  непрерывности деятельности аудируемого  лица»;

 

№ 12 «Согласование условий проведения аудита»;

 

№ 13 «Обязанность аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;

 

№ 14 «Учет требований нормативных правовых актов в  Российской Федерации в ходе аудита»;

 

№ 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»;

 

№ 16 «Аудиторская выборка».

 

Фактически принятые ФПСАД представляют собой официально утвержденный перевод МСА. Благодаря  этому инструкции приобре-, ли лаконичность, утратили при этом детали, содержащиеся в старых российских правилах (стандартах). Данный факт нельзя однозначно классифицировать как положительный или как отрицательный. Российский аудит всегда базировался на тех же принципах, что и международный, а условности и недопонимания устранялись с помощью соответствующих комментариев.

 

В то же время стиль  ФПСАД отличается от повествовательного изложения МСА, он имеет директивную  форму, более распространенную в  российских регламентирующих документах.

 

Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и ФПСАД вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с ФПСАД.

 

Принятие на общегосударственном  уровне ПСАД, близких по форме и  содержанию к МСА, является важным шагом  на пути к реформированию российского  аудита в направлении интеграции к международным требованиям.

 

 

 

 

 

Значение  и порядок разработки внутрифирменных стандартов аудита.

Внутренние стандарты  аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторских  организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и её адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

- соблюдению требований  внешних аудиторских правил (стандартов);

- уменьшению трудоёмкости  аудиторских проверок;

- использованию для  проведения аудита аудиторов  – ассистентов;

- увеличению объёма  выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам  аудиторской организации при  проведении аудита и выполнении сопутствующих  аудиту услуг.

Внутренние стандарты  включают следующие блоки:

  1. структура фирмы, технология организации, выполняемые функции и другие особенности её функционирования;
  2. стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);
  3. методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учёта;
  4. организация сопутствующих аудиту услуг.

В первый блок входят стандарты, определяющие организационно-экономические  аспекты деятельности аудиторской  фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, порядок заключения договоров по видам работ и др.

Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает положения федеральных или внутренних стандартов аккредитованных профессиональных аудиторских организаций. Они могут  быть классифицированы по таким группам, как: ответственность аудиторов; планирование аудита; изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта; получение аудиторских доказательств; использование работы третьих лиц; порядок формирования выводов и заключений в аудите и специализированные внутренние стандарты.

К специализированным относятся  внутренние стандарты, отражающие: специфические  аспекты проведения аудита кредитных  учреждений; специфические вопросы  проведения аудита страховых организаций  и обществ взаимного страхования; специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; специфические особенности проведения аудита экономических субъектов.

Третий блок стандартов посвящён методикам проведения аудиторских  проверок по разделам и счетам бухгалтерского учёта. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны эти методики для начинающих аудиторов и аудиторов – ассистентов, помогая им застраховаться от грубых ошибок и примерно в 80% случаев принять правильное решение.

Четвёртый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют  сопутствующие аудиту виды услуг. Такие  стандарты составляются по организации  бухгалтерского учёта, принципам восстановления учёта, автоматизации учёта и др.

Аудиторские внутренние стандарты должны удовлетворять  таким требованиям, как:

1) целесообразность –  при разработке стандартов следует  учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

2) преемственность и  непротиворечивость, т.е. обеспечить  согласованность и взаимосвязь  с остальными внутренними стандартами;

3) полнота и детализация  – внутренние стандарты должны  комплексно охватывать все вопросы  исследуемой проблемы и детально  их освещать;

4) единство терминологической  базы – обеспечение единства  трактовки терминов во всех  стандартах и документах.

Разработка и внедрение  внутрифирменных стандартов –это трудоемкая и 

продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском стандарте «Требования к аудиторским стандартам аудиторских организаций».

Внутренние стандарты  являются частью организационно-распределительной  документации и системы внутреннего  контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты ,как порядковый номер  стандарта ,дата ввода в эксплуатацию ,название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического  сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты –интеллектуальная собственность аудиторской организации,ее ноу-хау. Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности своей организации .Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.

 

Тенденции в разработке стандартов аудита.

Концепция развития аудиторских  стандартов направлена на повышение качества аудиторских услуг и снижение информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации.

Концепция развития аудиторских  стандартов призвана:

  • обеспечить разработку новых и пересмотр действующих стандартов;
  • быть основой принятия решений по вопросам, не урегулированным нормативными актами;
  • определить методологические принципы и подходы к разработке аудиторских стандартов;
  • определить модель регулирования аудиторской деятельности;
  • быть основой для разработки внутрифирменных стандартов и управления системой качества в аудиторской организации.

Целью разработки аудиторских стандартов является повышение надежности и качества аудиторских услуг, снижение аудиторского риска и создание дополнительного уровня гарантий результатов аудита для заинтересованных пользователей бухгалтерской информации.

Дальнейшая стандартизация деятельности по оказанию аудиторских  услуг должна быть направлена на достижение оптимальной степени упорядочения аудиторской деятельности посредством  установления положений и норм для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Разработка аудиторских  стандартов направлена на решение следующих  задач:

1. Обеспечение взаимопонимания  между исполнителем (аудиторской  организацией, индивидуальным аудитором) и потребителем (клиентом) в процессе оказания аудиторских услуг;

2. Установление оптимальных  требований к номенклатуре и  качеству аудиторских услуг;

3. Унификация аудиторских  услуг на основе установления  и применения правил, положений и требований к их оказанию;

4. Гармонизация с международными  правилами и нормами аудита;

5. Нормативное обеспечение  контроля и качества аудиторских  услуг;

6. Управление качеством  аудиторских услуг.

Разработка аудиторских  стандартов базируется на основополагающих концепциях аудита: независимость, профессиональное суждение и скептицизм, существенность, разумная уверенность, доказательность, достоверное представление.

Независимость, как основополагающая концепция определяет аудит, с одной стороны, как независимый вневедомственный финансовый контроль, с другой - предполагает, что при формировании своего мнения у аудитора отсутствует финансовая, родственная или какая либо иная заинтересованность в делах проверяемого экономического субъекта, превышающая отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какая-либо заинтересованность от третьих лиц.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости  и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических отношений.

Профессиональное суждение и скептицизм. Аудитор должен планировать и выполнять аудит с отношением профессионального скептицизма, сознавая, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой отчетности.

Отношение профессионального  скептицизма означает, что аудитор  критически и с сомнениями оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и бдительно относится к аудиторским доказательствам, которые противоречат надежности документам или заявлениям руководства, либо ставят такие документы и заявления под вопрос.

Существенность как центральная концепция аудита, подразумевает значимость, материальность информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях пропуска или искажения. Таким образом, существенность скорее определяет пороговое значение или точку отсчета и не является качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной.

Информация о работе Стандарты аудиторской деятельности