Стандарты аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:14, курсовая работа

Описание работы

Аудит в современном мире развивался с тех пор, как возникла концепция компании как юридически независимой единицы. Это привело к отделению права собственности от фактического распоряжения ею. Задачей аудитора является не поиск конкретных отклонений и ошибок, а выражение мнения об истинности и справедливости финансовой отчетности предприятия. Для обоснования своего мнения аудитор должен осуществить ряд процедур, которые он считает необходимыми при аудите конкретной компании в соответствии с действующими аудиторскими стандартами.

Содержание работы

Введение
Роль стандартов аудиторской деятельности в обеспечении качества аудита.
Классификация стандартов аудиторской деятельности.
Международные стандарты аудиторской деятельности.
Российские стандарты аудиторской деятельности.
Значение и порядок разработки внутрифирменных стандартов аудита.
Тенденции в разработке стандартов аудита.
Выводы и предложения.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Аудит доработки.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

 

 Международные стандарты  аудита (МСА) разрабатываются Международной  федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В этой связи целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг' для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

 

 Страны — члены  МФБ могут применять МСА в  качестве своих национальных  стандартов. С этой целью Комитет  по международной аудиторской  практике (КМАП) подготовил текст  заявления, который может быть  использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.

 

 Возможны несколько  вариантов использования МСА  и национальных стандартов. Первый  вариант предусматривает применение  только МСА. Второй — создание  и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предусматривает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).

 

 Россия выбрала  второй вариант, предусматривающий разработку полной гаммы национальных стандартов.

 

 В соответствии  со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ национальные стандарты  аудиторской деятельности подразделяются  на две группы: федеральные и  стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

 

 Федеральные стандарты  аудиторской деятельности определяют  требования к порядку осуществления  аудиторской деятельности, а также  регулируют иные вопросы, они  разрабатываются в соответствии  с МСА и являются обязательными  для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также СРО аудиторов и их работников.

 

 Стандарты СРО аудиторов  определяют требования к аудиторским  процедурам, дополнительные к требованиям,  установленным федеральными стандартами  аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности, не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРО аудиторов.

 

 Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы вправе  разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности СРО объединения, членами которого они являются.

 

 Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных стандартов аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

 

Международные стандарты аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита (МСА) представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они способствуют достижению двоякой цели:

 

развитию аудита в  тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

 

по мере возможности  унификации подходов к аудиту в международном  масштабе.

 

Необходимость унификации методики аудиторских проверок признается большинством специалистов в области  аудита и бухгалтерского учета, что  объясняется целым рядом объективных причин:

 

*во-первых, на эволюцию  стандартов аудита в немалой  степени влияет развитие стандартов  бухгалтерского финансового (выработка  общепризнанных требований и  принципов учета приводит к  единообразию отчетности, что открывает  возможность применения общих подходов к аудиту).

 

во-вторых, развитию общепризнанных стандартов способствует рост монополизма  в сфере аудита и консалтинговых ус луг (сегодня наибольшая доля рынка  в этой сфере принадлежит не более  чем десяти крупнейшим компаниям  и ассоциациям);

 

в-третьих, стандарты аудита отрицают возможность проведения «некачественного аудита», поскольку, руководствуясь ими, аудитор должен выполнить хотя бы минимальный необходимый набор аудиторских процедур. В последствии работу аудитора можно будет проверить, изучив его рабочие документы.

 

Стандарты аудита, являясь  критерием для определения качества аудиторских услуг, позволяют пользователям  финансовой информации получить определенную уверенность в том, что аудитор  не подтвердит недостоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно. Именно в этом заключается роль и значение аудиторских стандартов.

 

На развитие международных  стандартов аудита влияют внешние и  внутренние факторы. К внешним факторам раз вития следует отнести:

 

развитие и углубление мирохозяйственных связей, создание транснациональных компаний, что приводит к унификации принципов учета и отчетности;

 

динамичное развитие фондового рынка, при всём этом фондовые биржи выдвигают достаточно жесткие требования для включения акций компаний в листинг. Поэтому Международная организация комитетов фондовых бирж разрабатывает унифицированные требования к отчетности компаний, чьи акции допускаются к котировке;

 

аудит, который относится  к сфере услуг, традиционно развивался как международные услуги, поэтому на рынке аудиторских услуг, также отмечаются процессы глобализации, что приводит к созданию мультинациональных компаний в этой области и появлению профессиональных международных организаций.

 

Внутренние факторы  развития международных стандартов аудиторской деятельности обусловлены потребностями самих аудиторских организаций:

 

процесс концентрации капитала в сфере аудита и консалтинга, где более 90% этого рынка принадлежит 10-12 фирмам-лидерам, причем процесс  слияния продолжается. Объединение должно помочь фирмам улучшить качество предоставляемых аудиторских услуг, а для этого необходимо разрабатывать единую стратегию и методологию аудита иконсалтинга, а также единых стандартов качества;

 

создание, развитие и  работа различных международных  организаций в области учета и аудита, среди которых следует вы делить такие, как Международная федерация бухгалтеров (МФБ); Комитет по международной аудиторской практике (КМАП); Комитет по международным бухгалтерским стандартам (ГАТС, IASS); Экономический и социальный совет при ООН; Комиссия по транснациональным компаниям; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН; Организация по экономическому сотрудничеству и развитию ЕС: Комиссия по ценным бумагам и биржам, профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

 

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной  федерации бухгалтеров. Международная  федерация бухгалтеров как международная  организация имеет свой устав  и конституцию. Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей, «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета». При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.

 

Комитет по международной  аудиторской практике при поддержке  Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг -- их форме, содержанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

 

Таким образом, значение МСА заключается в том, что  они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.

 

Назначение и классификация МСА, их применение в России

 

 

Назначение международных аудиторских  стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:

 

* они обеспечивают определенные  гарантии качества подготовки  аудиторов, проведения аудита  и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;

 

* стандарты способствуют внедрению  в практику работы аудиторов  новых научных достижений и  создают достойный общественный  имидж профессии аудитора;

 

* с их помощью обеспечивается  связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;

 

* их последовательное применение  является решающим доказательством  и аргументом в пользу аудитора  при возникновении претензионных  дел, судебных разбирательств  на основе исков клиента.

 

В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие  группы: общепринятые аудиторские стандарты  и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности.

В 2002 г. в России впервые  опубликован официальный перевод  международных стандартов аудита и  положений по международной аудиторской практике. Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения -- от 1000 до 1100. В общем виде структура опубликованных стандартов представлена в табл. 1.2.

 

Международные стандарты  аудита применяются при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой финансовой информации. В помощь странам-членам МФБ, изъявившим желание принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текс заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной

стране. Если отдельные  положения и рекомендации, содержащиеся в МСА, отличаются от нормативных  положений, принятых в этой стране, в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства.

 

Кроме того, разрешается  разрабатывать дополнительные стандарты  по тем аспектам, которые не отражены в МСА.

 

Однако, несмотря на несомненные  достижения в области создания международных стандартов аудита, подлинного единообразия достичь пока не удалось. Поэтому современные МСА можно рассматривать как совокупность национальных и региональных стандартов, оказывающих взаимное влияние, поскольку национальное законодательство в этой области в разных странах значительно различается. Применение МСА может осуществляться в следующих вариантах:

 

* в качестве национальных  аудиторских стандартов (такая практика  характерна для Кипра, Малайзии, Нигерии и др.);

 

* как основа для  разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Голландия, Бразилия др.);

 

* принятие к сведению  и руководству в странах, имеющих  национальные стандарты, при отсутствии  регулирования каких-либо аспектов  в собственных аудиторских стандартах (США);

 

* как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций (международные аудиторские организации).

 

Анализируя различия между международными и российскими  стандартами (см. Приложение № 1), следует  отметить, что они не являются более значительными, чем различия между международными и национальными стандартами, например, Германии, Франции и других стран.

 

Различия между российскими  и международными стандартами обусловлены  в основном тремя причинами:

 

* наши правила основываются на действующем законодательстве, соответствующем особенностям функционирования российской экономики;

 

* многие положения  МСА основаны на западной «общепринятой  системе бухгалтерских принципов», что иногда противоречит действующим  российским правилам учета, которые начинают адаптироваться к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);

 

* отдельные положения  МСА основываются на малоизвестных  у нас понятиях; например, в нашей  стране отсутствуют нормативные  документы, регламентирующие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля.

В ст. 9 Федерального закона установлена обязательность применения правил (стандартов) аудиторской деятельности (за исключением тех положений, где  указано, что они носят рекомендательный характер), повышен их статус в части разработки и утверждения.

 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности»  от 23 сентября 2002 г. N 696, разработаны с учетом основных положений МСА, имеют сквозную нумерацию, ориентированы на практику аудита в рыночной экономике. В настоящее время в соответствии с принципами МСА разработаны 34 федеральных правила (стандарта) аудита. Приближение национальных стандартов к международным создаст условия нормальной конкуренции на рынке аудиторских услуг российских и международных фирм; поддержит деловую репутацию российских аудиторских фирм; обеспечит рост доверия иностранных инвесторов; позволит применять экономические методы борьбы с недобросовестным («черным») аудитом.

Информация о работе Стандарты аудиторской деятельности