Стратегический план. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии. Выявление и анализ стратегических проблем. Что такое поле бизнеса?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:53, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое планирование — это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.
В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет.

Содержание работы

1. Стратегический план. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии. Выявление и анализ стратегических проблем…...….3-10
2. Что такое поле бизнеса? Что означает структурирование внешней среды? Как оцениваются внутренние, внешние факторы?........11-12
3. Задача…………………………………………………………..13-14
Список литературы…………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа По дисциплине- Стратегическое планирование и .doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

                                         Министерство образования и науки РФ

  Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

             МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСРИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И

                                            УПРАВЛЕНИЯ ИМ. РАЗУМОВСКОГО

                               Филиал ГОУ ВПО МГУТУ им.Разумовского в г.Мелеузе

____________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

          Контрольная работа

 

 

 

 

По дисциплине: Стратегическое планирование и прогнозирование.

 

На тему: 1. Стратегический план. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии. Выявление и анализ стратегических проблем.

2. Что такое поле  бизнеса? Что означает структурирование  внешней среды? Как оцениваются внутренние, внешние факторы?

3. Задача.

                                                                                        

                                                                                        

 

 

 

                                                                                        Выполнил:

                                                                              Студентка IV курса

                                                                             Лушкова Марина Владимировна

                                                                              Факультета: Э и П

                                                                               Специальность: 080502 (п)

                                                                              Шифр: 894

                                                                               Работа сдана на проверку

                                                                               Преподаватель:

                                                                               Оценка:____________

 

 

 

 

                                                    Мелеуз - 2012 г.

                                              

 

 

 

ПЛАН.

 

1. Стратегический план. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии. Выявление и анализ стратегических проблем…...….3-10

2. Что такое поле бизнеса? Что означает структурирование внешней среды? Как оцениваются внутренние, внешние факторы?........11-12

3. Задача…………………………………………………………..13-14

Список литературы…………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Стратегический план. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии. Выявление и анализ стратегических проблем

                                   1. Стратегический план.

         Стратегическое планирование — это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

         В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще используют термин «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики на 20 или даже 50 лет. Стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

        Россия имеет колоссальный и уникальный в мировой практике опыт и школу планирования. Первый в мире стратегический план был разработан компанией McKinsey. Первый в мире государственный стратегический план разработан в 1920г. в Советской России Государственной комиссии по электрификации России во главе с Г.М. Кржижановским и утвержден VIII Всероссийским съездом Советов в декабре 1920г.

         Модель научного стратегического планирования разработана учёным-кибернетиком Н. И. Ведутой[1]. Научная школа стратегического планирования Н. И. Ведуты является результатом синтеза знаний теории воспроизводства К. Маркса и Ф. Энгельса, кибернетики Н. Винера и эконометрической модели межотраслевого баланса В. Леонтьева, а также огромного личного опыта инженера-механика в качестве организатора производства на разных уровнях управления корпорации СССР, создателя первых автоматизированных систем управления (АСУ)

Сущностью стратегического  планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей – государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей. Сущность стратегического планирования экономических и политических процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социальных слоев на определённом этапе исторического развития.

Научное стратегическое планирование является единственным инструментарием для обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого роста качества жизни.

             2. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии.

Стратегическое прогнозирование  является достаточно сложным процессом в планировании действий организации из-за необходимости соотнесения на избранной основе факторов настоящего периода функционирования с вероятностными, прогнозными, которые в целом представляют собой внешнеэкономическую среду организация и подлежат измерению, оценке и анализу.

В условиях рыночной экономики  роль такой процедуры стратегического  менеджмента как прогнозирование  является определяющей. Связано это  с двумя важнейшими обстоятельствами.

Во-первых, рыночная экономика отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, непосредственно отражающейся на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым элементом формирования стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования - от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций, до отраслей народного хозяйства, субъектов федерации и общества в целом.

Во-вторых, в рыночном хозяйстве важнейшие факторы  воспроизводства (природные процессы, продуктивность сельского хозяйства, изменения в численности и структуре населения, спрос на товары и т.д.), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому оценить их воздействие на социально-экономическое развитие можно лишь на основе прогноза, который выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ и планов.

Таким образом, прогнозирование - это важнейшая процедура стратегического планирования, заключающаяся в предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент в будущем.

Эта процедура может  быть основана либо на анализе тенденций развития объекта за соответствующий период в прошлом (обычно трехкратный по отношению к периоду прогноза) и экстраполяции этих тенденций в будущее (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или телеологический подход).

Содержанием же стратегического  прогнозирования является разработка долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики  в целом, ее составных подсистем  и элементов.

Под стратегическим прогнозом  понимается эмпирически или теоретически обоснованное суждение о возможном состоянии объекта прогнозирования в будущем, о путях и сроках его достижения.

Стратегическое прогнозирование  выполняет две важнейшие функции. Первая из них - предсказательная. Иногда ее еще называют описательной. Вторая, непосредственно связанная с первой, - предписательная или предуказательная, способствующая оформлению прогноза в план деятельности.

Предсказательная функция - это  описание возможных или желательных  перспектив, состояний, проблем объекта  прогнозирования в будущем. Предписательная функция стратегического прогнозирования состоит в подготовке проектов по решению различных проблем деятельности объекта управления. Следовательно, прогноз - не самоцель, а средство для выработки управленческого решения и планирования.

Основные принципы прогнозирования: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность.

Процесс и результаты прогностической деятельности могут  использоваться в двух важнейших  направлениях: теоретико-познавательном и управленческом.

Теоретико-познавательное назначение стратегического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины, состоит в изучении и совершенствовании  методологии составления прогнозов, выявления факторов, способствующих возникновению и существованию тенденций в экономике и социальных отношениях.

        Управленческий аспект: использование прогнозов экономического и социального развития общества создает необходимые предпосылки повышения уровня подготавливаемых управленческих решений.

Полиструктурный (множественный) характер проблем, решаемых современным  государством, его отдельными подсистемами, а также непосредственно хозяйствующими субъектами порождают необходимость  разработки целой системы прогнозов.

Составление различных прогнозов имеет свои особенности, поэтому возникает необходимость их классификации по масштабу прогнозирования, времени упреждения, характеру объекта прогноза, функциям прогноза.

По масштабу прогнозирования  выделяют:

макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;

прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и т.д.);

прогнозы отраслевые и региональные;

прогнозы деятельности хозяйствующих  субъектов, их ассоциаций и отдельных  производств.

При составлении прогнозов:

анализируется совокупность экономических, технологических, социальных и иных процессов, происходящих в организации и ее окружении, связи между ними;

оценивается сложившаяся ситуация и выявляются узловые проблемы;

формируются представления о будущем  организации и условиях его достижения.

Прогнозы разрабатываются  в виде совокупности качественных характеристик объекта, количественных (точечных и интервальных) оценок, показателей вероятности их достижения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности той или иной ситуации. Интервальный прогноз представляет собой «вилку», ширина которой прямо пропорциональна вероятности достижения.

Известны шесть методов прогнозирования, которые включают: экспертные оценки, экстраполяцию и интерполяцию временных  трендов, анкетно-экспортный регрессивный анализ и математическое моделирование.

Наиболее простой из них -- экстраполяция, или проекция в  будущее, суть которой состоит в  автоматическом перенесении в него существовавших в прошлом тенденций развития организации, например, темпов и направленности роста производства, доли на рынке, рентабельности и т. п. Однако этот метод пригоден только для стабильных, контролируемых условий, которые в обозримом будущем меняться не должны, и требует изучения ситуации не менее, чем за десятилетие.

 

Если будущие условия  деятельности организации ожидаются  не очень стабильными, но при этом причинно-следственные связи между  событиями все же просматриваются, то для целей прогнозирования могут использоваться более сложные методы, в основе которых лежат математические модели.

Обе эти разновидности  прогнозирования составляют суть генетического  подхода к нему, с помощью которого, исходя из знания прошлых событий, современной  ситуации, направления и темпов ее изменения, можно нарисовать приблизительную картину будущего.

Однако будущее может  быть настолько неопределенно (в  условиях НТР это считается вполне нормальным), что использование генетического  подхода на практике может и не дать надежных результатов. В этом случае применяется метод экспертных оценок. Они строятся на сопоставлении мнений специалистов в соответствующих областях, позволяющем нарисовать ориентировочную, хотя и не очень надежную, картину будущего.

Информация о работе Стратегический план. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии. Выявление и анализ стратегических проблем. Что такое поле бизнеса?