Существенность и аудиторский риск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:34, реферат

Описание работы

Аудиторский риск - это объективно существующая вероятность допущения возможных неточностей и отклонений от реальных данных, возникающая в ходе аудиторской проверки компании.
Общий аудиторский риск - это вероятность формирования неверного мнения и как следствие составление ложного заключения об отсутствии существенных ошибок в ходе аудиторской проверки.
Таким образом, общий аудиторский риск состоит из внутреннего риска деятельности (бизнеса) клиента, риска контроля и риска необнаружения.

Файлы: 1 файл

11 существенность и аудиторский риск.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Система внутреннего контроля может считаться действенной, если: 
она эффективно предупреждает возникновение недостоверной информации; 
эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени, после того как недостоверная информация возникла. 
бухгалтерского учета, статьи баланса и т. п. Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроляэкономического субъекта. 
Для оценки риска средств контроля аудитор должен применять специальные аудиторские процедуры: опросы и наблюдение за оформлением операций; проверку документов, отражающих проведение финансово-хозяйственных операций; использование результатов других аудиторских процедур. 
Риск необнаружения - это определяемая аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволяют обнаружить реально существующие нарушения. 
Риск необнаружения является показателем эффективности и качества работы аудитора, он зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, а также от квалификации аудиторов и степени их предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого экономического субъекта. Чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск, и наоборот. 
С абсолютной точностью нельзя определить достоверность отчетности, но обязательно установить ее достоверность во всех существенных аспектах. 
Подуровнем существенности понимается предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь может делать правильные выводы. 
Аудиторские фирмы при определении уровня существенности обязаны установить систему базовых показателей и порядок определения уровня существенности. Как правило, аудиторская фирма составляет внутрифирменный стандарт «Существенность и аудиторский риск». 
Объединение в рамках второго этапа различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита, какими являются получение аудиторских доказательств it формулирование аудиторского заключения, представляется необоснованным. В то же время ряд специалистов рассматривает процесс сбора и документирования аудиторских доказательств и подготовки аудиторского заключения как самостоятельные этапы проверки.

Три основных этапа проведения аудита: 
подготовка и планирование аудиторской проверки; 
выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации; 
составление аудиторского заключения. 
Подготовка и планирование аудиторской проверки 
производятся в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентами финансово-хозяйственной деятельности объекта про- верк. Даетсяоценка его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой оценки определяются содержание, масштаб и количество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской бригады. 
На этапе выполнения аудиторских процедур производятся сбор аудиторских доказательств и их документирование. 
В аудиторском заключении аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее дей- ' ствующему законодательству.

13Аудиторские доказательства, их  виды и методы получения

Под аудиторскими доказательствами понимается:

- информация, полученная  при проверке,

- результат анализа полученной  информации. 

 

К аудиторским  доказательствам относятся:

1)  первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой отчетности;

2)  письменные разъяснения руководства проверяемого подразделения или уполномоченных им лиц;

3)  информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).  

 

Основным методом  получения доказательств для аудитора и контролера являются:

1)  проведение проверок (тестирование) эффективности функционирования СВК;

2)  проведение проверок (тестирование) различных объектов контроля. 

 

Под приемами контроля или тестами СВК понимаются действия аудитора или контролера, осуществляемые с целью получения доказательств в отношении соответствующего объекта проверки об организации и эффективности функционирования СВК. 

 

При тестировании средств  контроля ведется:

- (не столько поиск)  конкретных ошибок и искажений,

- (сколько) выявление повторяющихся недостатков систем учета и контроля,

поскольку данные системы должны препятствовать возникновению ошибок, своевременно выявлять и устранять их. 

 

СВК и отдельные ее средства подвергаются тестированию с целью получения основанной на фактах информации о надежности работы бухгалтерских служб, материально ответственных работников и т.д.

Вполне понятно, что чем  она выше, тем ниже число планируемых  аудиторских процедур по существу. Именно поэтому выводы о надежности работы СВК объекта проверки влияют на ее планирование.  

 

Тесты средств  контроля могут включать в себя следующие  процедуры:

1)  проверка документов, подтверждающих проведение операций или другие события, для получения доказательств надлежащего применения средств контроля на практике, например наличия разрешительных записей уполномоченных на то лиц; 

 

2)  осуществление устных и письменных запросов и наблюдение за применением средств внутреннего контроля, которые не оставляют документальных свидетельств, например, выявление реальных исполнителей функции контроля;

3)  повторное применение контрольных процедур для того, чтобы удостовериться, что ранее контроль был правильно выполнен.  

 

Оценка надежности средств контроля может включать в себя следующие стадии:

1. Выполняется предварительная оценка надежности средств контроля в ходе описания и изучения указанных средств и систем бухгалтерского учета. 

 

2. С учетом результатов предварительной оценки разрабатываются тесты средств контроля, и с их помощью проводится первичная оценка. 

 

3. Проводится окончательная оценка надежности средств контроля. 

 

Рассмотрим содержание этих стадий.

Предварительная оценка СВК представляет собой процесс ознакомления с системами бухгалтерского учета и контроля объекта проверки. Получив представление о структуре и работе этих систем, аудитор и контролер проводят предварительную субъективную оценку риска средств контроля. 

 

По итогам предварительной  оценки надежность и эффективность СВК оцениваются как низкие, а риск средств контроля соответственно как высокий в тех случаях, когда:

1)  системы бухгалтерского учета и контроля при предварительном знакомстве с ними не могут быть признаны действенными;

2)  оценка действенности СВК и проведение процедур для ее подтверждения по субъективной оценке аудитора и контролера нецелесообразна, т.е. отсутствует необходимая информация. 

 

Если по результатам предварительной  оценки риск средств контроля ниже высокого, топервичная оценка систем бухгалтерского учета и контроля производится с помощью контрольных тестов.

Эти тесты должны быть нацелены на оценку:

1)  способов применения средств контроля;

2)  последовательности применения средств контроля в течение проверяемого периода;

3)  субъектов, применявших эти средства контроля. 

 

Итоги первичной оценки сравниваются с результатами предварительной оценки. Если имеются существенные различия, то необходимо изменить характер, временные рамки и объем запланированных процедур по существу. 

 

Перед завершением проверки аудитор или контролер производит окончательную оценку средств контроля, основываясь на результатах проверки процедур по существу и других полученных доказательствах, и в случае необходимости вносит предложения о корректировке программы проверки.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения доказательств о наличии или отсутствии существенных искажений в отчетности.

Эти проверки проводятся в следующих формах:

1)  детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций;

2)  аналитические процедуры. 

 

Такие действия аудитора или  контролера, как:

- проверка надежности и верности оформления первичных документов,

- сопоставление цифровых показателей в первичном документе и в регистрах учета,

- поиск подтверждения  правильности сальдо и оборотов  по счетам,

называются детальными тестами, оценивающими правильность отражения операций и остатка средств на счетах и в отчетах. 

 

Аналитические процедуры также являются одной из разновидностей проверки по существу.

В отличие от детальных  тестов, для аналитических процедур характерен анализ числовых показателей:

- рассмотрение соотношений  между отдельными величинами,

- изучение тенденций и  закономерностей,

- выявление неожиданных  отклонений от тенденций и закономерностей.  

 

  1. Аудиторская выборка

равило (Стандарт) № 16 «Аудиторская выборка» 
Аудиторская выборка – это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. 
Различают 2 типа риска, связанных с использованием аудиторской выборки: 
1.Риск того, что аудитор придет к выводу о том, что риск средств внутреннего контроля ниже, чем в действительности. Риск данного типа оказывает влияние на надежность аудита и может привести к ненадлежащему аудиторскому мнению. 
2.Риск того, что аудитор придет к выводу, что риск средств внутреннего контроля выше, чем в действительности. Риск данного типа оказывает влияние на эффективность аудита, поскольку он обычно приводит к дополнительной работе по устранению того, что первоначальные выводы были неверными. 
При разработке аудиторских процедур аудитор должен определить метод отбора элементов для тестирования. 
Аудитор может: 
-отобрать все элементы, то есть провести сплошную проверку 
-отобрать специфические элементы  
-отобрать отдельные элементы, то есть сформировать выборку. 
Сплошная проверка может быть целесообразной: 
если генеральная совокупность состоит из небольшого числа элементов высокой стоимости 
Если неотъемлемый риск и риск средств внутреннего контроля являются высокими, а другие средства не позволяют получить достаточные аудиторские доказательства 
Если повторяющийся характер расчетов осуществляется с помощью компьютерной системы бухгалтерского учета, что делает сплошную проверку эффективной с точки зрения соотношения затрат и результатов. 
Методы отбора могут быть следующими: 
Случайный отбор – по таблице случайных чисел или с использованием генератора чисел 
Систематический отбор – через определенный интервал 
Бессистемный отбор – необходимо избегать предвзятости 
Отбор элементов для проверки блоками – по тематическому аудиторскому заданию. 
По результатам аудиторских процедур аудитор должен экстраполировать, то есть распространить ошибки, выявленные в отобранных документах по всей генеральной совокупности и должен проанализировать влияние прогнозируемой экстраполированной ошибки на конкретную область аудита. Если выявленная ошибка признана аномальной, она, как правило, исключается из экстраполяции ошибок. Последствия такой ошибки, если она не исправлена, должны быть рассмотрены в дополнение к оценке полной величины ошибок не являющихся аномальными.

 

15Документирование аудита 

 

Единые общие требования по подготовке и ведению рабочей документации аудитора устанавливаются как Международным стандартом аудита МСА 230, так и российским Федеральным правилом (стандартом) № 2 «Документирование аудита».

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Документирование аудита» устанавливает единые требования по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно.

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т. е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с настоящим правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

К рабочей документации аудита относятся:

  • планы и программы проведения аудита;
  • описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;
  • объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта; копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;
  • описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;
  • аналитические документы аудиторской организации; другие документы.

Примерный перечень документов, которые  могут быть включены в состав рабочей документации аудиторской организации:

  • материалы относительно организационно-правовой формы и организационной структуры экономического субъекта;
  • извлечения из копии учредительных документов экономического субъекта, а также иных важных юридических документов его (договоров, контрактов, протоколов и т. п.);
  • материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программы аудита;
  • записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота или комбинации их);
  • аналитические материалы хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • записи, содержащие анализ существенных показателей и тенденций деятельности экономического субъекта;
  • записи о характере, дате проведения и объеме проведенных аудиторских процедур и результатах таких процедур;
  • материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами;
  • сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры;
  • копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом экономического субъекта;
  • копии переписки или записи обсуждений во время встреч с экономическим субъектом по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита;
  • письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта;
  • копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта;
  • выводы, сделанные аудиторской организацией по результатам аудита.

Информация о работе Существенность и аудиторский риск