Сущность и значение аудита: цели, задачи проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать сущность аудита и задачи его проведения.
В соответствии с этим задачи курсовой работы могут быть сформулированы так:
рассмотреть понятие и назначение аудита, его цели и задачи;
раскрыть содержание аудита: предмет и объекты аудита, его функции;
изучить классификацию видов и типов аудита;
исследовать методологию и основные этапы проведения аудиторской проверки.

Содержание работы

Введение
Глава I. Сущность и содержание аудита
§1. Понятие и назначение аудита и аудиторской деятельности
§2. Предмет и объекты аудита
§3. Цели и задачи аудита
§4. Функции аудита
§5. Классификация видов и типов аудита
Глава II. Проведение аудиторской проверки
§1. Основные принципы аудиторской проверки
§2. Заключение договора на проведение аудита
§3. Этапы проведения аудиторской проверки
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

БУиА курсач.docx

— 100.68 Кб (Скачать файл)

Реализация принципа независимости  предполагает достижение аудиторской  организацией полной самостоятельности  при планировании, проведении и оформлении результатов аудиторской проверки.

Гарантии реализации данного  принципа заложены в следующих нормах Закона:

Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная  компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения квалифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготовленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация  не должна оказывать услуги, выходящие  за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление  аудиторской деятельности.

Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Аудиторская организация  не вправе использовать для своей  выгоды или в интересах третьих  лиц конфиденциальную информацию о  делах клиентов, ставшую ей известной  при выполнении профессиональных задач.

Профессиональное  поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация  обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением  аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской  деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Следовательно, принципы аудита основываются на его независимости  как вида финансово-хозяйственного контроля, высоких профессиональных, культурных и морально-волевых качествах аудитора, научной организации и прогрессивной методологии выполнения аудиторского процесса.

Аудиторская организация  обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального  скептицизма, принимая во внимание вероятность  того, что получаемые аудиторские  доказательства и (или) информация об экономическом  субъекте могут быть неверными. [14]

 

§2. Заключение договора на проведение аудита

Аудит - особая, самостоятельная и независимая организационная форма финансового контроля. Аудиторство - неотъемлемая часть инфраструктуры рынка. Во всех странах мира с рыночной экономикой существует институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой

Аудитор — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Договор на проведение аудиторской  проверки является основным документом, удостоверяющим факт достижения договоренности между клиентом и аудиторской  организацией. Поэтому аудитору необходимо уделить очень серьезное внимание условиям заключения договора.

Аудитору следует обсудить с  клиентом характер, объемы и временные  условия работы с позиции, как  себе это видит клиент. Затем необходимо получить представление о характере  аудиторского отчета, что от него ожидает  клиент. Не должно оставаться в стороне  и то, что собирается предпринимать  клиент в отношении необходимых, с точки зрения аудитора, действий. [10]

Договор между клиентом и аудиторской  фирмой должен регулировать следующие  нормы:

  • своевременность выполнения работ по договору;
  • сохранность документации;
  • права заказчика во время выполнения работ;
  • содействие заказчика;
  • конфиденциальность полученной сторонами информации;
  • ответственность аудиторской фирмы за ненадлежащее качество;
  • приемка заказчиком работы;
  • качество работы;
  • пределы и условия использования результатов работ;
  • права на результаты интеллектуального творчества.

Структура договора может быть различна, однако его форма в целом должна соответствовать типовому договору, рассмотренному в стандартах аудиторской  деятельности.

При составлении договора в нем  должны быть предусмотрены предмет, сроки и место проведения проверки, размер и порядок оплаты, ответственность  сторон.

В договоре также должен быть предусмотрен размер дополнительной оплаты аудиторской работы. Бывают случаи, когда в процессе проверки аудитор сталкивается с необходимостью исследовать вопросы, которые не были предусмотрены двусторонним договором между аудиторской организацией и заказчиком. В связи с этим он вправе обратиться к руководству заказчика с просьбой увеличить размер гонорара, но это может вызвать конфликт, чего аудитору (аудиторской организации) следует всячески избегать. Рекомендуется предусмотреть возникновение дополнительной работы в двустороннем договоре.

Договор между аудитором (аудиторской  организацией) и клиентом может быть по обоюдному согласию изменен, но при  этом они должны договориться о новых условиях соглашения. [3]

Договор между аудитором (аудиторской  организацией) и клиентом может быть не только изменен, но и расторгнут. Все зависит от того, кто именно расторгает договор. Если договор заключен годовым собранием акционеров, а  расторгает его администрация предприятия, то это незаконно. Во избежание конфликтов в договоре следует предусмотреть, что: условием начала работы является перевод заказчиком исполнителю  в качестве гарантии аванса в размере 30-50 % предварительно согласованной  суммы договора; в случае отказа заказчика от договора в односторонне порядке он обязуется оплатить фактически проделанную работу исполнителя.

Договор может расторгнуть и  аудитор (аудиторская организация) если, во-первых, он не может согласиться  на изменение обязательства и  ему не представляется возможность  выполнить предыдущее обязательство, во-вторых, клиент не соблюдает договорные условия, не выполняет свои обязанности, определенные Законом об аудиторской  деятельности. В этих случаях аудитору (аудиторской организации) следует  отказаться от проведения проверки и  рассмотреть вопрос, согласно договору о расторжении его, изложив при  необходимости отказ и другим сторонам клиента, например, Совету директоров или акционерам. Аудитор не имеет  права подписывать аудиторское  заключение, сертификат или другой документ, требующий подписи официального аудитора, проводящего в соответствии с законодательством аудиторскую  проверку. Любой документ, подписанный  им, считается недействительным.

Аудитор и клиент должны согласовывать  условия обязательства в форме  договора и письма-соглашения, которому должно предшествовать официальное  предложение клиента.

Письмо-соглашение должно быть передано аудируемому субъекту до начала аудиторской  проверки во избежание неправильного  понимания принимаемых обязательств. Договор может составляться на долгосрочное аудиторское обслуживание сроком на один-три года и разовое выполнение каких-то работ, в частности аудиторской проверки.

Форма и содержание писем-соглашений могут быть различными в зависимости  от запросов клиентов, но они всегда должны включать ссылку на следующее: цель аудита финансовых отчетов; ответственность  руководства за достоверность представляемых данных; объем аудита; вид заключения, отчета или иного рода обобщений результатов аудиторской деятельности; указание на то, что в связи с тестовым характером аудита, риска не выявления существенных неточностей или ошибок в учете, присущими любому бухгалтерскому учету и системе внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые неточности могут остаться необнаруженными; обеспечение свободного доступа ко всем записям, документации и любой другой информации, запрашиваемой в связи с аудитом.

Работа аудитора с клиентами  начинается задолго до выполнения собственно аудита. Если договор на аудиторское  обслуживание заключается в начале отчетного периода, то этап аудита приходится на его окончание и начало следующего периода.

За время, предшествующее этому  этапу, аудитор начинает формировать  свое мнение о предприятии, изучает  такие сферы деловой активности, как:

  • маркетинг;
  • материально-техническое обеспечение;
  • исследовательская деятельность;
  • производство;
  • реализация продукции

Аудитору также необходимо иметь  достоверную информацию о рыночных ценах на продукцию, производимую фирмой.

Это вызвано тем, что оценка правильности сделок проводится по состоянию уровня цен того периода, в котором они  были заключены, что связано с  особенностями учета в условиях рынка. [10]

 

§3. Этапы проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка строится в определенной последовательности. Наиболее часто  употребляется подход «от общего к частному», то есть, начиная с  аудита финансовой отчетности и заканчивая проверкой данных в первичных  документах. Каждый аудитор самостоятельно выбирает последовательность своей  работы исходя из особенностей аудируемого  субъекта и условий договора, заключенного с клиентом.

Вообще практика аудита различает  следующие основные этапы аудиторской  проверки:

  • общее изучение (ознакомление с персоналом и клиентом, принятие решения о начале проверки и целях ее проведения);
  • предварительное ознакомление;
  • планирование и составление общей программы аудита;
  • системное изучение;
  • выполнение аудита (т.е. проведение аудиторских процедур по существу);
  • составление аудиторского заключения.

При этом, аудитором может  быть предусмотрена конкретизация  каждого этапа аудита для более  эффективного выполнения действий в  отношении конкретных объектов аудита в соответствии с их особенностями.

Как уже было отмечено выше, аудит  проводится на основании договора между  аудитором (аудиторской организацией) и заказчиком. Таким образом, на первоначальном этапе заключается договор на проведение аудита. Следующим этапом является общее изучение деятельности предприятия, методология которого также была описана выше.

Второй этап аудита финансовой отчетности предусматривает получение (пополнение) информации о клиенте, оценку аудиторского риска. Полученное представление будет являться основой  для разработки программы аудита на этапе планирования, а также  принятия решения о целесообразности проведения четвертого этапа - дополнительных проверок средств контроля.

В существующей практике при  проведении аудита аудитор получает (пополняет) свою информацию о клиенте, которая включает в себя: информацию о бизнесе и отрасли клиента; учетную политику клиента и бухгалтерские  процедуры; методы обработки бухгалтерской информации.

Предварительное ознакомление предполагает посещение фирмы до начало работы с ее документацией. Аудитор знакомится с ходом производства, персоналом, местами хранения товарно-материальных ценностей, оборудования и обеспечением их охраны, общей структурой организации, состоянием производственной дисциплины. Порядок проведения аудиторских  проверок зависит в значительной мере от степени осведомленности  аудитора о деятельности проверяемого предприятия, об уровне организации  и ведения бухгалтерского учета  на предприятии. Поэтому аудитору необходимо. приступить к сбору и изучению информации о хозяйственном субъекте. Ознакомление следует начинать с  изучения основных документов: свидетельства  о регистрации, учредительного договора, Устава, договоров на поставку продукции, лицензии на право осуществления  внешнеэкономической деятельности и др.

Информация о работе Сущность и значение аудита: цели, задачи проведения