Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов эффективности учета и контроля использования материальных запасов, а так же организации бухгалтерского учета материалов в банке, выявление проблем, связанных с этим, и путей их решения.
В ходе рассмотрения заной темы необходимо решить ряд задач:
Ознакомление с понятием материальные запасы, его видами, оценкой и классификацией;
Изучение нормативно-законодательных документов в области учета материальных запасов в банке;
Изучение цели и задач учета материальных запасов в банке;
Председатель рабочей инвентаризационной комиссий или по его поручению члены комиссии в присутствии заведующего склада (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяют фактическое наличие товароматериальных ценностей путём обязательного их пересчёта, перевешивание или перемеривание. Категорически запрещается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц по данным учёта без проверки их фактического наличия.
Товароматериальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризаций». В описи указывается, когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссий делается отметка «после инвентаризаций» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
На больших складах при длительном проведении инвентаризаций в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия в процессе инвентаризаций товарно-материальных ценностей могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационных комиссий. Эти ценности заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием: «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризаций». Оформляться эта опись должна по аналогий с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризаций. В расходных документах делается за подписью председателя инвентаризационной комиссий.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описи на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, фактическая стоимость (по данным учёта), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов. При получении от предприятий, на ответственном хранений которых эти ценности находятся, копий инвентаризационных описей комиссия сопоставляет фактическое наличие ценностей (по данным копий инвентаризационных описей с количеством, установленным по документам).
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в переработке на других предприятиях, указывается наименование перерабатывающего предприятия, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учёта, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по месту их нахождения и лицам, на ответственном хранении которых они находятся. Инвентаризация проводится путём осмотра каждого предмета. В инвентаризационные описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы вносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учёте. При инвентаризаций малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи. В описях указывается первоначальная стоимость предметов. Если износ этих предметов учитывается по фактическому их состоянию, то в примечаний указывается определяемый рабочей инвентаризационной комиссией процент износа каждого предмета или группы с одинаковым размером износа. В этом случае одноименные предметы с разной степенью изношенности записываются в опись отдельными строками. Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей, накладных или квитанций предприятий бытового обслуживания. На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, рабочей инвентаризационной комиссией составляются акты установленной формы с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов на хозяйственные цели.
Фактическое наличие товарно-материальных ценностей сверяется с данными бухгалтерского учета и при их расхождении выводятся отклонения. По выявленным расхождениям (излишкам или недостачам) составляются «Сличительные ведомости». К ним прилагаются объяснения ответственных лиц.
Инвентаризационная комиссия изучает причины отклонений и вносит предложения по урегулированию выявленных расхождений фактического наличия товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета (излишков, недостач, потерь). Руководитель обособленного подразделения в соответствии с действующим законодательством принимает меры по урегулированию выявленных расхождений.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
· излишек товарно-материальных ценностей в соответствии с решением руководителя обособленного подразделения приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится на финансовые результаты;
· недостача товарно-материальных ценностей, в соответствии с решением руководителя обособленного подразделения, покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи товарно-материальных ценностей и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя обособленного подразделения списываются на внереализационные расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - не позднее декабря текущего года.
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по отражению результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей представлена в таблице 4
Таблица 4
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей
Содержание операции |
Корреспонденция счетов | |
дебет |
кредит | |
1.Отражена выявленная при |
61209 «Выбытие(реализация)имущества» |
61008 «Материалы» |
2. Поступление от виновного лица суммы наличных денежных средств, подлежащей взысканию в результате недостачи ТМЦ |
20202 «Касса» |
60323 «Расчеты с прочими дебиторами» |
3. Оприходованы выявленные в процессе инвентаризации излишки ТМЦ |
61008 «Материалы» |
70601 «Доходы» |
Таким образом, инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, производиться в порядке расположения ценностей в данном помещений. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по месту их нахождения и лицам, на ответственном хранений которых они находятся. Товарно-материальные ценности заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ни один банк не обходится без применения материальных запасов в своей хозяйственной деятельности. Общепринятым является отнесение продуктов труда к запасам банка от момента их поступления на склад банка до момента погрузки на транспортные средства для отправки или непосредственной передачи потребителям.
Основным направлением повышения эффективности использования этих активов является совершенствование системы бухгалтерского учета в части учета заготовления (поступления) и расхода материальных запасов, являющегося основой организации материального учета. Непосредственно по документам бухгалтерского учета осуществляется контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием. Эти документы также служат информационной базой для анализа использования материальных запасов, незавершенного производства, в результате которого выявляются факторы, оказывающие отрицательное влияние на финансовые результаты деятельности кредитных организаций.
Существенно улучшить бухгалтерский учет материальных запасов можно, совершенствуя применяемые документы, учетные регистры, т. е. более широко используя накопительные документы. В этих же целях важное значение имеет классификация и оценка материальных запасов кредитных организаций. Одним из условий рационального использования данных активов является своевременный и достоверный анализ их использования с применением экономико-математических моделей факторного анализа и построения прогноза показателей себестоимости.. Это даст возможность правильно обосновать потребность в сырьевых ресурсах, объемах незавершенного производства и готовой продукции , поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток к срыву производственного процесса. Оба случая отрицательно сказываются на доходах кредитных организаций.
В заключении обобщим полученные результаты. Таким образом, при рассмотрении материальных запасов как объекта учета и контроля получены следующие выводы:
Огромную роль в решении этой задачи играет четко организованный учет. Он должен оперативно обеспечивать руководителей и других заинтересованных лиц необходимой информацией для эффективного управления производственными запасами в целях оптимальных условий для изготовления высококачественной продукции и изыскания резервов снижения ее себестоимости в части рационального использования материалов.
Необходимое условие деятельности банков - хорошо отлаженные хозяйственные связи, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации.
Четкая классификация материальных запасов по определенным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной и правильной организации синтетического и аналитического учета.
Важной предпосылкой организации учета материалов является их оценка. Она имеет значение и для более эффективной организации обработки данных учета. На рассматриваемом предприятии учет ведется по фактической себестоимости.
Учет материальных ценностей в банке отвечает как условиям производственного потребления материалов, так и требованиям организации складского хозяйства, и обеспечивает выполнение одной из основных задач учета - контроль за сохранностью материальных ценностей во время их приемки и хранения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Сущность материальных запасов. Нормативно-законодательное регулирование