Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:02, курсовая работа
Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты
Анализ доходов и расходов предприятия
Показатели |
Отчетный год |
Предыд. год |
Изменения |
1. Доходы в том числе: от обычных видов деятельности прочие |
477 155 476 480 675 |
407 519 407 268 251 |
69 636 69 212 424 |
2. Расходы в том числе: по обычным видам деятельности прочие |
470 824 460 297 10 527 |
401 228 391 183 10 045 |
69 596 69 114 482 |
3. Чистая прибыль (убыток) |
750 |
967 |
217 |
Сумма доходов организации в отчетном году составила 477 155 тыс. руб., из них по обычным видам деятельности – 476 480 тыс. руб., по прочим – 675 тыс. руб. По сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение на 69 636 тыс. руб., в том числе по обычным видам деятельности – на 69 212 тыс. руб., по прочим - 424 тыс. руб.
Сумма всех расходов предприятия за
отчетный период составила 470 824 тыс. руб.,
из них по обычным видам деятельности
– 460 297 тыс. руб., прочих – 10 527 тыс. руб.
По сравнению с прошлым годом
расходы организации
У предприятия на конец отчетного года образовалась чистая прибыль, равная 750 тыс. руб., однако наблюдается ее снижение по сравнению с предыдущим годом на 217 тыс.руб.
Горизонтальный анализ нужен для того, чтобы определить абсолютные изменения показателей. Для начала необходимо составить таблицу с показателями по отчету о прибылях и убытках. Некоторые показатели, например, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль - можно объединить в один показатель - налоги, а проценты к получению, прочие доходы, прочие расходы - в прочие доходы и расходы.
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках
Показатели |
Отчетный год 2007 |
Предыд. Год 2006 |
Темп роста, % |
Абсол.измен. тыс.р уб |
Выручка от реализации |
476 480 |
407 268 |
117 |
69212 |
Себестоимость проданной продукции |
(430 522) |
365 493 |
117,79 |
65029 |
Валовая прибыль |
45 958 |
41 775 |
110 |
4183 |
Расходы периода |
(29 775) |
(25 690) |
115,9 |
(4085) |
Прибыль от продаж |
16 183 |
16 085 |
100,61 |
98 |
Сальдо прочей деятельности |
-9 852 |
-9 794 |
100,6 |
58 |
Прибыль до налогообложения |
6 331 |
6291 |
100,64 |
40 |
Временные разницы |
396 |
198 |
200 |
198 |
Налог на прибыль и иные платежи |
(5 527) |
(5 114) |
108,08 |
413 |
Чистая прибыль |
750 |
967 |
77,56 |
-217 |
Уменьшение чистой прибыли
произошло во многом из-за увеличения
себестоимости проданной
Также на уменьшение чистой
прибыли оказало влияние
Сальдо прочей деятельности увеличилось в отчетном периоде на 58 тыс. руб., что говорит о превышении доходов предприятия над его расходами.
Временные разницы повысились на 198 тыс. руб., что привело к увеличению налога на прибыль на 413 тыс. руб.
Однако произошло увеличение выручки от реализации продукции на 69 212 тыс. руб., темп роста которого составил 117,99 %,что говорит о восстановлении затраченных на производство денежных средств и создании необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. За счет выручки от реализации предприятие покрывает свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формирует прибыль.
Также произошло увеличение валовой прибыли на 4 183 тыс. руб. или на 10 %, что влияет на увеличение чистой прибыли.
Прибыль от продаж незначительно увеличилась на 98 тыс. руб., прибыль до налогообложения увеличилась на 40 тыс. руб., что также влияет на увеличение чистой прибыли.
Для проведения вертикального анализа сначала необходимо определить структуру показателей. Так как выручка распределяется на затраты на производство продукции (себестоимость), на коммерческие и управленческие расходы, а также на прочие расходы, на оплату налогов и в итоге на предприятии остается нераспределенная (чистая) прибыль. Исходя из вышесказанного мы структуру показателей будем определять как удельный вес показателя в выручке от продаж.
Вертикальный анализ
Показатели |
Отчетный год 2007 |
Уд. вес |
Предыд. год 2006 |
Уд.вес |
Измен. |
Выручка от реализации |
476 480 |
100 |
407 268 |
100 |
|
Себестоимость проданной продукции |
(430 522) |
90,3 |
365 493 |
89,7 |
0,6 |
Валовая прибыль |
45 958 |
9,6 |
41 775 |
8,7 |
0,9 |
Коммерческие расходы |
29775 |
6,2 |
25690 |
5,3 |
0,9 |
Прибыль от продаж |
16 183 |
3,3 |
16 085 |
3,3 |
|
Сальдо прочих доходов и расходов |
-9 852 |
2,0 |
-9 794 |
2,0 |
|
Прибыль до налогообложения |
6 331 |
1,3 |
6291 |
1,3 |
|
Налог на прибыль |
(3473) |
0,7 |
(3574) |
0,7 |
|
Чистая прибыль |
750 |
0,1 |
967 |
0,2 |
(0,1) |
Определив структуру показателей отчета о прибылях и убытках мы можем теперь проанализировать и определить положительные и отрицательные изменения в структуре.
Из таблицы мы видим, что наибольший удельный вес в выручке от продаж занимает себестоимость проданной продукции, в 2007 году она составляла 90,3%. А наименьший удельный вес в выручке от продаж занимает чистая прибыль, в 2007 году она составила 0,1 %. Коммерческие расходы составили в 2007 году 6,2%. Налог на прибыль составил в 2007 и 2006 году 0,7 %. Прочие доходы и расходы в 2007 году составили 2 %.
Рассматривая структуру показателей в динамике я заметила, что происходит увеличение удельного веса валовой прибыли, он составил 9,6 % в 2007 году. Удельный вес коммерческих расходов увеличился на 0,9% и составил 6,2% в 2007 году. Прибыль от продаж осталась неизменной и составила 3,3%, прочие доходы и расходы также остались на том же уровне, что в 2006 году и составили 2,0%, прибыль до налогообложения и налог на прибыль остались неизменными и составили 1,3% и 0,7 % соответственно. Чистая прибыль уменьшилась в 2007 году, ее удельный вес составил 0,1 %.
2.3 Факторный анализ прибыли
на предприятии ОАО «
Прибыль отчетного периода
отражается общий финансовый результат
производственно-хозяйственной
Изменение прибыли от реализации
продукции формируется под
Динамика показателей прибыли
Показатели |
Отчетный |
Аналогичный |
Отчетный в % |
период |
период |
к предшест- | |
прошлого года |
вующему периоду | ||
1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг |
476480 |
407268 |
1,17 |
2.Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции, работ, услуг |
430522 |
365493 |
1,178 |
3. Валовый доход |
45958 |
41775 |
1,10 |
4.Расходы периода (коммерческие и управленческие) |
29775 |
2560 |
1,63 |
5. Прибыль (убыток) от реализации |
16183 |
16083 |
1,00 |
6. Сальдо операционных результатов |
|||
7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности |
6291 |
11432 |
0,55 |
9. Прибыль (убыток) отчетного периода |
6291 |
11432 |
0,55 |
10. Прибыль остающаяся в распоряжении организации |
2717 |
6650 |
0,40 |
11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода |
2717 |
6650 |
0,40 |
ГЛАВА III. Пути улучшения распределения и использования прибыли
Признание того факта, что
в настоящее время у
В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий. Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов.
Чистый доход предприятия
представляет собой сумму денежных
средств, предназначенных для
Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.
Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.
Во-вторых, реализация продукции
— это тот момент, когда произведенный
продукт получает признание на рынке.
Любая заминка в реализации вызывает
нарушение ритмичности
Так как прибыль отражает
результаты всех видов деятельности
предприятия —
Возможность получения “незаработанной”
прибыли за счет экстенсивного пути
(главным образом за счет изменения
условий поставки продукции, повышения
цен и др.) покрывает бесхозяйственность,
усиливает невосприимчивость
Руководству предприятий
необходимо овладеть новыми методами
распределения прибыли. Здесь
должны учитываться интересы сразу
нескольких сторон. Во-первых, государство
заинтересовано как в создании условий,
стимулирующих развитие производства,
так и в реализации своих экономических
функций, что обусловливает
Во-вторых, трудовой коллектив
заинтересован в получении
В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.
Руководство же стремится, как
можно большую часть прибыли
оставить нераспределенной, в качестве
резерва, позволяющего укрепить основы
самофинансирования. На руководство
возлагается ответственность
Основные направления
совершенствования механизма
— оптимизацию системы
налогообложения прибыли; разработку
такой системы ставок и льгот
налога на прибыль, которая будет
стимулировать использование
— изжитие непроизводительных затрат и потерь; разработку и реализацию мероприятий, направленных на преодоление кризиса неплатежей в целях постепенного снижения сумм пени и штрафов, уплачиваемых в бюджет и внебюджетным фондам;
— оптимизацию распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат», на фонды потребления и фонды накопления;
— комплекс мероприятий, обеспечивающих целесообразное и эффективное использование средств фондов потребления и накопления.
На предприятии ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат», большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера, что повлекло за собой замедление оборачиваемости оборотных активов, ограничение возможности роста товарооборота и прибыли.
Недостаточность средств,
направляемых на накопление, сдерживает
рост оборота, приводит к
Направление средств в фонд накопления увеличит экономический потенциал, повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ и реализации без увеличения размера заемных средств.