Сущность, значение, задачи учёта доходов и расходов организации и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 02:52, реферат

Описание работы

Начиная с 2000 года организации формируют в бухгалтерском учете информацию о доходах и расходах согласно порядку, установленному Минфином России в Положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (далее ПБУ 9/99) и «Расходы организации (далее – ПБУ 10/99), утвержденных Приказами от 06.05.1999 г. № 32н и № 33. Данные Положения устанавливают методологические основы формирования и отражения в бухгалтерском учете достоверной информации о полученном доходе от предпринимательской деятельности организации. Это позволяет решать такие задачи, как оперативное управление и контроль за деятельностью организации со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный интерес в ее делах.

Файлы: 1 файл

реферат по бух. учёту.docx

— 64.96 Кб (Скачать файл)

Например, если доход от совместной деятельности или сдачи имущества  в аренду является основным, а может  быть, и единственным источником доходов  организации и вся ее деятельность направлена на получение этого дохода, то необходимо признать, что данный доход является доходом от обычных  видов деятельности.

Если же организация размещает  свою свободную наличность на сберегательные депозиты, предоставляет на эту сумму  займы другим организациям либо приобретает  акции других организаций, то такие  доходы, являясь по сути дополнительными  к доходам от обычных видов  деятельности, включаются в состав операционных.

К операционным доходам относятся:

 

12

- поступления, связанные  с предоставлением за плату  во временное пользование (временное  вложение и пользование) активов  организации, если это не является  предметом деятельности организации;

- поступления, связанные  с предоставлением за плату  прав, возникающих из патентов  на изобретения, промышленные  образцы и других видов интеллектуальной  собственности, если это не  является предметом деятельности  организации;

- поступления, связанные  с участием в уставных капиталах  других организаций (включая проценты  и иные доходы по ценным  бумагам), если это не является  предметом деятельности организации;

- прибыль, полученная  в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи  основных средств и иных активов,  отличных от денежных средств  (кроме иностранной валюты), продукции,  товаров;

- проценты, полученные за  предоставление в пользование  денежных средств организации,  а также проценты за использование  банком денежных средств, находящихся  на счете организации в этом  банке;

- сумма дооценки основных средств, зачисляемая в установленном порядке на счета учета прибылей и убытков;

- отрицательная деловая  репутация организации, равномерно  относящаяся на финансовый результат;

- положительные курсовые  и суммовые разницы, относящиеся  на причитающиеся к оплате  проценты по займам и кредитам, полученным и выраженным в  иностранной валюте или условных  денежных единицах, образующиеся  начиная с момента начисления  процентов по условиям договора  до их фактического погашения  (перечисления).

Под внереализационными доходами следует понимать как бы непредвиденные доходы, носящие «незаработанный» характер. В этом можно убедиться, проанализировав  их состав.

К внереализационным доходам  относятся:

- штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно  по договору дарения, в том  числе: суммы бюджетных средств,  признанные в установленном порядке  в качестве доходов;

- поступления в возмещение  причиненных организацией убытков;

- прибыль прошлых лет,  выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и  депонентской задолженности, по  которым истек срок исковой  давности;

- положительные курсовые разницы, за исключением положительных курсовых разниц, включаемых в состав операционных доходов;

- сумма дооценки активов, за исключением сумм дооценки основных средств, включаемой в установленном порядке в состав операционных доходов;

- суммы неиспользованных  резервов, образованных в связи  с признанием 

13

условных фактов хозяйственной  деятельности;

- прочие внереализационные  доходы, в том числе:

- активы, принятые к учету, оказавшиеся в излишке по результатам инвентаризации.

Расходы организации в  зависимости от их характера, условий  осуществления и направлений  деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие. В свою очередь прочие расходы состоят из операционных, внереализационных, чрезвычайных.

В разделе II «Расходы по обычным  видам деятельности» ПБУ 10/99 рассматриваются  расходы по обычным видам деятельности, к которым относятся расходы, связанные с изготовлением и  продажей продукции, приобретением  и продажей товаров, выполнением  работ, оказанием услуг.

В организации, предметом  деятельности которой является предоставление активов по договору аренды, участие  в уставных капиталах и др., указанными расходами следует считать затраты, связанные с осуществлением этих видов деятельности. При этом предмет  деятельности организации для некоммерческих организаций и унитарных предприятий  определяется в учредительных документах, а для коммерческих (если такой  информации нет в учредительных  документах) - исходя из правила существенности. Это означает, что предметом деятельности организации могут считаться  работы, услуги, производство продукции  и т.п., составляющие в стоимостном  выражении более 5% от величины (стоимости) всех продаж этой организации.

К расходам по обычным видам  деятельности относятся затраты, связанные  с приобретением сырья, материалов, товаров и иных МПЗ, возникающие  в процессе переработки (доработки) МПЗ, которые будут использоваться при производстве продукции (выполнении работ и оказании услуг) или продаваться. Сюда же входят расходы, связанные с  продажей (перепродажей) товаров (на содержание и эксплуатацию ОС и иных внеоборотных активов, на поддержание их в исправном состоянии, коммерческие, управленческие расходы и др.).

Такая группировка расходов по обычным видам деятельности вытекает непосредственно из характера производственного  цикла, который, как известно, состоит  из трех взаимосвязанных стадий: заготовление (приобретение сырья и материалов), производство (переработка сырья, выполнение работ, оказание услуг), сбыт (расходы  по продажам, включая рекламу).

Расходы по обычным видам  деятельности необходимо сгруппировать  по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату  труда;

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

14

Для целей управления в  бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат, перечень которых организация устанавливает самостоятельно.

Группировка расходов по обычным  видам деятельности основана на однородности экономического содержания этих расходов, включаемых в тот или иной элемент. Группировка расходов по экономическим  элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия. Для проведения подобного  анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в  общей сумме расходов обычных  видов деятельности.

Операционными расходами  являются:

- расходы, связанные с  предоставлением за плату во  временное пользование (временное  владение и пользование) активов  организации, если это не является  предметом деятельности организации;

- расходы, связанные с  предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на  изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной  собственности;

- расходы, связанные с  участием в уставных капиталах  других организаций, если это  не является предметом деятельности  организации;

- расходы, связанные с  продажей, выбытием и прочим списанием  основных средств и иных активов,  отличных от денежных средств  (кроме иностранной валюты), товаров,  продукции

- проценты, уплачиваемые  организацией за предоставление  ей в пользование денежных  средств (кредитов, займов);

- расходы, связанные с  оплатой услуг, оказываемых кредитными  организациями;

- отчисления в оценочные  резервы, создаваемые в соответствии  с правилами бухгалтерского учета;

- резервы, создаваемые  в связи с признанием условных  фактов хозяйственной деятельности;

- резервы, создаваемые  в связи с признанием условных  фактов хозяйственной деятельности, если обязательство связано с  операционными расходами;

- прочие операционные  расходы, в том числе:

- сумма уценки основных  средств, зачисляемая в установленном  порядке на счета учета прибылей  и убытков;

- дополнительные затраты,  произведенные в связи с получением  займов и кредитов, выпуском и  размещением заемных обязательств;

- расходы организации  по содержанию законсервированных  производственных мощностей и  объектов, мобилизационных мощностей;

- расходы, связанные с  аннулированием производственных  заказов (договоров), прекращением  производства, не давшего продукции;

К внереализационным расходам относятся:

- штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных  организацией убытков

- убытки прошлых лет,  признанные в отчетном году, в  том числе:

15

- суммы бюджетных средств,  признанные в бухгалтерском учете  в качестве доходов в прошлые  годы, но подлежащие возврату  в установленном порядке;

- суммы дебиторской задолженности,  по которой истек срок исковой  давности, других долгов, не реальных  для взыскания;

- отрицательные курсовые разницы, за исключением курсовых разниц, относимых в установленном порядке;

- резервы, создаваемые  в связи с признанием условных  фактов хозяйственной деятельности, если обязательство связано с  внереализационными расходами;

- суммы уценки активов,  за исключением сумм уценки  основных средств;

- перечисление средств  (взносов, выплат и т.д.), связанных  с благотворительной деятельностью,  расходы на осуществление спортивных  мероприятий, отдыха, развлечений,  мероприятий культурно - просветительского  характера и иных аналогичных  мероприятий;

- прочие внереализационные  расходы,

в том числе:

- убытки от хищения  материальных и иных ценностей,  виновники которых по решениям  суда не установлены;

- судебные расходы;

В процессе деятельности организации  могут возникнуть чрезвычайные доходы и расходы. Это доходы и расходы, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и  др.). Иными словами, имеются в  виду непредвиденные, непредотвратимые так называемые форс-мажорные обстоятельства. Состав чрезвычайных доходов приведен в п.9 ПБУ 9/99. К таким доходам  относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных  к восстановлению и дальнейшему  использованию активов, и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Учёт доходов и расходов предприятия

Учет доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, и определение финансового результата по ним ведется на счете 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» является активно-пассивным  и финансово-результатным по назначению. Планом счетов предусмотрена возможность  открытия субсчетов к счету 90 «Продажи»:

1 - «Выручка»;

2 - «Себестоимость продаж»;

3 - «Налог на добавленную  стоимость»;

4 - «Акцизы»;

5 - «Экспортные пошлины»;

9 - «Прибыль/убыток от  продаж».

Название каждого субсчета соответствует учитываемых на них  операций:

- на субсчете 1 «Выручка»  учитываются поступления активов,  признаваемые выручкой;

- на субсчете 2 «Себестоимость  продаж» учитывается себестоимость  продаж, по которым на субсчете 1 «Выручка» признана выручка.

- на субсчете 3 «Налог  на добавленную стоимость» учитываются  суммы налога на добавленную  стоимость, причитающиеся к получению  от покупателя (заказчика).

- субсчет 4 «Акцизы» предназначен  для учета сумм акцизов, включенных  в цену проданной продукции  (товаров).

- на субсчете 5 «Экспортные  пошлины» ведется учет сумм  экспортных пошлин.

- субсчет 9 «Прибыль/убыток  от продаж» предназначен для  выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж  за отчетный месяц.

Синтетический счет 90 «Продажи»  не имеет сальдо на конец месяца, поэтому результат хозяйственной  деятельности ежемесячно списывается  с этого счета на счет 99 «Прибыли и убытки». В то же время в соответствии с инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета организации  обязаны записывать операции по дебету и кредиту этого счета накопительно. То есть бухгалтерский учет должен обеспечить подсчет оборотов и остатков по отдельным субсчетам к счету 90 «Продажи» нарастающим итогом. Общий остаток по счету 90 на конец отчетного периода должен быть свернут и равняться нулю. Это требование не сложно выполнить при автоматизированном учете, так как большинство бухгалтерских программ обеспечивает возможность расчета оборотов и остатков по всем счетам накопительно, задавая параметры разных отчетных периодов: за квартал, за полугодие с начала года, за год и т. п.

При ручной обработке учетной  информации такое требование можно  выполнить, используя журнально-ордерную форму учета и ее регистры. В  частности, журнал-ордер №11 и ведомости, открываемые к нему, позволяют  накапливать информацию о продажах за соответствующие отчетные периоды.

Информация о работе Сущность, значение, задачи учёта доходов и расходов организации и их классификация