Сводная бухгалтерская отчетность организации, имеющей дочерние и зависимые общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

К наиболее характерной тенденции современных условий хозяйствования относится приобретение одними организациями пакетов акций других, участие в уставных капиталах других организаций, создание финансово-промышленных групп взаимосвязанных организаций, заключение договоров о совместной деятельности и т. п. Объединение в группу взаимосвязанных организаций для отдельных организаций имеет определенные преимущества. Оставаясь юридически самостоятельными, входящие в группу организации получают возможность стать более конкурентоспособными, получить доступ к новым технологиям, расширить сферу своей деятельности, поднять рентабельность и технологический уровень производства, приобрести кредитные и другие преимущества.

Файлы: 1 файл

konsolidirovannaya_otchetnost_svodnaya_buhgalterskaya_otchet.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы президента, постановления правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организациях. Особое место в этом уровне занимает Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Важным документом данного уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.

Третий уровень нормативного регулирования представляют собой нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкциях, рекомендациях и т.п. Документы этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и др.).

Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1-3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации. Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1-3-го уровней.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений.

Положения призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и включают шесть разделов.

В разделе I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации.

В разделе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета.

В разделе III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

1.3. Роль и значение сводной бухгалтерской  отчетности организации, имеющей  дочерние и зависимые общества.

Сводная бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места их государственной регистрации4.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме и порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43).

Среди организаций, объединившихся в группу для достижения определенных целей, выделяются головная организация, дочерние и зависимые общества.

Головной считается организация, которая по отношению к другим организациям группы выступает как основное или преобладающее общество. В экономической литературе и на практике ее также иногда называют материнской компанией, основным обществом, преобладающим обществом, центральной компанией, холдинговой компанией5.

Дочерним обществом считается организация, если головная организация либо имеет преобладающее участие в ее уставном капитале, либо имеет возможность определять принимаемые ею решения в соответствии с заключенным между ними договором или иным образом.

Зависимым обществом считается организация, если головная организация имеет более 20 % ее голосующих акций (для акционерного общества) или 20% ее уставного капитала (для общества с ограниченной ответственностью)6.

Головная организация должна придерживаться принятых форм консолидированной отчетности от одного отчетного периода к другому.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в консолидированную бухгалтерскую отчетность, если:7

  1. головная организация обладает более 50% голосующих акций акционерного общества (АО) или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ООО);
  2. головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
  3. в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в консолидированную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала ООО.

Данные о дочерних обществах или зависимых обществах в консолидированную отчетность не включаются в следующих случаях:

  1. доля голосующих акций или доля в уставном капитале дочернего или зависимого общества приобретена на краткосрочный период с  целью последующей перепродажи;
  2. головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;
  3. данные о дочернем или зависимом обществе не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности Группы. Например, если величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3% величины капитала Группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, - 10% величины капитала Группы;
  4. включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности, установленному ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (например, в силу чрезвычайных ситуаций). Обоснованность не включения при этом подтверждается независимым аудитором (аудиторской фирмой);
  5. дочернее общество, которое в свою очередь выступает головной организацией по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность, если:

- 100% ее голосующих акций или уставного капитала принадлежат другой головной организации, которая не требует составления сводной бухгалтерской отчетности;

- 90% или более ее голосующих акций или уставного капитала принадлежат другой головной организации и остальные акционеры (участники) не требуют составления сводной бухгалтерской отчетности.

Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к консолидированному бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Данные о зависимых обществах не включаются в консолидированную бухгалтерскую отчетность в случае наличия у головной организации только зависимых обществ.

Главная задача в области, консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и их публикацию (п.2.1. Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу).

Так как большинство крупных компаний во всех странах мира представляют собой холдинги, состоящие из большого количества отдельных юридических лиц, МСФО, прежде всего ориентированы на составление именно консолидированной отчетности. Дело в том, что только консолидированная финансовая отчетность обеспечивает выполнение главной цели отчетности - представление достоверной и объективной информации о финансовом положении компании и ее дочерних организаций.

 

2. Сводная бухгалтерская отчетность  организации, имеющей дочерние и  зависимые общества.

2.1. Содержание и  общий порядок составления отчетности.

Порядок составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) имеет ряд особенностей. Перед началом составления консолидированной отчетности головное предприятие должно получить от всех организаций группы следующие данные:

- о финансовых вложениях организаций  группы в уставные капиталы  других организаций;

- о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы;

- о полученном организациями  группы эмиссионном доходе;

- об остатках кредиторской и дебиторской задолженности организаций группы друг другу;

- о кредитах и ссудах, выданных  организациями группы друг другу;

- о начисленных и выплаченных  дивидендах организациям группы;

- о внутригрупповых доходах  и прибыли;

- о приобретенных у организаций группы основных средствах;

- о приобретенных у организаций  группы и еще не списанных  материалах, товарах, готовой продукции8.

Консолидирование должно обеспечивать исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.

Отчетность составляется в объеме и порядке, установленном ПБУ и включает сводный (консолидированный) бухгалтерский баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках и пояснения к ним.

Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в консолидированную отчетность с 1 числа месяца, следующего за месяцем приобретения материнской организацией соответствующего количества акций или доли в уставном капитале дочернего общества, либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.

В бухгалтерской консолидированной отчетности (БКО) отражаются в особом порядке данные об участии в зависимых обществах, если головная организация имеет более 20% голосующих акций или более 20% уставного капитала зависимого общества9.

В АО или ООО целесообразно составлять БКО не позднее 30 июня года, следующего за отчетным или на дату проведения годового собрания. В соответствии с законодательством БКО подлежит публикации в общедоступном порядке. Объем, порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности  дочерними и зависимыми обществами устанавливает головная организация.

До составления КБО необходимо урегулировать все взаиморасчеты и иные взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а так же между дочерними обществами. Составление БКО следует выполнять в соответствии с правилами объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ. При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В общем виде это можно представить следующим образом:

1) Бухгалтерская отчетность составляется  путем суммирования данных показателей  отчетности головной организации  и отчетности дочерних обществ, а так же включения данных об участии головной организации в зависимых обществах.

2) При составлении КБО необходимо  использовать единую учетную  политику головной организации  и дочерних обществ. Учетная политика  утверждается приказом руководителя головной организации. Если при составлении отчетности выявлено, что какая-либо дочерняя организация использует учетную политику, отличную от принятой в головной организации, то до объединения отчетности соответствующие показатели по дочернему обществу пересчитываются в соответствии с принятой учетной политикой.

Информация о работе Сводная бухгалтерская отчетность организации, имеющей дочерние и зависимые общества