Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:17, контрольная работа
Таможенные режимы, являясь важнейшим институтом таможенного права, согласно ст. 22 ТК РФ, определяют порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 23 ТК РФ действуют 15 видов таможенных режимов, каждый из которых представляет собой систему правовых норм, регулирующих разнообразные правоотношения в сфере ВЭД. Таможенные режимы являются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий ему выстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, во многом определять направление развития внешней торговли и ее качественное содержание.
В отношении режима временного ввоза рекомендуется предусмотреть возможность полного освобождения от таможенных платежей и не устанавливать жесткого требования о сроках вывоза иностранных товаров, которые используются на инвестиционных объектах. Действующая на сегодняшний день ограничение срока в один год зачастую не позволяет использовать данный режим для привлечения современных технологий.
Российским таможенным законодательством предусмотрены три режима переработки товаров: — на таможенной территории; — под таможенным контролем; — вне таможенной территории.
Таможенные режимы переработки регулируются главами 9, 10, 13 ТК РФ, а также значительным числом ведомственных актов ГТК, в числе которых следует назвать указание «О применении таможенных режимов переработки» от 6 апреля 1994 года, указание «О некоторых вопросах таможенного оформления товаров, вывозимых (ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» от 5 августа 1994 года, Временное положение «О порядке ввоза в РФ иностранных товаров и вывозу российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашению о международной кооперации производства», утвержденное совместно МВЭС РФ И ГТК (соответственно 4 марта 1992 года и 7 марта 19992 года), и др.
Переработка товаров на таможенной территории — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 ТК РФ).
Согласно ст. 59 ТК
РФ операции по переработке
включают: изготовление
товара, включая монтаж, сборку
и подгонку под другие товары;
Переработка товаров под таможенным контролем — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещения продуктов переработки под другой таможенный режим (ст.65 ТК РФ). Согласно ст. 67 ТК РФ переработка товаров под таможенным контролем не может использоваться для уклонения от соблюдения мер экономической политики и правил определения страны происхождения товаров. ГТК России может устанавливать случаи, когда использование таможенного режима переработки товаров под таможенным контролем не допускается (ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
При помещении товаров под режим переработки под таможенным контролем платежи на депозит таможенного органа не перечисляются. Однако разрешение на помещение под этот режим дается при выполнении ряда условий:
— переработка осуществляется предприятием, ввозящим товары для переработки;
— это предприятие обладает статусом юридического лица; — операции по переработке производятся в соответствии с обычным технологическим процессом предприятия; — ввозимые товары не могут быть подакцизными; — срок переработки не превышает полугода и т.д. Перечень условий состоит из II пунктов. Этот режим используется, например, в случае, когда предприятие осуществляет ремонт ранее вывезенной за границу техники; он может применяться предприятиями, экспортирующими товары, собранные на территории РФ из импортных комплектующих.
В отдельных случаях необходима лицензия соответствующего органа при помещении ряда товаров под режим переработки под таможенным контролем. Это касается урановых и торцевых руд и концентратов, изотопов драгоценных металлов, товаров двойного назначения.
Особый порядок существует при переработке товаров, содержащих драгоценные металлы, драгоценные камни и янтарь.
Переработка товаров вне таможенной территории — таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 87 ТК РФ).
Согласно ст. 88
ТК РФ при переработке товаров
вне таможенной территории могут
применяться все операции, применяемые
при переработке товаров на
таможенной территории (они конкретизированы в ст. 59
ТК РФ). Представляется, что
с правовой точки зрения редакция
ст. 88 ТК РФ является неконкретной, т. к.
распространяет действие российского
национального законодательства
на территории, не находящиеся
под юрисдикцией Российской Федерации4. Очевидно, что лица, производящие
переработку российских товаров
вне таможенной территории
Российской Федерации, при выборе
конкретных операций должны
также руководствоваться (прежде всего
с точки зрения их допустимости)
положениями таможенного законодательства
того государства, на территории
которого будет осуществляться переработка.
Порядок выдачи
лицензий определяется ГТК
а) к товарам,
которые до вывоза были
б) если вывоз товаров дает основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин, налогов, освобождения от них либо получения выплат, предоставляемых при вывозе;
в) в иных случаях, определяемых ГТК по согласованию с Минэкономики и Минфином России (ст. 89 ТК РФ).
Не допускается выдавать лицензии на переработку вне таможенной территории, если в качестве продуктов переработки заявлены следующие товары: мебель; пиломатериалы; плиты древесностружечные и аналогичные плиты из древесины; спирт этиловый; алкогольные изделия; табачные изделия; пиво; продукты питания; кожа из шкур животных; изделия из натуральной и искусственной кожи, включая обувь; ювелирные изделия в связи с отсутствием возможности идентификации исходных товаров в продуктах переработки.
Экономическая основа использования таможенного режима переработки вне таможенной территории заключается в целесообразности произвести за рубежом такого рода операции с товарами по их переработке, которые невозможно с заданной эффективностью осуществить внутри страны
Режимы переработки позволяют осуществлять загрузку простаивающих мощностей предприятий, включать отечественные предприятия в цепочки международного разделения труда. Данные режимы в плане их правовой регламентации являются более сложными, чем, например, режим экспорта или транзита, что обусловлено спецификой регулируемых ими правоотношений. Так, по мнению работников таможенной службы, необходимо детализировать порядок применения данные режимы и четко прописать какой товар ввозится, на какой срок и какие при этом необходимо соблюсти условия.
Содержание режима таможенный склад раскрыто в ст. 41 ТК РФ. В ней указывается, что ввезенные на такой склад товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ.
Режим таможенного склада регулируется главой №7 ТК РФ, Правилами учреждения таможенных складов Приказом ГТК РФ от 22 февраля 1994 года №72, а также отдельными нормами Положения о таможенных складах, утвержденного приказом ГТК РФ от 10 февраля 1993 года №314.
Под режим таможенного
склада могут помещаться любые товары,
за исключением запрещенных к
ввозу на таможенную территорию РФ
и к вывозу с таможенной территории
РФ, а также в других случаях, если
это предусмотрено соответствую
Обеспечение хранения товаров
осуществляется путем использования
специально выделенного и обустроенного
помещения — таможенного
Таможенные склады разделяются на типы по степени открытости на открытые и закрытые (ст. 46 ТК РФ). Открытые предназначены для использования любыми лицами, закрытые — строго ограниченным кругом лиц. По составу учредителей таможенные склады делятся на склады, учреждаемые таможенными органами, и склады, учреждаемые российскими лицами. Склады, учреждаемые таможенными органами, во всех случаях являются открытыми (ст. 47 ТК РФ). Функционирование таможенных складов, создаваемых российскими лицами, регламентируется нормами ТК, а также Положением о таможенных складах, утвержденным приказом ГТК России от 10 августа 1993 г. № 314 (далее - Положение ГТК России). В соответствии с п. 12.1 указанного Положения таможенные склады закрытого типа могут учреждаться: лицами, специализирующимися на хранении товаров, предназначенных для их профессиональной деятельности; для хранения собственных товаров, а также перевозимых товаров, если владелец склада является перевозчиком; для хранения товаров третьих лиц, определенных владельцам склада при его учреждении.
В случае учреждения таможенных складов российскими лицами таможенный склад может быть как открытого, так и закрытого типа, и для его открытия владельцу необходимо получить в таможне лицензию на открытие таможенного склада, которая выдается только при выполнении ряда условий в части оборудования склада, площади, оплаты сборов.
Положением ГТК России установлен следующий порядок выдачи лицензий российским лицам. Лицензия на учреждение таможенного склада выдается лицу, во владении которого находятся одно или несколько специально выделенных и обустроенных помещений, открытых площадок или иных мест, предназначенных для хранения товаров (п. 2.1 Положения ГТК России). В соответствии со ст. 49 ТК помещение или иное место, предназначенное для таможенного склада, должно быть соответствующим образом обустроено. Требования к обустройству и оборудованию таможенного склада детализированы в Положении ГТК России.
Во-первых, обустройство таможенного склада должно исключать возможность поступления товаров и изъятия их со склада помимо таможенного контроля и обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе.
Во-вторых, территория склада должна быть огорожена. Оборудование подъездных путей к помещениям склада и примыкающих разгрузочных площадок должно исключать доступ посторонних лиц к товарам, находящимся под таможенным контролем.
В-третьих, владелец склада должен обеспечить материально-техническое оснащение склада (погрузочно-разгрузочное, складское оборудование, средства связи, оргтехника, мебель).
В-четвертых, он обязан безвозмездно выделить для сотрудников таможенного органа необходимые для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления оборудованные помещения, средства связи, транспортные средства. Кроме того, на основании ст. 49 ТК и п. 4.3 Положения ГТК России таможни вправе устанавливать конкретные требования к обустройству таможенного склада, включая и требование дооборудования двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможни. Срок действия лицензии составляет три года или шесть - лет по выбору владельца склада и с согласия таможни.
За хранение на таможенном складе, учрежденном таможней, взимаются таможенные сборы в размере суммы, эквивалентной 0,02 ЭКЮ за килограмм брутто в сутки, а за хранение в специально приспособленных помещениях (с использованием специального оборудования, создания температурного режима и т.д.) – 0,03 ЭКЮ за килограмм брутто в сутки. При этом неполные сутки считаются за полные.