Технология составления бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

В состав бухгалтерской отчетности, помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, входят, приложения к ним, так называемые пояснения. Пояснительная записка – одна из составляющих бухгалтерской отчетности. В ней содержатся сведения о деятельности организации за отчетный период, которые не получили раскрытия в формах отчетности, но могут оказать существенное влияние при оценке данных.
В соответствии с п.28 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм и в виде пояснительной записки.

Содержание работы

Введение 4
Назначение пояснений к годовой бухгалтерской финансовой отчетности. Пояснительная записка 6
Порядок составления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках 12
Существенные статьи бухгалтерской отчетности, методика их расчета 19
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Приложение А. Пример оформления пояснений 26
Приложение В. Пояснительная записка 27

Файлы: 1 файл

ТСБО курсовая.doc

— 252.71 Кб (Скачать файл)

В разделах «Нематериальные  активы». «Основные средства» и  «Доходные вложения в материальные ценности» приводится расшифровка  состава нематериальных активов, основных средств и доходных вложений в  материальные ценности, принадлежащих  организации.

По принадлежащим организации  активам (основным средствам, нематериальным активам,  доходным вложениям в  материальные ценности) в форме № 5 должны раздельно приводиться данные о первоначальной (восстановительной) стоимости этих активов и начисленной  амортизации.

Справочно к разделу «Основные  средства» в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету также приводятся данные, характеризующие  изменение стоимости объектов основных средств в результате их достройки, реконструкции и т. д.

В разделе «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  разработки» приводятся виды выполненных  НИОКР, их наличие на начало и конец  отчетного периода, а также поступление  в течение отчетного периода. Сведения об указанных расходах формируются  в соответствии с требованиями ПБУ 17/02.

В разделе «Финансовые  вложения» расшифровывается состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений организации, учитываемых  на счете учета финансовых вложений.

В этом разделе показываются сумма вложений организации в  акции акционерных обществ, уставные капиталы других организаций (включая  дочерние и зависимые) на территории РФ и за ее пределами; сумма вложений организации в государственные  ценные бумаги и иные ценные бумаги; сумма предоставленных организацией другим организациям и физическим лицам  займов; сумма вложений организации  в депозиты и прочие направления  вложений, учитываемых в установленном  порядке на счетах бухгалтерского учета  в качестве финансовых вложений.

Из общей суммы финансовых вложений выделены данные по финансовым вложениям, имеющим текущую рыночную стоимость. Все указанные данные формируются в соответствии с  требованиями ПБУ 19/02.

В разделе «Дебиторская и  кредиторская задолженность» отражаются данные о дебиторской и кредиторской задолженности организации, учитываемой  на счетах учета расчетов. Данные о  дебиторской и кредиторской задолженности  приводятся с подразделением на краткосрочную  и долгосрочную задолженности.

В разделе «Расходы по обычным  видам деятельности» приводятся расходы организации, сгруппированные  по элементам: материальные затраты, затраты  на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

При раскрытии информации о расходах по обычным видам деятельности, сгруппированных по соответствующим  элементам, данные приводятся в целом  по организации без учета внутрихозяйственного оборота. К внутрихозяйственному обороту  относятся затраты, связанные с  передачей изделий, продукции, работ  и услуг внутри организации для  нужд собственного производства, обслуживающих  хозяйств и др.

В разделе «Государственная помощь» подлежат раскрытию характер и величина полученных бюджетных  средств, назначение и величина бюджетных  кредитов.

В пояснительной записке  следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных  видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли.

В пояснительной записке  должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние  и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим  обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета  рассматривается как уклонение  от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском  учете.

В пояснительной записке  к бухгалтерской отчетности организация  также объявляет изменения в  своей учетной политике на следующий отчетный год.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и  убытках должны также раскрываться дополнительные данные, в частности, информация о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной  деятельности, информация о связанных  сторонах, информация по операционным и географическим сегментам, информация по прекращаемой деятельности и др.

Информация по этим данным формируется в соответствии с  Положениями по бухгалтерскому учету:

  • «События после отчетной даты» ПБУ 7/98;
  • «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01;
  • «Информация о связанных сторонах» ПБУ 11/2008;
  • «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000;
  • «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02;
  • «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03
  • «Изменения оценочных значений» ПБУ 21/2008 и др.

Информация по этим дополнительным данным может представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской  отчетности или включаться в пояснительную  записку в виде отдельных разделов.

Минимальный состав сведений, которые должны быть представлены в  данной форме отчетности, определен  разделами "Раскрытие информации в отчетности" всех ПБУ.

Существует объем информации, которую представляет в записке  любая организация. Обязательно  представляются основные сведения об организации и ее собственниках, информация об основных положениях применяемой учетной политики, даются краткая характеристика деятельности, пояснения к существенным статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, приводятся решения учредителей о распределении прибыли.

Некоторые организации в  силу своей специфики (например, страховые  организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, эмитирующие ценные бумаги и т. п.) должны представлять бухгалтерскую отчетность по определенным правилам. Тогда в пояснительную  записку включаются разделы, отражающие специфические показатели деятельности организации.

Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также  форму ее подачи: в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т. п. (п. 1 и 3 Указаний о порядке составления и представления  бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н). Можно разделить пояснительную  записку на несколько разделов, например, вначале представить сведения об организации, затем дать расшифровку  важнейших статей форм отчетности, и далее привести аналитические  показатели, характеризующие деятельность организации.

Согласно требованиям  действующего законодательства ниже приведен перечень обязательных разделов пояснительной  записки:

Краткая характеристика организации  и основных направлений деятельности – в пояснительной записке  следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных  видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения чистой прибыли, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении (п.19 Приказ № 67н).

События после отчетной даты и условные факты хозяйственной  деятельности – по каждому числовому  показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены  данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку (п. 10 ПБУ 4/99).

Итоги учетной политики организации  – согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 обособленному раскрытию  в бухгалтерской отчетности подлежат изменения учетной политики, оказавшие  или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию: причину изменения учетной политики; содержание изменения учетной политики; порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности; суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию; сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности.

Информация о связанных  сторонах – включается в пояснительную  записку отдельным разделом (п. 14 ПБУ 11/2008).

Основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные  и финансовые результаты деятельности организации – в пояснительной  записке следует привести соответствующую  информацию, полезную для получения  более полной и объективной картины  о финансовом положении и результатах  деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.

Доход на акцию – пояснения  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать дополнительные данные о количестве акций, выпущенных акционерным обществом  и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или  оплаченных частично; номинальной стоимости  акций, находящихся в собственности  акционерного общества, ее дочерних и  зависимых обществ (п. 27 ПБУ 4/99).

Государственная помощь –  прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации  подлежат раскрытию в бухгалтерской  отчетности в пояснительной записке (п. 19 ПБУ 13/2000).

Кроме обязательных данных, организация может представить  в составе пояснительной записки  и любую дополнительную информацию, необходимую для более полного  раскрытия информации о ее деятельности, любые существенные пояснения, раскрывающие статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Суть пояснительной записки  состоит в том что она содержит сведения о деятельности организации  за отчетный период, которые не получили раскрытия в формах отчетности, а  так же пояснительная записка позволяет раскрыть не только значения показателей, но и качественные характеристики деятельности организации за отчетный период. Именно поэтому пояснительная записка становится основой доклада, главного бухгалтера или финансового директора на ежегодном собрании акционеров.

В записке указывают существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах  оценки и существенных статьях бухгалтерской  отчетности.

Таким образом, в пояснительной  записке следует привести соответствующую  информацию, полезную для получения  более полной и объективной картины  о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и  изменениях в ее финансовом положении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок составления  пояснений к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках

2 июля 2010 года был подписан  Приказ № 66 «О формах бухгалтерской  отчетности организаций». Согласно  приказу утверждены новые бланки  форм бухгалтерской отчетности: бухгалтерского баланса (форма  № 1), отчета о прибылях и  убытках (форма № 2), отчета  об изменениях капитала (форма  №3) и отчета о движении денежных  средств (форма №4). Пояснения  к бухгалтерскому балансу и  отчету о прибылях и убытках,  которые ранее расшифровывались  соответствующими справками, теперь  должны оформляться в табличной  или текстовой форме по устанавливаемым  образцам. Ранее в бухгалтерском  балансе данные приводились на  начало и на конец отчетного  периода. Теперь сведения отражаются  на отчетную дату указанного  периода и на 31 декабря как предыдущего года, так и того, который ему предшествует.

     Приказ  вступает  в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

     Форма № 5 Приложение к бухгалтерскому балансу, которая являлась дополнительной расшифровкой статей баланса, по новому приказу преобразована  в несколько разделов пояснений  к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

     Структура  преобразований формы № 5 «Приложение   к бухгалтерскому балансу»

Раздел  Формы № 5 Приложение к бухгалтерскому балансу: 

1. Нематериальные  активы  и расходы на НИОКР 

1.1. Наличие и  движение  нематериальных активов

1.2. Первоначальная  стоимость  нематериальных активов,  созданных  самой организацией

1.3. Нематериальные  активы  с полностью погашенной  стоимостью

1.5. Незаконченные  и  неоформленные НИОКР и незаконченные   операции по приобретению нематериальных  активов

2. Основные средства 

2.1. Наличие и  движение  основных средств

Информация о работе Технология составления бухгалтерской отчетности