Теоретические аспекты учета основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование методики учета движения основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств;
- раскрыть сущность понятия «основные средства», определить их роль и значение в производственной деятельности предприятия;
- рассмотреть информационную базу учета движения основных средств;
- исследовать отражение основных средств в учете их поступления, перемещения и выбытия;
- изучить учет амортизации основных средств;

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты учета основных средств 5
1.1 Нормативное регулирование учета основных средств 5
1.2 Основные средства: особенности учета и налогообложения 10
2 Экономическая характеристика предприятия ОАО «Акрон» 14
3 Учет основных средств в ОАО «Акрон» 23
3.1 Понятие основных средств, их классификация 23
3.2 Оценка основных средств 27
3.3 Учет поступления основных средств 30
3.4 Учет амортизации основных средств 35
3.5 Учет ремонтов основных средств 42
3.6 Учет выбытия основных средств 44
3.7 Инвентаризация основных средств 46
3.8 Содержание и порядок учета арендованных основных средств 50
4 Рекомендации по совершенствованию учета основных средств в ОАО «Акрон» 6
Выводы и предложения 62
Список литературы 65

Файлы: 1 файл

учет ОС, АКРОН.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

По объектам основных средств, введенным в эксплуатацию с 1 января 2002 года, амортизация начисляется в бухгалтерском и налоговом учете по одним и тем же нормам в соответствии с «Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

ОАО «Акрон применяет  линейный метод начисления амортизации по всем видам основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.

Активы, по которым выполняются  условия принятия к учету в  качестве основных средств, но стоимостью не выше 10 000 руб., а также книги, брошюры  и т.п. издания принимаются к учету в качестве материально – производственных запасов и списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или в эксплуатацию с одновременным включением на забалансовый счет. С забалансового счета списание основных средств производится по истечении срока службы на основании Акта на списание основных средств.

Доходы и потери от выбытия основных средств отражены в отчете о прибылях и убытках  в составе прочих доходов и  расходов.

В отчетности основные средства показаны по первоначальной (восстановительной) стоимости за минусом сумм амортизации, накопленной за время эксплуатации.

 

3.5 Учет ремонтов  основных средств

 

Для поддержания в  рабочем состоянии основные средства требуют ремонта. Различают текущий, средний и капитальный ремонт.

Текущим ремонтом принято  считать ремонт, осуществляемый с  периодичностью менее одного года. Основная его цель – поддержание  объекта в рабочем состоянии.

При среднем ремонте  производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года.

Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается  такой вид ремонта, при котором  производится полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата. Капитальный ремонт зданий и сооружений – ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

Основанием для ремонта  основных средств служат годовые  планы (с поквартальной и месячной разбивкой), составляемые в денежном выражении и натуральных показателях (отдельных видов, объектов) в соответствии с системой планово-предупредительного ремонта, которая утверждается руководителем организации. Ремонт производится за счет себестоимости продукции, работ, услуг. Ремонт объектов основных средств непроизводственной сферы осуществляется за счет дохода организации, целевого финансирования и т.д.

Ремонт может осуществляться хозяйственным или подрядным  способом.

Бухгалтерские записи, отражающие операции, связанные с проведением ремонта основных средств, представлены в табл. 11. В ОАО «Акрон» затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объектов основных средств увеличивают первоначальную стоимость объектов. Расходы по ремонту основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в отчетном периоде, в котором был произведен ремонт по фактическим затратам.

Одновременно с капитальным  ремонтом основных средств может  осуществляться их модернизация. В  этом случае затраты по модернизации объекта учитываются в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

Операции по проведению ремонтных работ в июне 2006 года в бухгалтерском учете отражены следующими проводками:

Таблица 11 – Отражение  в учете ОАО «Акрон» расходов на ремонт основных средств

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

руб.

Дебет

Кредит

1

Стоимость ремонтных работ, выполненных  подрядной организацией, согласно счета-фактуры

44

60

51775

2

НДС по ремонтным работам

19

60

10355

3

Стоимость материалов, использованных при проведении ремонта

44

10

11307

4

Оплачены услуги подрядной организации 

60

51

62130

5

Отнесен на возмещение из бюджета  НДС по ремонтным работам

68

19

10355


 

3.6 Учет выбытия  основных средств

 

В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не используется постоянно для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

 Пунктом 93 Методических рекомендаций установлено, что объекты основных средств могут выбывать из организации в результате:

  • продаже объектов юридическому или физическому лицу;
  • передаче объектов основных средств по договорам мены, дарения имущества, в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, дочернему (зависимому) обществу от головной (материнской) организации;
  • недостаче и порче объектов основных средств, выявленных при инвентаризации;
  • выбытии вследствие морального и физического износа, сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п.;
  • ликвидации объектов основных средств в результате аварий, стихийных бедствий, пожаров и других экстремальных обстоятельств;
  • хищениях, порче, недостаче;
  • частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, модернизации;
  • изъятии имущества по решению суда: аресте, выемке, конфискации, национализации, реквизиции и т.п. (в соответствии с ГК РФ);
  • передаче новых основных средств в собственность другой организации, созданной на территории РФ, в оплату акций, процентных облигаций, финансовых векселей и других подобных им фондовых ценностей;
  • передаче основных средств в связи с реорганизацией, слиянием, выделением, преобразованием, передачей имущества вновь формирующейся организации;
  • других хозяйственных фактах выбытия собственных основных средств без сохранения права собственности на указанное имущество.

Бухгалтерский учет продажи  объектов основных средств, их выбытия  по причине физического и морального износа, безвозмездной передачи осуществляется с использованием счета 91 «Прочие  доходы и расходы», субсчетов «Прочие доходы» и «Прочие расходы» (на этих субсчетах формируется стоимость операционных расходов и операционных доходов, являющихся следствием хозяйственных фактов, связанных с выбытием объектов основных средств).

Рассмотрим пример в  ОАО «Акрон». Списывается основное средство – электропогрузчик (табл. 12)

 

Таблица 12 - Корреспонденция счетов для учета выбытия основных средств

 

№ п/п

Содержание факта хозяйственной  деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Списывается сумма начисленной  амортизация выбывших объектов основных средств

02

«Амортизация основных средств»

01

субсч. «Выбытие основных средств»

2

Остаточная стоимость выбытия  основных средств относится на прочие расходы

91

«Прочие доходы и расходы»

01

субсч. «Выбытие основных средств»

3

Поступили запасные части от ликвидации основных средств

10

91

4

Начислена выручка за проданное  основное средство

62

91

5

Поступила выручка от покупателей

51

62

6

Отражены расходы на продажу  основного средства

91

10, 70, 69, 02, 60

7

Оплачены услуги сторонней организации

   

8

Отражен финансовый результат от продаж

   
 

прибыль

91

99

 

убыток

99

91


 

3.7 Инвентаризация  основных средств

 

Инвентаризация –  это проверка фактического наличия  и состояния материальных ценностей, денежных средств, финансовых обязательств и сравнение полученных результатов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности, недостачи, хищение, порчу.

В ОАО «Акрон» в  целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности, проводится инвентаризация имущества и обязательств. Выявленные излишки и недостачи отражаются единообразно для целей бухгалтерского учета и целей налогового учета.

Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение  ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).

Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

  • при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
  • перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
  • при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда  библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия.

Инвентаризацию проводит постоянно действующая или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя бухгалтерии.

Таким образом, можно  определить порядок проведения инвентаризации:

I Подготовительный этап

1) Оценка проверяемого  объекта, создание инвентаризационной комиссии, выбор ее председателя

2) Если необходимо  создание групп в инвентаризационной  комиссии

3) Разработка каждой  группой программы проведения  инвентаризации конкретных объектов  и распределение обязанностей

II этап

1) Подготовка бухгалтерией необходимых документов для проведения инвентаризации (инвентаризационные описи, промежуточные акты, сличительные ведомости)

2) Выверка остатков  по счетам бухгалтерского учета  в соответствующих регистрах

III этап. Проверка фактического наличия материальных ценностей. Материальные ценности проверяются путем подсчета, обмера, взвешивания. Запрещается проводить инвентаризацию при неполном составе комиссии и отсутствии материально ответственного лица.

IV этап. Оформление результатов инвентаризации. Выявленные и пересчитанные ценности записывают в инвентаризационную опись, которая составляется строго по местам проведения инвентаризации и по материально ответственным лицам.

Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

Материально ответственные  лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные  документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (Форма № инв-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.

Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (Форма № инв-18).

Если объект подвергся  восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Оформленные соответствующим  образом инвентаризационные описи  комиссия передает в бухгалтерию  для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения  с бухгалтерской информацией.

Информация о работе Теоретические аспекты учета основных средств