Теоретические основы технологии работы с пластиковыми картами в кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 21:26, реферат

Описание работы

Пластиковая карточка – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу, возможность безналичной оплаты товаров и/или услуги и получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).

Файлы: 1 файл

карты теория.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

в) серебряная карта (серебряная карта называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании)

г) золотая карта (карты категории Gold);

д) карта премиум-класса (Картами премиум-класса обычно пользуются ВИП-клиенты банков (Visa Platinum, Visa Inаinite).

Таким образом, на современном этапе развития общества банковские карты в сфере денежного обращения представляют собой один из наиболее оптимальных инструментов организации безналичных расчетов и розничного бизнеса кредитных организаций на ближайшую перспективу и особый механизм оказания электронных банковских услуг.

Не смотря на то, что операции с банковскими картами активно развиваются, нормативное регулирование операций с банковскими картами представлено достаточно разобщенно, т.к. информация об организации данных операций содержится в разных нормативных актах, которые могут относиться к разным сферам деятельности.

Расчеты с использованием банковских карт достаточно быстро охватили банковский рынок и продолжают активно развиваться и совершенствоваться. Назначение банковской карты постоянно расширяется, появляются новые сферы их применения, но основным назначением было и остается – средство безналичных расчетов. Со временем банковская карта стала не только средством осуществления платежей, но и неотъемлемой частью современной жизни людей.

 

 

 

1.2 Организация выпуска  банковских карт

 

Эмиссия банковских карт — деятельность по выпуску банковских карт, открытию счетов и расчётно-кассовому обслуживанию клиентов при совершении операций с использованием выданных им банковских карт.

Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную из специальной устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы, которая имеет следующие геометрические параметры:

ширина - 85,595 ± 0,125 мм;

высота - 53,975 ± 0,055 мм;

толщина - 0,76 ± 0,08 мм;

радиус окружности в углах - 3,18 мм.

На лицевую сторону платежных карт наносят логотип финансового института, торговые марки платежной системы, номер карты, имя владельца, срок действия карты. Кроме того, обычно на карте присутствует голограмма с определенным символом платежной системы, может также присутствовать специальный элемент, видимый только в ультрафиолетовых лучах. На лицевой стороне чиповой карты находится микросхема, ее расположение строго определено стандартом (1807816-1).На обратной стороне карты находятся магнитная полоса (место, которой также строго определено стандартом), панель для подписи и наносимый полиграфическим способом текст банка. В некоторых платежных системах разрешается в определенном поле (чаще - на обратной стороне карты) помещать фото держателя.

Номер платежной карточки состоит из последовательности цифр, обычно от 13 до 19, чаще всего - 16. В платежных системах банковских карт номер карты начинается с 6 цифр, называемых BIN (идентификационный номер банка). Заканчивается номер карточки контрольной цифрой, которая вычисляется исходя из предыдущих цифр с помощью несложного алгоритма.

Персонализация карты позволяет идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Доступ к записанным данным защищается кодированным паролем (или PIN-кодом).

PIN -код - персональный идентификационный  номер представляет собой последовательность  цифр (обычно 4 - 6, но может быть  и до 12), используемую для идентификации  клиента. В связи с тем, что  РIN-код предназначен для идентификации и аутентификации клиента, его значение должно быть известно только клиенту.

Банк выдает клиенту карту, с которой связана определенная сумма. Эту сумму либо за счет кредита банка, либо за счет собственных вкладов клиента, держатель карты может потратить. Проведение платежа состоит в том, что при покупке по карте магазин «записывает» за клиентом долг в размере суммы платежа. А банк, получив от магазина соответствующий документ, списывает со счета клиента эту сумму в счет магазина.

Основными нормативными документами, регулирующими совершение кредитными организациями операций с использованием банковских карт являются такие как, Положение №266-п от 24.12.2004 г. «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», В котором рассмотрены: терминология, используемая при совершении операций с банковскими картами; операции с использованием платежных карт и порядок их совершения, а также документы по операциям, совершаемым с использованием платежных карт[13].  Положение от 16 июля 2012 г. N 385-п «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории российской федерации». В данном положении рассмотрено отражение в учете операций, связанных с использованием банковских карт.[14] Письмо Банка России от 07.12.2007 №197-т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании»

Крупнейшими международными организациями, объединившими под своими крышами огромное число кредитных организаций разных стран, являются VISA International, EuroCard/MasterCard и American Express. Для того чтобы стать эмитентом одной из перечисленных карт, банк или иная кредитная организация обязаны стать членом любой из этих организаций. Несмотря на то, что для приобретения банковских карт этих платежных систем необходимо произвести довольно значительные финансовые вложения, наибольшим спросом пользуются именно они.

Для оформления карты операционно-кассовый работник подразделения банка в начале знакомит клиента с различными карточными продуктами, условиями, тарифами банка, предлагая клиенту ознакомиться с правилами совершения операций с картой, изложенными в «Памятке Держателя международных банковских карт», далее сообщает о дополнительных услугах, предлагаемых держателям карт.

Затем информирует клиента о том, что при получении карты с документа, удостоверяющего его личность, необходимо будет снята ксерокопия первой страниц, которые содержат значимую для банка информацию (Ф.И.О., дату и место рождения, фотографию клиента, номер и серия документа, кем и когда выдан документ). Если клиент не согласен со снятием ксерокопии страниц документа, удостоверяющего его личность, операционно-кассовый работник имеет право, отказывает клиенту в принятии документов на получение карты.

Документами, удостоверяющими личность, являются:

а) для граждан Российской Федерации - общегражданский паспорт;

б) для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации, - вид на жительство в Российской Федерации;

в) для иностранных граждан, временно находящихся на территории Российской Федерации, - национальный заграничный паспорт или заменяющий его документ.

Далее клиенту предлагается заполнить заявление - условия в соответствии с выбранным карточным продуктом, информирует клиента о требованиях к заполнению заявления – условия (далее по тексту - заявление).

В Заявлении на получение карты клиент должен указать контрольную информацию, которая необходима для его идентификации в случаях обращения держателя карты в службу помощи банка по телефону для получения сведений об остатке средств на счете, сообщения об утрате карты, для получения информации о причинах отказа при проведении операций и т.п. Контрольная информация должна содержать любую буквенно-цифровую последовательность (например, девичью фамилию матери). Держатель вправе изменить контрольную информацию по всем своим картам, выпущенным на его имя, заполнив заявление на изменение контрольной информации  в двух экземплярах.

В зависимости от вида выбранного карточного продукта операционно-кассовый работник информирует клиента о сроке рассмотрения заявления и порядке сообщения принятого банком решения по заявлению.

Ввод заявлений на выпуск основных карт осуществляется на автоматизированном рабочем месте (далее по тексту АРМ) по принципу двух персон с бумажного оригинала, заполненного клиентом – получателем карты. Обязательными для ввода являются все данные, указанные в заявлении.  Вторая персона несет ответственность за соответствие введенной информации бумажному оригиналу.

При вводе информации по клиенту не заполняется поле “номер счета карты”, если счет карты не открыт.

Заявление, сведения о предприятии и ксерокопии страниц документов, удостоверяющих личность клиентов, передаются для проверки в службу безопасности филиала банка по месту ведения счета карты.

Сотрудник службы безопасности филиалов банка осуществляет проверку достоверности информации, указанной в заявлении, по следующим параметрам: действительность паспортных данных, номеров телефонов, адресов, указанных клиентом, данных по занимаемой им должности на предприятии (в организации); действительность регистрационных данных предприятия (организации), деятельность предприятия (организации) в настоящее время.

Затем служба безопасности выносит заключение о возможности выдачи карты клиенту на основании результатов проверки достоверности информации. Заключение о возможности выдачи карты клиенту должно быть вынесено в течение 7 рабочих дней с даты получения документов.

В случае положительного заключения на заявлении в графе “Согласование” руководитель (заместитель руководителя) службы безопасности филиала банка ставит визу “Согласовано”. В случае отрицательного заключения на заявлении ставится надпись “Возражаю”.

Решение о выпуске карты принимает руководитель подразделения банка, если иное не предусмотрено соответствующими регламентами банка. В случае принятия положительного решения руководитель ставит на заявлении визу “Разрешаю”. Заявление заверяется печатью подразделения банка.

Руководитель подразделения банка не имеет права на принятие положительного решения о выдаче карты клиенту в случае отрицательного заключения службы безопасности филиала банка.

В случае принятия отрицательного решения по заявлению клиенту сообщается информация, об отказе в выпуске карты со ссылкой на соответствующий пункт условий с указанием причины отказа.

Срок принятия решения о возможности выдачи карты клиенту не должен превышать 10 рабочих дней с даты приема от клиента документов на получение карты.

В зависимости от эмитента и продукта формируется номер банковской карты и генерируется файл для персонализации. Файл персонализации передается в сектор персонализации УБК, где производится кодирование магнитной полосы, эмбоссирование, выпуск пластика и ПИН - конверта. Вновь выпущенной банковской карте в системе присваивается статус “неактивная”.

При явке клиента в подразделение банка за получением карты работник банка:

  • предлагает клиенту предъявить документ, удостоверяющий личность, проверяет действительность документа и удостоверяется в личности клиента;
  • выдает клиенту карту, ПИН-конверт и возвращает документ, удостоверяющий личность клиента;
  • просит клиента проверить правильность данных на лицевой стороне карты (фамилию, имя, дату окончания действия карты) и данных на ПИН-конверте. Предупреждает клиента о необходимости держать ПИН-код, находящийся в ПИН-конверте, в тайне;
  • при выдаче карты лично Держателю просит его поставить свою подпись на полосе для подписи оборотной стороны карты. Отсутствие на карточке образца подписи влечет за собой недействительность карточки и невозможность ее использования, а, в случае утраты, эту подпись сможет проставить мошенник и воспользоваться картой до момента ее блокировки.
  • сообщает клиенту срок, по истечении которого клиент сможет воспользоваться картой;
  • сообщает клиенту о возможности произвести разблокировку карты при проведении операции через банкомат или электронный терминал с набором ПИН-кода (например, операция “запрос баланса карты”);

В случае если держатель не обратился в подразделение банка для открытия счета и получения карты и ПИН-конверта в течение 2-х месяцев с даты заполнения заявления на получение карты подразделение банка проводит мероприятия по уничтожению документа.

Итак, банковская карточка является, прежде всего, персонифицированным платежным инструментом, предоставляющим пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях банков и банковских автоматах. Принимающие карточку предприятия торговли или сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки.

 

 

 

    1. Технология обслуживания банковских карт

 

Особенностью продаж и выдач наличных по картам является то, что при этих операциях, осуществляемых магазинами и банками, товары и наличные деньги предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (как правило, 2—3 дня). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карт, является выпустивший их банк-эмитент.

Поэтому карты на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты — держатели карт получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карты.

При выдаче карты клиенту осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карту и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карты при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карте называется авторизацией.

Авторизация — разрешение, предоставляемое эмитентом для проведения операции с использованием банковской карты и порождающее его обязательство по исполнению документов, составленных с использованием банковской карты. Для ее проведения делается запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карты и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карты и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится «вручную»: продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация) или автоматически: карта помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS — point of sale), данные считываются с карты, кассир вводит сумму платежа, а держатель карты со специальной клавиатуры — секретный ПИН-код (ПИН — персональный идентификационный номер).

Информация о работе Теоретические основы технологии работы с пластиковыми картами в кредитной организации