Типичные ошибки при аудите предприятия малого бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Время от времени на малых предприятиях, как и на прочих экономических субъектах, возникает необходимость в проведение аудиторской проверки. Целью данного мероприятия является предоставление аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности компании и ведении бухгалтерского учета в соответствии с законодательством. В подлинности данной информации заинтересованы инвесторы, налоговые органы и прочие пользователи, что говорит о немалой значимости аудита малых организаций. Таким образом, рассматриваемая тема является достаточно актуальной в настоящий момент.

Содержание работы

Введение
1. Отличительные особенности малых предприятия
2.Особенности проведения аудита субъектов малого предпринимательства
3. Типичные ошибки при аудите предприятия малого бизнес
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

аудит готово.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)




 

 

Содержание

Введение

1. Отличительные особенности малых предприятия

2.Особенности проведения аудита субъектов малого предпринимательства

3. Типичные ошибки при аудите предприятия малого бизнес

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире действует лозунг: «Молодым дорога». Значение данного выражения не обошло стороной и мир экономики. Не мудрено, что большинство молодых предпринимателей начинают строить свой бизнес с создания малых предприятий, будь то магазин, торговая точка или что-нибудь еще. Да-да, именно малым предприятиям в рыночной экономике принадлежит бóльшая часть!

Малый бизнес играет значительную роль для жизни государства и  общества. Именно он формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат. Можно сказать, за счет роста количества малых предприятий происходит формирование рыночной среды, обеспечение условий для экономического роста, и, соответственно, повышение благосостояния граждан России.

Время от времени на малых  предприятиях, как и на прочих экономических  субъектах, возникает необходимость  в проведение аудиторской проверки. Целью данного мероприятия является предоставление аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности компании и ведении бухгалтерского учета в соответствии с законодательством. В подлинности данной информации заинтересованы инвесторы, налоговые органы и прочие пользователи, что говорит о немалой значимости аудита малых организаций. Таким образом, рассматриваемая тема является достаточно актуальной в настоящий момент.

 

1. Отличительные особенности малых предприятий

Прежде чем приступить к аудиту малых предприятий, необходимо изучить особенности проверяемых экономических субъектов. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с ред. от 01.01.2010 г.) к малым предприятиям относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Для юридических лиц, установлен отдельный критерий отнесения  к малому бизнесу – суммарная  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). А также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.

Что касается численности работников, то для малых предприятий она должна составлять от 16 до 100 человек (пункт 2 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

В Законе № 209-ФЗ предусмотрен также критерий предельного значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов, устанавливаемые Правительством РФ раз в пять лет (пункт 3 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Осуществлять предпринимательскую  деятельность субъекты малого бизнеса  могут, применяя либо общий режим  налогообложения, либо специальные налоговые режимы. Выбранный налоговый режим влияет не только на порядок расчета с бюджетом по налогам и сборам, но и на организацию бухгалтерского учета.

Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности. Выбрав данный режим, при постановке и организации бухгалтерского учета малое предприятие должно выполнить требования Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и всех Положений по бухгалтерскому учету, вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов. Кроме того, они обязаны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и представлять ее внешним заинтересованным пользователям .

К специальным налоговым режимам НК РФ (ст. 18) относит следующие виды:

1.упрощенная система налогообложения (УСН);

2.система налогообложения в свободных экономических зонах;

3.система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

4.система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Следует отметить, что  с субъектов малого предпринимательства, перешедших на уплату единого налога, не взимается: налог на прибыль; налог  на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на имущество организации и физических лиц; единый социальный налог. Вместе с тем они должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Основной принцип организации  учета на малых предприятиях – это максимальное упрощение процедур ведения учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ними задач:

- обеспечить сохранность имущества;

- обеспечить эффективность управления ресурсами;

- определить финансовый результат деятельности;

        - определить налоговые обязательства.

Следует отметить, что  типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.

Согласно данному документу  руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

а) создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных  учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов  имущества и обязательств в обязательном порядке утверждаются учетной политикой малого предприятия.

Малые предприятия могут  применять для документирования хозяйственных операций унифицированные формы первичных документов, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты (наименование документа, дату составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц).

Исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников, малое предприятие может самостоятельно выбрать форму бухгалтерского учета: либо традиционную, либо упрощенную. При этом применяемые регистры бухгалтерского учета можно приспосабливать к специфике работы организации, соблюдая следующие условия:

  1. ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
  2. взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;
  3. сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
  4. накапливание и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Также следует указать, что на малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета. В отличие от более крупных хозяйствующих субъектов, малые предприятия чаще всего не используют счета для обобщения информации о нематериальных активах (счета 04 и 05), оборудовании, требующем монтажа (счет 07), отложенных налогах (счета 09, 77).

Материальные счета на малых  предприятия представлены счетом 10, а затраты на производство аккумулируются на счете 20 бухгалтерского учета.

Учет денежных средств осуществляется с применением традиционных счетов. А вот счета учета доходов и расходов будущих периодов, а также резервов предстоящих расходов отсутствуют. Это связано с тем, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. То есть производственные затраты могут отражаться только в части оплаченных товаров (работ и услуг), а учет приобретенных или реализованных товаров (работ, услуг) до момента оплаты ведется обособленно.

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

  1. бухгалтерский баланс;
  2. отчет о прибылях и убытках;
  3. приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
  4. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Малые организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

              2. Особенности проведения аудита субъектов малого         предпринимательства

Кроме «Обязательного аудита» субъекты малого предпринимательства могут проводить инициативные аудиторские проверки. Они могут, например, осуществляться по требованию банка, у которого малое предприятие намерено получить кредит, а также по инициативе собственников или руководителей, сомневающихся в честности и квалификации своего главного бухгалтера.

Факт признания хозяйствующего субъекта малым, как правило, влечет за собой позитивные экономические  последствия – возможность претендовать на льготы, получать льготное кредитование, использовать упрощенную систему учета и налогообложения. Для аудиторской компании работа с малым предприятием оборачивается порой негативными последствиями – повышенными аудиторскими рисками и увеличением объема аудиторских процедур. Этих последствий удается избежать лишь в том случае, если в организации существует широкая коллегиальность при анализе результатов деятельности и принятии управленческих решений, трудится штат бухгалтерских работников, имеются относительно прозрачная система бухгалтерского учета и разветвленные процедуры внутреннего контроля.

Однако на практике нередко встречаются  и иные ситуации: хозяйственные операции оплачиваются наличными средствами и не отражаются в учете, учет должным образом не формализован и сводится к черновым пометкам, следствии чего отсутствует возможность получить надежные аудиторские доказательства. Как действовать аудитору в таких случаях? Ответы на эти и многие другие вопросы представляет отечественный стандарт аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов», утвержденный Комиссией по аудиторской деятельности 11 июля 2000 г. В основе названного документа – зарубежный аналог, разработанный в 1999 г. Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) – Положение о международной аудиторской практике (ПМАП) № 1005. ПМАП № 1005 раскрывает особенности проведения аудита малых предприятий.

Под малыми предприятиями  ПМАП № 1005 понимает организации, к которым  применимы следующие положения :

а) право собственности  и управленческие функции сконцентрированы в руках одного лица или узкой  группы лиц;

б) справедливы одно или несколько  утверждений из следующих:

- имеется небольшое число источников дохода;

- применяется несложная система бухгалтерского учета;

-ограниченность средств внутреннего контроля одновременно с существованием возможности нарушения этого контроля со стороны руководства предприятия.

Стандарт «Особенности аудита малых экономических субъектов» разъясняет, что в ходе аудита малых экономических субъектов российские правила (стандарты) следует применять в полном объеме. Принципы аудита – независимость, честность, объективность, профессионализм, компетентность и добросовестность, конфиденциальность информации и профессиональное проведение – должны быть реализованы в полной мере. При этом в стандарте определены специфические особенности малых экономических субъектов, осложняющие порой проведение аудита: ограничение или отсутствие разделения полномочий бухгалтерских сотрудников, преобладающее влияние владельца или единоначального руководителя на все стороны деятельности такого экономического субъекта.

Чтобы комплексно решить поставленные задачи, аудит малых  экономических субъектов, как и  любой другой, должен включать все обязательные этапы его проведения – планирование, документирование, сбор аудиторских доказательств, оценку аудиторского риска и прочие процедуры.

Планирование аудита малых экономических субъектов заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработки аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур. Оно регламентируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита», основные положения которого должны соблюдаться.

Информация о работе Типичные ошибки при аудите предприятия малого бизнес