Типичные ошибки при аудите предприятия малого бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Время от времени на малых предприятиях, как и на прочих экономических субъектах, возникает необходимость в проведение аудиторской проверки. Целью данного мероприятия является предоставление аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности компании и ведении бухгалтерского учета в соответствии с законодательством. В подлинности данной информации заинтересованы инвесторы, налоговые органы и прочие пользователи, что говорит о немалой значимости аудита малых организаций. Таким образом, рассматриваемая тема является достаточно актуальной в настоящий момент.

Содержание работы

Введение
1. Отличительные особенности малых предприятия
2.Особенности проведения аудита субъектов малого предпринимательства
3. Типичные ошибки при аудите предприятия малого бизнес
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

аудит готово.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Особое внимание в процессе проведения аудита субъектов малого предпринимательства следует уделять системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля, функционирующим в организации. В п. 3.1 стандарта отмечается: если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями хозяйствования малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным предприятием.

Возможна и ситуация, когда серьезные недостатки в  системах бухгалтерского учета и  внутреннего контроля выявляются в  процессе работы. Правило (стандарт) рекомендует  в этом случае приостановит работу либо подготовить по результатам  аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

Федеральный аудиторский  стандарт «Аудиторские доказательства»  устанавливает единые требования к  количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить в процессе проведения аудита, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств. Они используются при формулировании обоснованных выводов, на которых базируется мнение аудитора. Стандарт «Особенности аудита малых экономических субъектов» особое внимание обращает на важность получения от должностных лиц экономического субъекта официальных письменных разъяснений. Аудиторские доказательства в виде документов и письменных разъяснений более надежны, чем заявления, представленные в уставной форме.

Стандарт определяет дополнительные требования по сбору аудиторских доказательств для хозяйствующих субъектов, перешедших на упрощенную систему налогообложения. В частности, аудитору необходимо проанализировать:

  1. обоснованность применения субъектом малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности исходя из нормативных критериев, по которым субъекты малого предпринимательства подпадают под действие такой системы;
  2. соблюдение субъектом малого предпринимательства порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов;
  3. правильность исчисления валовой выручки или совокупного дохода.

В п. 2.4 рассматриваемого стандарта перечислены потенциальные  факторы риска, с которыми может столкнуться аудитор малого экономического субъекта. К ним относят:

  1. нерегулярность ведения бухгалтерского учета;
  2. необоснованные ожидания клиента, что в ходе аудита аудитор будет восстанавливать его учет и готовить отчетность;
  3. малое число учетных работников (обычно имеется единственный бухгалтер, он же кассир);
  4. возможность совершения злоупотреблений;
  5. налоговые нарушения, связанные с недооформлением хозяйственных операций, проводимых за наличные деньги;
  6. отсутствие возможностей взаимных сверок данных внутри учета.

Дополнительные аудиторские  риски возникают в области  системы компьютерной обработки данных. В условиях работы с компьютерной бухгалтерской программой единственного пользователя-бухгалтера облегчается возможность вводить в систему учета несогласованные данные, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вводить в систему операции «задним числом», проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

Определенные риски  могут существовать в форме управления малым субъектом, основанной на принципе единоначалия. Влияние единоначального руководителя (собственника) на деятельность малого экономического субъекта может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Пункт 2.7 стандарта гласит, что аудиторская организация  должна добиваться, чтобы в бухгалтерском  учете клиента:

  1. операции в учете правильно отражали временной период их осуществления;
  2. операции в учете были зафиксированных в правильных суммах;
  3. операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой были отражены на счетах бухгалтерского учета;
  4. были зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;
  5. была ограничена зона злоупотреблений.

Итак, для малых экономических  субъектов, помимо повышенного внутрихозяйственного риска, характерен повышенный риск средств контроля. Общий аудиторский риск, как отмечалось выше, складывается из двух упомянутых составляющих и риска необнаружения ошибок и искажений в бухгалтерской отчетности. Последний представляет собой субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие ошибки и искажения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Для достижения приемлемых величин общего аудиторского риска  стандарт рекомендует снизить значение риска необнаружения для малых предприятий путем увеличения объема аудиторских выборок.

 

        3. Типичные ошибки при аудите предприятия малого бизнеса

При проведении аудита, лицо, осуществляющее проверку, может обнаружить ошибку, существенную или не очень… Все зависит от того, на сколько хорошо развита система учета и внутреннего контроля на предприятии.

Как отмечалось ранее, особенность  субъекта малого бизнеса заключается  в том, что данная система учета  и внутреннего контроля либо плохо  развита, либо ее вообще нет. На таких предприятиях зачастую отсутствует отдел бухгалтерии, соответственно учет ведет или руководитель, или организация по оказанию бухгалтерских услуг.

Так как при аудите малых организаций большее внимание уделяется проверке учета и бухгалтерской отчетности, рассмотрим перечень ошибок, которые аудитор может обнаружить в этом случае.

Итак, к типичным ошибкам  относятся:

- неполное (или с опечаткой) заполнение обязательных реквизитов отчетности;

- нераскрытие в отчетности существенных показателей деятельности экономического субъекта в отчетный период;

- показатели отчетности не подтверждены результатами инвентаризации;

- несопоставимость показателей отчетности с данными предыдущих периодов;

- наличие исправлений и помарок;

- отсутствие взаимоувязки отдельных показателей различных форм отчетности;

- неполные пояснения к бухгалтерской отчетности;

- неправильное формирование сводной отчетности;

- неправильное отражение или проведение бухгалтерских записей.

Ошибка считается существенной, если, при ее наличии, данные бухгалтерской отчетности меняются до такой степени, что пользователь этой отчетности на ее основании может принять неправильные решения.

Существенные ошибки могут быть совершены либо случайно (из-за невнимательности, арифметической или логической ошибки в учетных записях и т. д.), либо преднамеренно (из-за корыстных целей).

В любом случае, при  выявлении искажений в бухгалтерской  отчетности аудитор должен это отразить в аудиторском заключении.

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Заключение

Аудит малых предприятий  является достаточно актуальным вопросом на сегодняшний день. В мире с  каждым днем образуются новые частички экономического мира – субъекты малого бизнеса. Ежедневно они пытаются вырасти, стать устойчивей.

На данный вопрос есть логический ответ. Для того чтобы  малым организациям утвердиться  в «жестоком» мире бизнеса и экономики, необходимо привлекать дополнительные финансы. Данный «ресурс» предприятия  могут приобрести либо через кредит в банковских учреждениях, либо привлекая инвесторов. Однако, как говорится, деньги в долг надо давать с умом… Или, другими словами, прежде чем «помочь» малому развивающемуся предприятию, инвестор обязательно захочет ознакомиться с финансовым положением данного субъекта.

Наиболее полную информацию о финансовом состоянии любого предприятия  можно извлечь из его финансовой (бухгалтерской) отчетности. О том, насколько  она достоверна, может подтвердить  аудитор, а точнее, аудиторское заключение, основанное на результатах аудиторской проверки.

Таким образом, из вышесказанного вытекает достаточно весомый аргумент того, зачем нужен аудит малых  предприятий.

Наиболее значимый момент данной работы заключается в том, что аудиторская проверка малых  предприятий является очень трудоемким процессом для аудиторов. Данный факт основан на особенностях ведения учета субъектами малого бизнеса, а именно:

- отсутствие надлежащего  ведения учета;

- отсутствие или низкая  степень внутреннего контроля;

- возможность осуществления  бухгалтерской записи «задним числом»;

- ведение бухгалтерского  и налогового учета, а также  осуществление внутреннего контроля  руководителем предприятия, и  пр.

Нередко, ознакомившись  с организационно-экономической  характеристикой организации, особенностями  ведения учета, составления отчетности, а также первичными документами и бухгалтерскими регистрами, аудитор отказывается от проведения аудиторской проверки данного субъекта в связи с отсутствием необходимой ему информации. Иначе, лицо, осуществляющее аудит, может дать не верное аудиторские заключение, что карается законом.

В данной работе изложены особенности малых организаций  и, соответственно, основы их аудита.

 

 

 

 

 

 

 

                      Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской федерации;
  2. Федеральный Закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бухгалтерском учете»;
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с ред. от 01.01.2010 г.);
  4. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119;
  5. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 26.03.2007) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  6. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положений по бухгалтерскому учету»;
  7. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  8. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» от 11.07.2000г
  9. Панкова, С. В.     Международные стандарты аудита [Текст] : учебник / С. В. Панкова, Н. И. Панкова .- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр, 2008. - 288 с.

 

  1. Воронина Л.И./Аудиторская деятельность: основы организации:       учебно-практическое пособие/ М.: ЭКСМО, 2007 г.-336с.

 работы:19027

  1. СПС «Консультант Плюс»

 

 


Информация о работе Типичные ошибки при аудите предприятия малого бизнес