Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель курсовой работы представить и осветить вопросы использования безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы учета безналичных расчетов
2) Провести организационно-экономический анализ СПК «Октябрь» Чекмагушевского района РБ.
Выбранным объектом исследования в работе является СПК «Октябрь» Чекмагушевского района РБ.
ВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.
Качественные изменения
в организационных формах проведения
денежных расчетов произошли вследствие
возрастания экономической
Все расчеты по выполнению
обязательств и предъявлению требований
осуществляются через учреждения банков.
В условиях рыночной экономики следует
исходить из принципа, что умелое использование
финансовых средств может приносить
предприятию добавочный барыш, и
следовательно, надобно постоянно
полагать о рациональном вложении временно
свободных финансовых средств для
получения дополнительной прибыли.
Постоянно совершающийся кругооборот
хозяйственных средств вызывает непрерывное
возобновление многообразных расчётов.
Правильная организация расчетных операций
обеспечивает устойчивость оборачиваемости
средств организации, укрепление в ней
договорной и расчетной дисциплины и улучшение
ее финансового состояния.
Денежные средства - это
финансовые ресурсы организации, самые
приподнято ликвидные активы, возможные
обеспечить выполнение обязательств любого
уровня и вида. От их наличия зависит
своевременность погашения
В соответствии с Гражданским кодексом РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.
Актуальность работы:
В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.
Цель курсовой работы представить и осветить вопросы использования безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические
основы учета безналичных
2) Провести организационно-
Выбранным объектом исследования в работе является СПК «Октябрь» Чекмагушевского района РБ.
Исходными данными для написания работы послужили годовые отчеты исследуемого предприятия за 2009-2011, литературные источники.
1 Теоретические основы учета безналичных расчетов
1.1 Понятие и формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам.
Для осуществления безналичных расчетов необходимо открыть расчетный счет в банке. Для оформления открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:
1) заявление на открытие счета;
2) документ о законности
образования предприятия (
3) подлинный экземпляр устава;
4) две карточки с нотариально
заверенными образцами
5) временное свидетельство о регистрации с последующей заменой на постоянное;
6) справку налоговой инспекции о постановки на учет;
7) копию приказа руководителя
предприятия о назначении
Безналичным путем осуществляется оплата за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение и возврат банковских кредитов, выплата денежных доходов населения. Участниками безналичных отношений являются предприятия и объединения (акционерные общества, банки и финансовые органы, некоммерческие организации).
Безналичная форма расчетов
связана с оформлением
В современных условиях рекомендуются следующие формы безналичных расчетов:
1) платежными поручениями;
2) чеками;
3) аккредитивами;
4) инкассовыми поручениями.
5) платежными требованиями
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленные расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежные поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе.
При проведении расчетов платежными поручениями плательщик сдает поручение в трех экземплярах своему банку. Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства, указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя.
Расчеты платежными поручениями могут быть срочными, долгосрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи, осуществленные сразу после отгрузки, т. е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов:
1) относительно простой и быстрый документооборот,
2) ускорение движения денежных средств,
3) возможность плательщика
предварительной проверки
4) возможность использовать
данную форму расчетов при
нетоварных платежах, что делает
расчеты платежными
Расчеты аккредитивами относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет «акредетив». Аккредитивная форма расчётов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Особенность аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.
Исполнение аккредитива
производится непосредственно банком,
обслуживающим поставщика-
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (далее исполняющий банк) произвести такие платежи.
Банком могут открываться следующие виды аккредитивов:
1) покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
2) отзывные и безотзывные.
Реестры счетов, подлежащие оплате в банке поставщика, представляются в трех экземплярах, из которых один используется в качестве мемориального ордера при совершении бухгалтерских проводок, другой дается поставщику в качестве расписки, а третий с отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику. Аккредитив, открытый в банке поставщика, закрывается по истечении срока, о чем уведомляет банк - эмитент. Если возникают претензии к поставщику, то они рассматриваются участниками расчетной операции без вмешательства банка.
Преимущество такой формы расчетов - в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.
Удобной формой расчетов для получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой.
Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками из лимитированных чековых книжек осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «чековая книжка».
Чеки из лимитированных книжек
подписываются руководителем
Расчёты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений.