Учет безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы представить и осветить вопросы использования безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы учета безналичных расчетов
2) Провести организационно-экономический анализ СПК «Октябрь» Чекмагушевского района РБ.
Выбранным объектом исследования в работе является СПК «Октябрь» Чекмагушевского района РБ.

Файлы: 1 файл

bukh_uchet_kursovaya.docx

— 112.23 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы  четкой организации денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль в деятельности экономических субъектов.

Качественные изменения  в организационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствие возрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа  и объемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, что сказалось на резком росте  документооборота, связанного с обслуживанием платежной системы в целом.  Перестройка платежной системы потребовала изменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форм и способов осуществления платежей. Любое предприятие ежедневно осуществляет огромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетов между предприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующие им потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.

Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. В условиях рыночной экономики следует  исходить из принципа, что умелое использование  финансовых средств может приносить  предприятию добавочный барыш, и  следовательно, надобно постоянно  полагать о рациональном вложении временно свободных финансовых средств для  получения дополнительной прибыли. 
Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.

Денежные средства - это  финансовые ресурсы организации, самые  приподнято ликвидные активы, возможные  обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит  своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. При  кажущейся простоте учета финансовых расчетов и, в частности, операций по прочим счетам, тем не менее, многие практические работники допускают  грубые нарушения действующих правил учета и расчетов деньгами. При  проведении расчетных операций банки  контролируют соблюдение предприятиями  платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных — право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам.

Актуальность работы:

В настоящее время осуществление  расчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной  формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.

 Цель  курсовой работы представить и осветить вопросы использования безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета. 

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

1) Раскрыть теоретические  основы учета безналичных расчетов

2) Провести организационно-экономический  анализ СПК «Октябрь» Чекмагушевского  района РБ.

Выбранным объектом  исследования в работе является СПК «Октябрь»  Чекмагушевского района РБ.

Исходными данными для  написания работы послужили годовые  отчеты исследуемого предприятия за 2009-2011, литературные  источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы учета безналичных расчетов

 

1.1 Понятие и формы безналичных  расчетов

 

Безналичные расчеты - это  расчеты,  осуществляемые  без  использования наличных денег, посредством  перечисления  денежных  средств  по  счетам  в кредитных учреждениях  и зачетов  взаимных  требований, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам.

Для осуществления безналичных  расчетов необходимо открыть расчетный  счет в банке. Для оформления открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:

1) заявление на открытие  счета;

2) документ о законности  образования предприятия (решение  учредителей о создании предприятия,  заверенное нотариально);

3) подлинный экземпляр  устава;

4) две карточки с нотариально  заверенными образцами подписей  распорядителей средств предприятия  (руководителя и его первого  заместителя, главного бухгалтера) с оттиском печати;

5) временное свидетельство  о регистрации с последующей  заменой на постоянное;

6) справку налоговой инспекции  о постановки на учет;

7) копию приказа руководителя  предприятия о назначении главного  бухгалтера и кассира.

Безналичным путем осуществляется оплата за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение  и возврат банковских кредитов, выплата  денежных доходов населения. Участниками  безналичных отношений являются предприятия и объединения (акционерные  общества, банки и финансовые органы, некоммерческие организации).

Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих  документов единообразной формы  и поэтому более трудоемка. Для  обеспечения текущей деятельности организации расчеты по небольшим  денежным суммам, в том числе и  между юридическими лицами могут  осуществляться наличными денежными  средствами.

В современных условиях рекомендуются  следующие формы безналичных расчетов:

1) платежными поручениями; 

2) чеками;

3) аккредитивами; 

4) инкассовыми поручениями.

5) платежными требованиями 

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленные  расчетным документом, перевести  определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежные поручения принимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки, без исправления даты, обозначенной на документе.

При проведении расчетов платежными поручениями плательщик сдает поручение  в трех экземплярах своему банку. Документы из банка плательщика  направляются в банк, обслуживающий  покупателя. При этом с расчетного счета плательщика списываются  денежные средства, указанные в платежном  поручении, и направляются в банк получателя для зачисления на его  расчетный счет. При получении  платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет покупателя.

Расчеты платежными поручениями  могут быть срочными, долгосрочными  и отсроченными. К срочным относятся  платежи, осуществленные сразу после  отгрузки, т. е. путем прямого акцепта товара, а также частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

 Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов:

1) относительно простой  и быстрый документооборот,

2) ускорение движения  денежных средств,

3) возможность плательщика  предварительной проверки качества  оплачиваемых товаров или услуг,

4) возможность использовать  данную форму расчетов при  нетоварных платежах, что делает  расчеты платежными поручениями  наиболее перспективной формой  расчетов.

Расчеты аккредитивами относятся  к расчетным операциям по специальным  счетам в банке. Бухгалтерский учет  расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в  банках» субсчет «акредетив». Аккредитивная форма расчётов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствии с положениями о поставщиках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Особенность аккредитивной  формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.

Исполнение аккредитива  производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег. При расчетах внутри страны аккредитив предназначен только для расчетов с одним поставщиком, его срок действия определяется в договоре между плательщиком и поставщиком.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств  по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому  банку (далее исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банком могут открываться  следующие виды аккредитивов:

1) покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

2) отзывные и безотзывные.

Реестры счетов, подлежащие оплате в банке поставщика, представляются в трех экземплярах, из которых один используется в качестве мемориального ордера при совершении бухгалтерских проводок, другой дается поставщику в качестве расписки, а третий с отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику. Аккредитив, открытый в банке поставщика, закрывается по истечении срока, о чем уведомляет банк - эмитент. Если возникают претензии к поставщику, то они рассматриваются участниками расчетной операции без вмешательства банка.

Преимущество такой формы расчетов  - в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.

Удобной формой расчетов для  получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным  операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками из лимитированных чековых книжек осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2 «чековая книжка».

Чеки из лимитированных книжек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. При выборке  товаров на месте разрешается подписывать чеки должностному лицу учреждения, которому выдается доверенность на получение товаров. Чек из лимитированной книжки выдается поставщику одновременно с отпуском товаров или предоставлением услуг. В чеке обязательно указывается, какой организации и в уплату по какому счету или другому заменяющему его документу должна быть перечислена сумма по чеку. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки. По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк. Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Расчёты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основании расчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовых поручений.

Информация о работе Учет безналичных расчетов