Учет безналичных расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы представить и осветить вопросы использования безналичных расчетов в современных экономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические основы учета безналичных расчетов
2) Провести организационно-экономический анализ СПК «Октябрь» Чекмагушевского района РБ.
Выбранным объектом исследования в работе является СПК «Октябрь» Чекмагушевского района РБ.

Файлы: 1 файл

bukh_uchet_kursovaya.docx

— 112.23 Кб (Скачать файл)

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются  получателем  средств (взыскателем) к счету  плательщика  через банк, обслуживающий взыскателя. Банк - эмитент принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются  в договоре банковского счета с клиентом. Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений. Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, подлежат возврату.

Если на счете плательщика  недостаточно денежных средств, то платежные  требования или  инкассовые поручения  помещаются в банковскую картотеку  не оплаченных в срок расчетных документов. Оплата их производится по мере поступления  денежных средств на счет плательщика  в очередности установленной  законодательством .

Платёжные требования применяются  при расчётах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных  договором плательщика с его  контрагентом.

Платёжное требование является расчётным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному  договору к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы  через банк. Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок акцепта определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о  кредиторе (получателе средств), который  имеет право выставлять платежные  требования на списания денежных средств  в безакцепном порядке, наименование работ, товаров и услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, № и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцепного списания). Все возникшие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Инкассовое поручение  является расчётным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика  в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения  применяются:

1) В случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе органами, выполняющими контрольные функции.

2) Для взыскания по исполнительным документам.

3) В случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При взыскании денежных средств  со счетов в бесспорном порядке в  случаях, установленных законом, в  инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на соответствующий закон (с указанием его номера, даты принятия).

 

1.2 Порядок открытия и  закрытия расчетного счета

 

Как правило, организация  осуществляет свои денежные расчеты со сторонними организациями и учреждениями путем безналичных расчетов через расчетные или валютные счета в банках. Расчетный счет является основным счетом организации, через который без ограничения осуществляются все денежные расчеты. Например, на расчетный счет могут поступать платежи от покупателей и заказчиков в счет оплаты поставленных им товаров, продукции (выполненных работ, оказанных услуг), суммы в погашение дебиторской задолженности, кредиты банков и займы от других организаций, вноситься наличные денежные средства из кассы организации и др.

Организация при получении  денежных средств на свой расчетный счет выступает в качестве получателя средств. Со своего расчетного счета организация может осуществлять платежи за объекты основных средств, сырье и материалы, платежи за аренду помещений и коммунальные услуги, платежи по различным налогам и сборам, получать наличные денежные средства по чеку на выплату заработной платы работникам организации, на командировочные расходы, операционные и хозяйственные расходы и др.

Для ведения безналичных  расчетов в рублях организация должна открыть хотя бы один расчетный счет в кредитной организации (банке), имеющей право на открытие и ведение банковских счетов юридических лиц. Порядок открытия и закрытия банковских счетов организаций регламентируется Инструкцией ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (в ред. Указания ЦБ РФ от 14.05.2008 № 2009-У).

Для открытия расчетного счета и заключения договора банковского счета организация (юридическое лицо) обязана представить в банк следующие документы:

1) заявление на открытие расчетного счета по форме № 0401025;

2) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации организации;

3) нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица;

4) лицензии, выданные юридическому лицу в установленном законодательством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;

5) нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;

6) карточку с образцами подписей и оттиска печати организации по форме № 0401026, заверенную в установленном порядке;

7) протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации;

8) копию приказа о назначении главного бухгалтера;

9) паспортные данные руководителя и главного бухгалтера организации.

Заявление на открытие счета подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем организации.

Карточку с образцами подписей и оттиска печати представляют все организации, которым открываются расчетные счета в банках. Бланки карточек изготавливаются банками или их клиентами самостоятельно. Карточки могут заполняться с применением пишущих машин или ЭВМ шрифтом черного цвета либо ручками с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Карточка должна представляться в банк в одном экземпляре к каждому банковскому счету. В случае обслуживания одним операционным работником банка нескольких счетов организации и при условии совпадения перечня лиц, наделенных правом подписи, банк вправе не требовать оформления карточки к каждому счету.

Право первой подписи принадлежит руководителю организации, а также иным лицам (за исключением главного бухгалтера и/или лиц, уполномоченных на ведение бухгалтерского учета), наделенным правом первой подписи распорядительным актом руководителя организации, либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством РФ. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру организации и/или лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета, на основании распорядительного акта руководителя организации.

Одно и то же физическое лицо не может быть наделено одновременно правом первой и второй подписи. Если руководитель организации ведет в случаях, предусмотренных законодательством РФ, бухгалтерский учет лично, в карточке проставляется собственноручная подпись лица, наделенного правом только первой подписи.

При этом в карточке в поле «Вторая подпись» указывается, что лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует. Подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, должна быть удостоверена.

В случае замены или дополнения хотя бы одной подписи по счету представляется новая карточка с образцами подписей на всех лиц, имеющих право первой и второй подписи. В карточках с образцами подписей и оттиска печати банком указывается номер открываемого расчетного счета. Карточки с образцами подписей и оттиска печати остаются в банке и используются для сверки подписей и оттиска печати, проставленных на представляемых организацией расчетных и платежных документах. Например, такая сверка производится при выдаче организации наличных денег по чеку.

При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражаются перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организации, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон и др.

По договору банковского  счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый организации-клиенту денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. До подписания договора организация должна ознакомиться с тарифом комиссионных вознаграждений за оказываемые банком услуги.

В договоре банковского счета  указывается номер открытого  расчетного счета, а также приводятся платежные реквизиты банка для осуществления безналичных расчетов (корреспондентский счет банка и банковский идентификационный код - БИК).

Для проведения расчетных  операций каждая кредитная организация, расположенная на территории РФ и имеющая лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети ЦБ РФ. Корреспондентский счет  - это банковский счет, отражающий расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора.

При открытии или закрытии банковских счетов организации банки  обязаны направить налоговому органу, выдавшему справку о постановке на учетв налоговом органе юридического лица, специальную форму «Сообщение банка об открытии (закрытии) счета».

При изменении реквизитов счета в налоговые органы необходимо направить форму «Сообщение банка об изменении реквизитов счета». Эти сведения должны представляться в семидневный срок по форме № С-09–1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)».

При отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента. Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.

При осуществлении расчетных  операций и для идентификации налогоплательщиков каждой организации присваивается идентификационный номер налогоплательщика. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается организации налоговым органом при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации и указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. 

Для организаций — юридических лиц используется десятизначный цифровой код, где:

1) первые четыре знака обозначают код налогового органа, который присвоил налогоплательщику идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

2) последующие пять знаков обозначают собственно порядковый номер налогоплательщика-организации;

3) последний знак представляет собой контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному федеральной налоговой службой;

Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации при постановке на учет в налоговом органе и также указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Для организаций - юридических лиц используется девятизначный цифровой код, где:

1) первые четыре знака обозначают код налогового органа, который осуществил постановку на учет организации по месту ее нахождения;

2) последующие два знака обозначают причину постановки на учет (например, если эти два знака имеют значение 01, то это означает постановку на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика по месту ее нахождения);

3) последние три знака обозначают порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине.

 

1.3 Организация безналичных  расчетов

 

Принципы организации  безналичных расчетов:

Документальность. Платежи  со счетов производятся банковскими  или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиента либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть дано путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств или в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).

В отдельных случаях банковские учреждения имеют право самостоятельно списывать средства со счетов организации  в безакцептном порядке по требованию кредитора. Указанное право должно быть предусмотрено договором между  клиентом и банком, а также основным договором организациями-контрагентами.

Срочность. Этот принцип  относится в основном к порядку  и срокам обработки документов банковскими  учреждениями, сроками списания и  зачисления средств на счета. Банк России устанавливает сроки безналичных  расчетов. В частности, общий срок безналичных расчетов не должен превышать  двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и  пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.

Информация о работе Учет безналичных расчетов