Учет денежных средств и денежных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования, проводимого в ходе написания курсовой работы, является: изучение организации бухгалтерского учета движения денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации, на примере организации ОАО «Исток».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………….3
1. Учет кассовых операций и денежных документов……………………..6
2. Учет операций на расчетных, валютных и специальных
счетах в банках счетах………………………………………………………15
3. Порядок учета денежных средств в ОАО «Исток»……………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….....………………………………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………....32

Файлы: 1 файл

бухфин1.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Кассовая  книга (ф. № КО – 4) ведется кассиром. Листы в ней нумеруют, прошнуровывают и опечатывают сургучной (обычно круглой) печатью организации. На последней странице делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано страниц…» и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера организации.

Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они служат отчетом кассира. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются, исправления, сделанные корректурным способом, заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Разрешается ведение кассовой книги с использованием вычислительной техники.

Записи в кассовую книгу производятся сразу после получения или  выдачи денег, кассир обязан подсчитать итоги операций за день, вывести остаток денег в кассе и передать в бухгалтерию отчет с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (на первом экземпляре). Кассовая книга ведется ежедневно с расчетом остатка на конец каждого дня. Бухгалтеры и другие счетные работники, имеющие право подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассиров.

Получение наличных в кассу от покупателей  за реализованные товары (работы, услуги) – обязательно с применением контрольно-кассовой техники (ККТ). В данном случае ведут Книгу кассира - операциониста.

Расчеты через  кассу между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями ограничены. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 17.07.2006 N 08-17/2540 по вопросу, распространения действия Указаний Банка России от 14.11.2001 N 1050-У и Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, так же направлено и на индивидуальных предпринимателей. В соответствии с указаниями ЦБ РФ устанавливается предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по одному договору: – 100 000 руб. (Указание Центробанка РФ от 20.06.2007 г. № 1843 У).

Расчеты свыше установленного лимита должны проводиться только в  безналичном порядке (через расчетный счет).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94 г. № 1006 при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдения порядка ведения кассовых операций налоговые органы применяют к предприятиям на основании сведений, представляемых коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, следующие меры финансовой ответственности:

- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями и организациями сверх установленных предельных сумм – штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа с предприятия, производящего платеж;

- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности – штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;

- за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов – штраф.

На руководителя предприятия, допустившего указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.

На каждом предприятии  в сроки, установленные руководителем  предприятия, но не реже одного раза в  месяц, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

Учет кассовых операций ведется на счете «Касса», который  в соответствии с Рабочим планом счетов имеет номер 50.

Счет 50 «Касса» является активным, то есть увеличивается по дебету. Его  структура выглядит следующим образом:

Например, операции, записанные во фрагменте кассовой книги, приведенном  выше, отражаются на счете «Касса»  следующим образом:

При ведении бухгалтерского учета используется метод, именуемый  двойной записью: сумма хозяйственной  операции записывается дважды — в дебет одного счета и в кредит другого счета (счета-корреспондента).

Отражение хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета называется бухгалтерской проводкой.

Основные проводки, отражающие кассовые операции и операции с денежными  документами 

 

 

 

2. Учет операций на  расчетных, валютных и специальных  счетах в банках счетах.

 

Расчетный счет является основным счетом предприятия, через  который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.

Предприятие в праве  открыть расчетный счет в любом  банке для хранения денежных средств  и осуществлении всех видов расчетных, кредитных и кассовых операциях.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94 г. № 1006 открытие расчетных счетов предприятий возможно только при предъявлении банку документа о постановке на учет в налоговом органе.

В соответствии со ст. 23. Налогового кодекса предприятия  обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в пятидневный срок. Согласно ст. 118 Налогового кодекса нарушение данного срока влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:

  • заявление на открытие счета;
  • копии устава и учредительного договора, заверенные нотариально;
  • копию решения о государственной регистрации, заверенную нотариально или органом, регистрирующим организацию;
  • справку о постановке на учет в налоговой инспекции и в других государственных органах (при необходимости);
  • два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально Право первой подписи принадлежит руководителю и его заместителю, а второй – главному бухгалтеру и его заместителю; подписи фиксируются только в присутствии нотариуса.

Между банком и предприятием заключается договор банковского  счета, в котором, как правило, оговариваются:

  • стоимость открытия счета;
  • стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию;
  • стоимость наличного обращения;
  • проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах.

Прием и выдача наличных денег с расчетного счета или  безналичные расчеты производятся банком на основании документов, утвержденных ЦБ РФ:

  • объявление на взнос наличными;
  • денежный чек;
  • платежное поручение;
  • платежное требование;
  • расчетный чек и др.

Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц - прописью, год – цифрами (на расчетных документах, заполняемых на ЭВМ, допускается обозначение месяца цифрами);
  • наименование плательщика, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН указывается перед наименованием плательщика), КПП плательщика (код причины постановки на налоговый учет), номер его счета в банке (20 знаков);
  • наименование банка плательщика, его местонахождение, БИК (банковский идентификационный код – 9 знаков), корр. счет банка – 20 знаков;
  • наименование получателя средств, его ИНН и КПП, номер его счета в банке (20 знаков);
  • наименование банка получателя, его местонахождение, БИК (банковский идентификационный код – 9 знаков), корр. счет банка – 20 знаков;
  • назначение платежа;
  • сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
  • подписи предприятия на первом экземпляре расчетного документа независимо от способа его изготовления.

 

Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

1. Банк хранит денежные средства предприятия на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренными банковскими правилами и договорами.

2. Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов.

3. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

4. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

5. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

а) по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств  со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

б) по исполнительным документам для  расчетов по выплате выходных пособий  и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту);

в) по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, а также по отчислениям во внебюджетные фонды; списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;

г) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

д) по другим платежным документам в порядке календарной очереди.

 

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».

Остаток на счете 51 –  величина средств предприятия на расчетном счете.

Обороты по Дебету – поступление  средств (от реализации продукции, в  погашение дебиторской задолженности, поступление банковских ссуд, взнос  наличных денег из кассы)

Оборот по Кредиту  – уменьшение средств на расчетном счете в результате различных платежей.

Все записи по счету 51 делаются на основании первичных документов, приложенных к выписке банка, регистром синтетического учета является журнал-ордер № 2. В нем производятся кредитовые записи по счету, а дебетовые осуществляются в ведомости № 2.

Ежедневно или в другие срок банк выдает организации выписки из расчетного счета с приложенными оправдательными документами. В выписке указаны: начальные и конечные остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на нем. Бухгалтерия проверяет правильность сумм и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк, спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Первичные документы  и выписки банка служат основанием для формирования записей по счету 51 «Расчетный счет».

Выписка из расчетного счета  – это второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки и поступление средств банк записывает по Кредиту счету, а уменьшение своего долга (списание, выдача наличными) – по Дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности выписок банка и записывать остаток и поступившие суммы по Дебету расчетного счета, а списание - по Кредиту.

 

Основные  формы безналичных расчетов:

  • платежными поручениями;
  • платежными требованиями;
  • платежными требованиями - поручениями;
  • аккредитивами;
  • чеками;
  • по инкассо;
  • по банковским картам.

 

Без согласия организации в бесспорном порядке делается списание денежных средств по инкассо в соответствии с решением государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов (недоимки, пени по налогам и сборам), списание таможенными органами сумм таможенных платежей и пеней, в иных случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом (ГК РФ, ст. 854, п. 2).

В безакцептном порядке оплачиваются счета за коммунальные услуги. Акцепт — согласие владельца счета на оплату.

К основным документам, используемым в безналичных расчетах, относятся:

  • договор (поставки, купли-продажи и др.);
  • заявление на открытие счета (ф. № 0401025);
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати (ф. № 0401026);
  • платежное поручение (Приложение №7 ф. № 0401060);
  • сводное платежное поручение;
  • платежное требование-поручение (ф. № 0401064);
  • платежное требование (Приложение №8 ф. № 0401061);
  • заявление на аккредитив (ф. № 0401063);
  • заявление на выдачу чековой книжки;
  • чековая книжка;
  • реестр чеков (ф. № 0401007);
  • выписка из расчетного счета.

Информация о работе Учет денежных средств и денежных документов