Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:03, курсовая работа
Основные задачи учета денежных средств и денежных документов:
контроль за правильностью документального оформления операций с денежными средствами;
контроль за законностью указанных операций;
своевременное и полное отражение в бухгалтерском учете операций с денежными средствами;
контроль за сохранностью и движением денежных средств;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ
1.1 Открытие расчетного счета………………………………………….4
1.2 Учет денежных средств на расчетном счете……………………….5
1.3 Оформление платежного поручения………………………………..10
1.4 Организация расчетов с помощью платежных требований…… ....12
1.5 Расчеты по аккредитивам……………………………………………13
1.6 Расчеты по инкассо…………………………………………………..18
1.7. Применение чеков…………………………………………………...20
1.8 Порядок получения наличных денег в банке………………………23
1.9 Порядок сдачи наличных денег в банк……………………………..23
ГЛАВА 2. КАССА ОРГАНИЗАЦИИ.
2.1 Порядок ведения кассовых операций предприятиями и
организациями……………………………………………………… 24
2.2 Ведение кассовой книги
2.3 Наличные расчеты с применением ККТ……………………………26
2.4 Особенности приема наличных денежных средств при применении
ККТ…………………………………………………………………...28
2.5 Учет расчетов с подотчетными лицами……………………………29
2.6 Основные бухгалтерские проводки по учету кассовых операций..30
ГЛАВА 3. ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
3.0 Отчет о движении денежных средств………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..35
- 1 -
2011год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Расчетный счет
1.1 Открытие расчетного счета………………………………………….4
1.2 Учет денежных средств на расчетном счете……………………….5
1.3 Оформление платежного поручения………………………………..10
1.4 Организация расчетов с помощью платежных требований…… ....12
1.5 Расчеты по аккредитивам……………………………………………
1.6 Расчеты по инкассо…………………………………………………..18
1.7. Применение чеков…………………………………………………...20
1.8 Порядок получения наличных денег в банке………………………23
1.9 Порядок сдачи наличных денег в банк……………………………..23
ГЛАВА 2. Касса организации.
2.1 Порядок ведения кассовых операций предприятиями и
организациями……………………………………………
2.2 Ведение кассовой книги
2.3 Наличные расчеты с применением ККТ……………………………26
2.4 Особенности приема наличных денежных средств при применении
ККТ…………………………………………………………………..
2.5 Учет расчетов с подотчетными лицами……………………………29
2.6 Основные бухгалтерские проводки по учету кассовых операций..30
ГЛАВА 3. Отчет о движении денежных СРЕДСТВ
3.0 Отчет о движении денежных средств………………………………32
Заключение……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..35
Введение
В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Из внутренних расчетов следует обратить особое внимание на расчеты с подотчетными лицами и на расчеты с персоналом по прочим операциям. Эти расчеты производятся в основном наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходов предприятия. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния. Кроме того, рациональная организация расчетов, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия по этим операциям.
Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится в безналичной форме. Безналичные расчеты — это расчёты (платежи), осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Участники договора вправе избрать и установить любую из форм расчетов. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. Наличными же средствами ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций.
Порядок хранения и расходования денежных средств, открытия счетов, а также порядок проведения безналичных расчетов и ведения кассовых операций устанавливаются Центральным банком России в соответствии с действующим законодательством.
Основные задачи учета денежных средств и денежных документов:
контроль за правильностью документального оформления операций с денежными средствами;
контроль за законностью указанных операций;
своевременное и полное отражение в бухгалтерском учете операций с денежными средствами;
контроль за сохранностью и движением денежных средств;
проведение инвентаризации денежных средств, денежных документов и анализ результатов инвентаризации;
своевременное обеспечение денежной наличностью исходя из потребностей организации.
Документы, которыми оформляются операции с денежными средствами, должны подписываться руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного на то лица денежные средства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
ГЛАВА 1. Расчетный счет.
1.1. Открытие расчетного счета.
. Расчётный счёт - счёт, используемый банком или иным расчётным учреждением для учёта денежных операций клиентов. Организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках, за исключением разрешенных остатков денег в кассе Ограничений по количеству открытых счетов в банках на сегодняшний день для организации не установлено.
Порядок открытия счетов следующий:
Для оформления открытия расчетного и текущего счетов организации в банк должны быть представлены следующие документы:
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
учредительные документы юридического лица;
лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу;
карточка с образцами подписей и оттиска печати;
документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
заявление на открытие счета подписанное руководителем и главным бухгалтером юридического лица, заверяется печатью (бланк выдается в банке);
договор банковского счета, заполненный и подписанный руководителем, заверенный печатью юридического лица (бланк выдается в банке);
анкета клиента (бланк выдается в банке);
доверенность на право получения и представления финансовых документов (на лиц, не значащихся в карточке) заполненная и подписанная руководителем и главным бухгалтером юридического лица, заверенная печатью (бланк выдается в банке).
После открытия организации расчетного (текущего), ссудного, депозитного, валютного и иного счета банк незамедлительно должен направить налоговому органу, выдавшему справку о постановке на учет организации, извещение об открытии указанных счетов. Днем открытия счета является день оформления открытия счета и занесения банком в книгу регистрации балансовых счетов второго порядка.
1.2 Учет денежных средств на расчетном счете.
Движение средств на счетах в банке оформляется платежными банковскими документами, к которым относятся:
платежные поручения;
аккредитивы;
чеки;
платежные требования;
инкассовые поручения.
Объявлением о взносе денег оформляется сдача наличных денежных средств на счет в банк (сверхлимитный остаток в кассе, депонированная заработная плата, взносы в уставный (складочный) капитал, возврат заемные средств физическими лицами, страховые взносы, принятые первоначально в кассу организации и т. д.).
Получение денег с расчетного счета оформляется чеком.
Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. На оборотной стороне чека указывается их целевое назначение (на выплату заработной платы, премий, пособий по социальному страхованию, на выплату страховых обеспечений и страховых возмещений, хозяйственные расходы, командировочные расходы). Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.
Платежное поручение представляет собой поручение организации обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Платежное поручение составляется на бланке установленной формы. Действительны поручения в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).
Платёжное требование - это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Для расчетов по платежному требованию необходим акцепт плательщика. Однако, в определенных случаях (если это оговорено в договоре плательщика и получателя или если такой случай оговорен в законодательстве) возможно проведение расчетов без акцепта.
Акцепт - ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии
Оферта -предложение заключить гражданско-правовой договор
Аккредитив – условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.
Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 76/2 ”Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записывается остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.
Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.
Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.
Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.
Некоторые примеры учета операций по расчетному счету организации:
Таблица №1 «Примеры учета операций по расчетному счету»
Дебет | Кредит | Содержание хозяйственных операций | Первичные документы |
51 | 50 | Зачислены на расчетный счет денежные средства, сданные из кассы организации. | Мемориальный ордер (0401108), Выписка банка по расчетному счету |
51 | 51 | Зачислены на расчетный счет денежные средства с других расчетных счетов организации. | Платежное поручение (0401060), Платежное требование (0401061), Выписки банков по расчетным счетам. |
51 | 60 | Возвращены излишне уплаченные денежные средства поставщикам и подрядчикам. | Платежное требование (0401061) Выписка банка по расчетному счету |
51 | 62 | Получены денежные средства от покупателей и заказчиков: - в оплату проданной продукции (работ, услуг), | Платежное поручение (0401060), Платежное требование (0401061), Платежное требование-поручение (0401064) Выписка банка по расчетному счету |
51 | 66 | Получены: - краткосрочные кредиты банков, - краткосрочные займы от других организаций. | Выписка банка по расчетному счету |
51 | 67 | Получены: - долгосрочные кредиты банков, - долгосрочные займы от других организаций. | Выписка банка по расчетному счету |
51 | 75-1 | Получены денежные средства в качестве вклада в уставный капитал. | Выписка банка по расчетному счету |
51 | 76 | Получены денежные средства от прочих дебиторов в погашение задолженности. | Платежное поручение (0401060), Платежное требование (0401061), Платежное требование-поручение (0401064), Выписка банка по расчетному счету |
50 | 51 | Денежные средства с расчетного счета получены в кассу организации. | № КО-1 "Приходный кассовый ордер", Выписка банка по расчетному счету |
55 | 51 | Перечислены денежные средства на аккредитив или специальный счет организации с её расчетного счета. | Аккредитив (0401063), Выписки банка по расчетному и специальному счетам |
60 | 51 | Перечислены денежные средства в оплату поставленной продукции (работ, услуг) поставщикам и подрядчикам. | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету |
62 | 51 | Возвращены покупателям и заказчикам излишне полученные средства в оплату проданной продукции (работ, услуг). | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету |
66 | 51 | Погашаются: - краткосрочные займы, - проценты по краткосрочным займам | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету
|
75-2 | 51 | Перечислены доходы (дивиденды) участникам организации. | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету |
76-1 | 51 | Перечислены денежные средства по расчетам по страхованию. | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету |
76-2 | 51 | Перечислены денежные средства по расчетам по претензиям. | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету |
91-2 | 51 | Оказана безвозмездная финансовая помощь сторонним организациям и физическим лицам. | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету |
76 | 51 | Перечислены денежные средства прочим кредиторам в погашение задолженности. | Платежное поручение (0401060), Выписка банка по расчетному счету |
91-2 | 51 | Списаны денежные средства за расчетно-кассовое обслуживание. | Выписка банка по расчетному счету |
1.3 Оформление платежных поручений
Платежное поручение – это поручение банку о перечислении соответствующих сумм поставщиками, финансовыми органам, другим организациям. Бухгалтер печатает его “под копирку” в необходимом количестве экземпляров ( от 2 до 5 в зависимости от того, в каком филиале банка находится расчетный счет ). На одном экземпляре платежного поручения плательщиком проставляются оттиск печати (в случае ее наличия) и подписи (подпись) лиц, имеющих право подписи расчетных документов, согласно заявленных кредитной организации, филиалу кредитной организации или подразделению расчетной сети Банка России образцов.
Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на расчетном счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. По договоренности сторон платежные поручения могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочные платежи совершаются: до отгрузки товара – авансовый платеж, после отгрузки товара – путем прямого акцепта товара, при крупных сделках – частичные платежи. Досрочный и отсроченный платежи могут осуществляться в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения договаривающихся сторон.
В нем указываются реквизиты плательщика и его банка, получателя и его банка, в том числе ИНН, БИК, сумма и назначение платежа. Работник банка принимает платежное поручение к исполнению, на последний экземпляр его ставит штамп и возвращает бухгалтеру для отражения этой операции в учете. Отпечатанное платежное поручение действительно в течение десяти дней.
ИНН присваивается органам Госналогслужбы РФ при постановке налогоплательщиков на учет в налоговом органе и указывается в платежном поручении во всех случаях, когда он присвоен плательщику денежных средств.
БИК указывается для подразделений расчетной сети Банка России, кредитных организаций и тех филиалов кредитных организаций, которым он присвоен, в соответствии со “Справочником БИК РФ”.
Номера счетов плательщика и получателя денежных средств, а так же номера счетов банков плательщика и получателя, по которым проводятся расчетные операции, проставляются в соотвествующих полях платежного поручения.
В случае, если плательщиком или получателем является кредитная организация, в полях “Плательщик” или “Получатель” указывается наименование кредитной организации, в полях “Банк плательщика” или “Банк получателя” соответственно наименование кредитной организации указывается повторно. Значение “Вид платежа” указывается прописью: “почтой”, “телеграфом”, “электронно”.
Плательщиком выступает банк, в котором открыт расчетный счет предприятия, в этой же части указывается наименование предприятия и номер его расчетного счета.
Ниже мы указываем код, который присвоен нашему банку в Центральном банке Российской Федерации, а в графе “дебет” – шифр расчетного счета банка в ЦБ РФ.
Сумма печатается прописью с заглавной буквы. Ее цифровое значение повторяется в правом верхнем углу.
Внизу подробно указывается назначение платежа, ставится подпись распорядителя средств и главного бухгалтера и печать предприятия.
Пример платежного поручения формы 0401060:
Рисунок №1 «Образец платежного поручения»
1.4. Организация расчетов с помощью платежных требований
Платежными поручениями могут производиться:
а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;
г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле "Поступ. в банк плат." ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.
(абразец введен Указанием ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У)
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы 0401066. Порядок его изготовления и заполнения соответствует общему порядку изготовления и заполнения бланков расчетных документов. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.
На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка "Частичная оплата". Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения.
При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.
При осуществлении последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.
При оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
1.5 Расчеты по аккредитивам.
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее - банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом.
В случае изменения условий или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива.
Условия безотзывного аккредитива считаются измененными или безотзывный аккредитив считается отмененным с момента получения исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.
По просьбе банка-эмитента безотзывный аккредитив может быть подтвержден исполняющим банком с принятием на себя обязательства, дополнительного к обязательству банка-эмитента, произвести платеж получателю средств по представлении им документов, соответствующих условиям аккредитива (подтвержденный аккредитив). Условия подтвержденного аккредитива считаются измененными или аккредитив считается отмененным с момента получения банком-эмитентом согласия исполняющего банка, подтвердившего аккредитив, и получателя средств.
Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего.
Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.
Передача документов об открытии аккредитива и его условиях, о подтверждении аккредитива, об изменении условий аккредитива или его закрытии, а также о согласии банка на принятие (отказе в принятии) представленных документов может осуществляться банками с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.
Размер и порядок оплаты услуг банков при расчетах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам.
Аналитический учет по субсчету 55/1 «Аккредитивы» ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.
Таблица №2 «Примеры учета операций при расчетах по аккредитивам»
Дебет | Кредит | Содержание хозяйственных операций | Первичные документы |
55 | 51 | Зачислены денежные средства на аккредитив (специальный счет, депозит) с расчетного счета. | Аккредитив (0401063), Выписки банка по расчетному и специальному счетам |
55 | 60 | Возвращены на специальный счет излишне уплаченные поставщикам и подрядчикам средства. | Выписки банка по специальному счету |
55 | 62 | Получены на специальный счет средства от покупателей и заказчиков: - в оплату проданной продукции (работ, услуг), - в счет предстоящей поставки продукции (работ, услуг). | Выписки банка по специальному счету |
55 | 62 | Оплачены на специальный счет проданные: - основные средства, - нематериальные активы, - ценные бумаги и другие финансовые вложения, - материалы, - незавершенное строительство и оборудование. | Выписки банка по специальному счету |
55 | 62 | Получена на специальный счет плата по договору:- переуступки права требования,- аренды (при отнесении доходов от аренды к доходам от обычных видов деятельности). | Выписки банка по специальному счету |
55 | 66 | Зачислены на аккредитив (на специальный счет) полученные краткосрочные кредиты банков. | Выписки банка по специальному счету |
55 | 76 | Получены на специальный счет денежные средства от прочих дебиторов и кредиторов. | Выписки банка по специальному счету |
55 | 91-1 | Получена плата по договору аренды (при отнесении доходов от аренды к прочим доходам). | Выписки банка по специальному счету |
55 | 98-2 | Отражены безвозмездно полученные на специальный счет денежные средства. | Выписки банка по специальному счету |
51 | 55 | Перечислены средства со специальных счетов на расчетный счет организации. | Выписки банка по специальному счету |
51 | 55 | Неиспользованные средства по аккредитиву зачислены на расчетный счет организации. | Выписки банка по специальному счету |
60 | 55 | Перечислены средства с аккредитива (специального счета) в оплату продукции (работ, услуг) поставщикам и подрядчикам. | Выписки банка по специальному счету |
60 | 55 | Перечислены с аккредитива (специального счета) авансы поставщикам и подрядчикам. | Выписки банка по специальному счету |
62 | 55 | Перечислены со специального счета средства, излишне полученные от покупателей и заказчиков в оплату проданной продукции (работ, услуг). | Выписки банка по специальному счету |
66 | 55 | Погашены со специального счета: - краткосрочные кредиты банков, - проценты по краткосрочным кредитам банков. | Выписки банка по специальному счету |
67 | 55 | Погашены со специального счета: - долгосрочные кредиты банков, - проценты по долгосрочным кредитам банков. | Выписки банка по специальному счету |
76 | 55 | Перечислены со специального счета денежные средства прочим дебиторам и кредиторам. | Выписки банка по специальному счету |
91-2 | 55 | Списаны средства за расчетно-кассовое обслуживание. | Выписки банка по специальному счету |
1.6 Расчеты по инкассо.
Расчеты по инкассо — это форма проведения безналичных расчетов, когда клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента.
В настоящее время расчеты по инкассо осуществляются на основании двух видов расчетных документов: инкассового поручения и платежного требования-поручения.
И инкассовое поручение, и платежное требование-поручение представляют собой оформленное требование кредитора (получателя денежных средств) к должнику (плательщику) заплатить сумму задолженности на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов. Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.
Для осуществления платежа по платежному требованию-поручению необходимо, чтобы плательщик акцептовал его, т.е. дал согласие на его оплату. Поэтому при получении платежного требования-поручения банк, обслуживающий плательщика, должен предъявить это требование плательщику для получения акцепта. Если плательщик согласен оплатить платежное требование-поручение, он скрепляет документ подписями лиц, уполномоченными распоряжаться счетом в соответствии с банковской карточкой, и ставит на нем свою печать. После этого данное платежное требование-поручение оплачивается за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика. При отказе плательщика в выдаче акцепта платежное требование-поручение с приложенными к нему документами возвращается кредитору (получателю денежных средств). Если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то, помимо подписей и печати, он в графе «сумма к оплате» проставляет сумму, подлежащую списанию с его счета.
В отличие от платежного требования-поручения, списание средств со счета плательщика по инкассовому поручению осуществляется в безакцептном порядке, т.е. согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре. Но в силу такого порядка исполнения инкассовых поручений они могут выставляться только в строго определенных случаях. В соответствии с действующим законодательством инкассовые поручения могут быть выставлены налоговыми и таможенными органами, внебюджетными фондами, предприятиями связи, на основании исполнительного листа арбитражного суда, а также в случае, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком. При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.
Порядок осуществления расчетов по инкассо можно представить в следующем виде:
Рисунок №2
1. Возникают обязательства плательщика перед получателем по оплате определенной суммы денежных средств (поставка товаров или иных ценностей, оказание услуг, исполнительный лист арбитражного суда, неуплата налогов или таможенных сборов и т.д.).
2. Получатель денежных средств составляет инкассовое поручение (платежное требование-поручение) и передает его в свой банк с приложением необходимых документов.
3. Банк получателя передает все полученные документы в банк плательщика.
4. Банк плательщика уведомляет плательщика о выставленных на его счет расчетных документах и передает их плательщику (только для платежного требования-поручения).
5. Плательщик акцептует выставленные на его счет расчетные документы (только для платежного требования-поручения); банк плательщика списывает со счета плательщика сумму платежа.
6. Банк плательщика переводит сумму платежа в банк получателя.
7. Банк получателя зачисляет полученные средства на счет получателя.
1.7. Применение чеков.
Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки:
· Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке:
- на заработную плату;
- хозяйственные нужды;
- командировочные расходы;
- закупки сельхозпродуктов и так далее.
Расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете №91207 «Бланки строгой отчетности». Хранение бланков чеков банками осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
Общие положения о расчетах чеками
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.
Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются статьями 877 – 885 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Следовательно, чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Реквизиты чека
Чек должен содержать:
· наименование «чек», включенное в текст документа;
· поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
· наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
· указание валюты платежа;
· указание даты и места составления чека;
· подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.
Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя.
Указание о процентах считается ненаписанным.
Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными, в соответствии с ним, банковскими правилами.
Пример заполнения банковского чека
Рисунок №3
Оборотная сторона чека
Рисунок №4
Оплата чека
Чек оплачивается за счет средств чекодателя.
В случае депонирования средств, порядок и условия депонирования средств для покрытия чека, устанавливаются банковскими правилами.
Чек подлежит оплате плательщиком при условии предъявления его к оплате в срок, установленный законом.
Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом.
При оплате индоссированного (передача прав) чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, но не подписи индоссантов.
Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.
Лицо, оплатившее чек, вправе потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.
1.8 Порядок получения наличных денег в банке.
Предприятие получает наличные деньги из банка через кассира по денежному чеку, выписанному на его имя.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, на предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанность кассира может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя предприятия.
Чеки находятся в специальной чековой книжке. Чтобы получить чековую книжку, следует заполнить соответствующее заявление, в котором указывается фамилия, имя и отчество кассира и дается образец его подписи. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером и заверяется печатью предприятия. Согласно этому заявлению кассир получает чековую книжку на 25 или 50 чеков. Чтобы снять наличные деньги со своего расчетного счета в банке, бухгалтер заполняет денежный чек, подписывает его вместе с руководителем и передает кассиру. Кассир предварительно заказывает требуемую сумму оправдательным документом для записей кассовых операций в учетных регистрах.
1.9. Порядок сдачи наличных денег в банк
Наличные деньги, полученные с расчетного счета в кассу,
расходуются по строго целевому назначению (цели, на которые получены деньги, указываются на оборотной стороне денежного чека). Неизрасходованный остаток сдается в кассу. Например, неполученная в срок заработная плата, должна быть возвращена на расчетный счета в трехдневный срок. Сдаются на расчетный счет деньги, принятые в кассу в счет взноса в уставный фонд, выручка от реализации продукции наличными (инкассация)
Сдача денег на расчетный счет оформляется расходным кассовым ордером.
В банке кассир, сдающий деньги, заполняет «Объявление на взнос наличными». Бланк «Объявления» можно получить у оператора банка.
Он состоит их трех частей. Верхняя часть остается в банке,
Средняя часть (квитанция) передается кассиру. Нижняя часть объявления (ордер) тоже возвращается кассиру, но только после проведения банком соответствующей операции и вместе с банковской выпиской.
На каждой из трех частей проставляются: дата, от кого приняты деньги, банк получателя и получатель, назначение взноса. В правом верхнем углу первой и второй части проставляем номер нашего расчетного счета и сумму цифрами. Та же сумма записывается прописью в следующем порядке. Начинать запись надо вплотную к началу отведенного для ее поля с заглавной буквы. Оставшиеся на поле места следует прочеркнуть горизонтальной линией.
Третья часть заполняется несколько иначе. В ордере нужно указать код банка-получателя и сумму по кредиту (у нас на расчетном счете эта сумма пройдет по дебету, а в банке – по кредиту).
ГЛАВА 2. Касса организации.
2.1 Порядок ведения кассовых операций предприятиями и организациями.
Основными документами, которые регламентируют порядок ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, а также устанавливают правила проведения банком систематических проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины, являются:
Письмо Банка России от 4 октября 1993 г. N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА
ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(в ред. письма ЦБ РФ от 26.02.96 N 247)
Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У от 31.10.2002 N 1201-У)
"О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации"
В соответствии с действующим российским законодательством на коммерческие банки возложена функции контроля за соблюдением клиентами порядка ведения операций с наличными денежными средствами. В частности, коммерческие банки по согласованию с клиентом устанавливают ему лимит остатка кассы, по заявлению клиента принимают решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы и периодически проводят проверки кассовой дисциплины клиента.
Правила предписывают:
хранение всех денежных средств в учреждениях банка РФ;
расходование наличных , получаемых из банков, по целевому назначению,
хранение наличных денег в кассе предприятия в пределах лимитов, установленных учреждениями банков.
Кассир при поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций и заключить с администрацией предприятия договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Он несет материальную ответственность за сохранность принятых им ценностей.
При оформлении кассовых операций используются следующие документы:
- приходные кассовые ордера – форма КО-1,
- расходные кассовые ордера – форма КО-2,
журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров – форма К-3,
кассовая книга – форма К4,
Прием наличных денег в кассу ведется по приходным кассовым ордерам, а выдача – по расходным кассовым ордерам. К ним прилагаются документы, на основе которых получены или сданы деньги.
Лицу, сдающему деньги, выдается отрывная квитанция, являющаяся частью приходного кассового ордера.
При выдаче наличных денег на расходном кассовом ордере или на приложенных к нему документах должна стоять подпись распорядителя кредитов. Документы же гасятся штампом «получено» или «оплачено» с указанием числа, месяца, года, что исключает возможность их повторного использования. Никаких подчисток и исправлений в приходных и расходных кассовых ордерах не допускаются.
Если деньги выдаются лицу, не работающему на данном предприятии, им должен быть предъявлен паспорт или иной заменяющий его документ, реквизиты которого записываются в расходном кассовом ордере.
Приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации кассовых ордеров, где им присваиваются порядковые номера.
Формы приходного и расходного ордеров приложены ниже:
Рисунок №5
Рисунок №6
2.2 Ведение кассовой книги
Кассовые операции записываются в кассовой книге, которая должна отвечать всем требованиям, предусмотренных для ведения бухгалтерских книг. Страницы должны быть пронумерованы, книга должна быть прошнурована, а количество листов в ней заверено подписями руководителя предприятия, главного бухгалтера и печатью.
Записи в кассовой книге ведутся через копирку в 2-х экземплярах. Второй экземпляр – отрывной, он вместе с приложенными к нему документами является отчетом кассира. Отчет составляется в зависимости от объема записей или еженедельно, или раз в 3-5 дней.
Наличные деньги хранятся в сейфе. Наличные деньги учитываются на активном балансовом счете 50 «Касса». Сальдо (дебетовое) означает сумму наличных денег в кассе. Приход их отражается по дебету, расход по кредиту.
Рисунок №7
2.3 Наличные расчеты с применением ККТ
Наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
При вводе кассового аппарата в эксплуатацию помимо соответствующих документов на принятие к учету кассового аппарата как основного средства необходимо оформить Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули (Форма КМ-1)
Далее на введенный в эксплуатацию кассовый аппарат открывается Журнал кассира-операциониста (КМ-4), предназначенный для отражения операций по движению денег. В течение рабочего дня кассир принимает деньги от покупателей и одновременно пробивает на кассовом аппарате кассовый чек, которые погашается путем надрыва и выдается покупателю.
Порядок приема денег:
кассир называет сумму к оплате
кассир получает деньги от покупателя, называет полученную сумму и кладет их отдельно на виду у покупателя
кассир печатает чек
кассир называет сумму сдачи и выдает ее покупателю вместе с чеком.
В случаях, когда покупатель желает вернуть товар, кассир возвращает ему денежные средства из кассы и оформляет Акт о возврате денежных сумм покупателям (форма КМ-3)
По итогам рабочего дня кассир должен снять с кассового аппарата Z-отчет, показывающий общую сумму выручки за день и заполнить форму КМ-6(Справка отчет кассира-операциониста), в которой регистрируются показатели счетчиков кассового аппарата. В случае, если у организации несколько кассовых аппаратов, старший кассир заполняет Сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручки организации по форме КМ-7.
В случае неисправности кассового аппарата его передают в ремонт, предварительно оформив Акт по форме КМ-2 о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию.
2.4.Особенности приема наличных денежных средств при применении ККТ
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-Ф3 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", любые наличные денежные расчеты (в то числе между организациями) должны оформляться исключительно с использованием контрольно-кассовой техники, то есть на сумму полученных денег в обязательном порядке пробивается чек ККТ.
3акон N 54-Ф3 требует только чек. Порядок же требует оформления приходного ордера. В Письме МНС России от 12.05.2004 N 33-0-11/330 сделан вывод о том, что в соответствии с действующим законодательством при расчетах между организациями на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном порядке пробивается кассовый чек и выписывается приходный кассовый ордер. Аналогичное мнение содержится в Письмах УФНС России по г. Москве от 22.06.2005 N 22-12/44690 и УМНС России по г. Москве от 20.10.2003 N 29-12/58566, от 23.07.2003 N 29-08/41041.
Однако Минфин России в Письме от 20.05.2005 N 03-04-11/116 разъяснил, что в случае выдачи организации, приобретающей товары за наличный расчет, кассового чека с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость оформлять квитанцию к приходному кассовому ордеру нет необходимости.
Кроме того, в силу п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, при реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.
Следовательно, оформление же одновременно с чеком приходного ордера, равно как и неоформление оного, нарушением не является.
Таким образом, организация имеет право для удобства расчетов выдать и кассовый чек ККТ, и приходный кассовый ордер.
Чтобы избежать двойного учета выручки, организации нужно после снятия z-отчета с контрольно-кассовой машины в кассовой книге отражать выручку за минусом сумм, на которые уже выписаны приходные кассовые ордера, так как они уже отражены в кассовой книге.
При оказании услуг населению вместо применения ККТ наличные денежные расчеты могут оформляться бланками строгой отчетности в соответствии с порядком, который определяется Правительством РФ. Основанием служит п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2005 N А56-41961/04 указано на то, что приходный кассовый ордер не может использоваться как бланк строгой отчетности при расчетах наличными с населением.
Подобное оформление приема наличной оплаты будет расценено проверяющими как неприменение контрольно-кассовой техники. В результате компания может быть при влечена к ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (сумма штрафа от З000 до 4000 руб. - для должностных лиц и от З0 000 до 40 000 руб. - для организаций).
Таким образом, применять приходный кассовый ордер вместо чека ККТ нельзя, так как он не является бланком строгой отчетности.
2.5 Учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетными лицами считаются работники предприятия, получившие авансом наличные деньги из кассы предприятия на хозяйственные, командировочные расходы на приобретение материалов. Список должностей и лиц, имеющих право получать наличные деньги в кассе на хозяйственные и другие расходы, утверждаются руководителем предприятия, а командировочные выдаются на основе его приказа.
Служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (места расположения предприятия). Размер сумм, выдаваемых на командировочные расходы, ограничивается сроком командировки и местом ее назначения, так как оплате подлежит стоимость проезда в оба конца, суточные и квартирные.
Порядок и условия служебных командировок устанавливаются Постановлением Правительства РФ «О нормах возмещения командировочных расходов» от 11 февраля 1992 г. №122.
Так, оплата суточных сейчас составляет с последующими изменениями и дополнениями 100 руб. на каждый день, расходы по найму жилого помещения – не более чем 550 руб. в сутки.
Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Нормальной считается задолженность подотчетного лица перед предприятием, пока не истекли срок командировки и представления отчета по полученным начисленным суммам. Эта задолженность отражается по дебету счета 71, а ее погашение - по кредиту. Если не все выданные деньги израсходованы, то их остаток возвращается в кассу предприятия, дебет счета 50 «Касса», кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Если деньги перерасходованы, и эти расходы подтверждены документами и утверждены руководителем предприятия, то из кассы будут выданы деньги в возмещение перерасхода.
В любом случае подотчетное лица составляет авансовый отчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие расходы (билеты на транспорт, счета гостиниц, магазинов и т.д.)
Согласно «Рекомендациям по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях», учет расчетов с подотчетными лицами можно вести на 76 счете, выделив для этого отдельный субсчет.
2.6 Основные бухгалтерские проводки по учету кассовых операций
Синтетический учет поступления и выдачи наличных денег ведется на активном балансовом счете 50 «Касса».
Сальдо по счету 50 «Касса» показывает остаток наличных денег в кассе на начало месяца. Оборот по дебету – поступление денег с расчетного счета, оплату наличными за реализацию продукции, сдачу неиспользованной части подотчетной суммы и т.д. Оборот по кредиту – расходование наличных денег.
Таблица №3 «Примеры учета операций при расчетах по кассовым операциям»
Дебет | Кредит | Содержание хозяйственных операций | Первичные документы |
50-1 | 50-2 | Переданы денежные средства из операционной кассы в кассу организации. | № КО-1 "Приходный кассовый ордер", № КМ-4 "Журнал кассира-операциониста", № КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста". |
50 | 51 | Получены денежные средства в кассу расчетного счета. | № КО-1 "Приходный кассовый ордер", Выписка банка по расчетному счету, Корешок чека на получение наличных денежных средств с расчетного счета. |
50 | 62 | Получен аванс наличными в счет поставки товаров (работ, услуг). | № КО-1 "Приходный кассовый ордер", Чек ККМ. |
50 | 62 | Отражена продажа продукции за наличный расчет (с применением счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"). | № КО-1 "Приходный кассовый ордер", Чек ККМ. |
50 | 70 | Отражен возврат в кассу излишне выданных сумм оплаты труда. | № КО-1 "Приходный кассовый ордер" |
50 | 71 | Возвращены в кассу неизрасходованные подотчетные суммы. | № КО-1 "Приходный кассовый ордер" |
50 | 73-2 | Поступили платежи от работников в погашение материального ущерба, причиненного ими. | № КО-1 "Приходный кассовый ордер" |
50 | 73-1 | Поступили платежи от работников по выданным займам. | № КО-1 "Приходный кассовый ордер" |
50 | 75-1 | Отражен взнос учредителями вкладов в уставный капитал организации наличными средствами. | Учредительные документы, № КО-1 "Приходный кассовый ордер" |
50 | 76-2 | Поступили в кассу суммы по ранее предъявленным претензиям. | № КО-1 "Приходный кассовый ордер" |
70 | 50 | Выдана из кассы заработная плата. | № КО-2 "Расходный кассовый ордер", № Т-53 "Платежная ведомость". |
71 | 50 | Выданы из кассы подотчетные | № КО-2 "Расходный кассовый ордер" |
73-1 | 50 | Выдан заем работникам. | № КО-2 "Расходный кассовый ордер" |
75-2 | 50 | Выплачены из кассы доходы от участия в организации лицам, не являющимся работниками организации. | № КО-2 "Расходный кассовый ордер" |
76-3 | 50 | Выданы денежные средства в погашение убытков от совместной деятельности. | № КО-2 "Расходный кассовый ордер" |
79-2 | 50 | Выданы денежные средства структурным подразделениями организации. | № КО-2 "Расходный кассовый ордер" |
81 | 50 | Выкуплены за наличный расчет собственные акции у акционеров. | № КО-2 "Расходный кассовый ордер" |
94 | 50 | Отражена недостача денежных средств в кассе. | № ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств", № ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией" |
ГЛАВА 3. ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
3. Отчет о движении денежных средств.
Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации. Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Одним из главных отчетов является отчет о движении денежных средств, который имеет важное значение для контроля за финансовой деятельностью организации. Справочные сведения отчета по наличному расчету, из них с применением ККT (Контрольно-кассовой техники), позволяют контролировать наличный поток денежных средств.
Отчет о движении денежных средств должен содержать сведения о потоках денежных средств (поступлении, направлении денежных средств) с учетом остатков на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей инвестиционной и финансовой деятельности.
Сведения о движении денежных средств, отражаемых на соответствующих счетах учета денежных средств, находящихся в кассе организации, на расчетных, валютных, специальных счетах, приводят нарастающим итогом с начала года и предоставляют в валюте Российской Федерации Отчет о движении денежных средств должен раскрывать информацию о денежных потоках организации, характеризующих источники поступления денежных средств и направления их расходования. Такие данные необходимы как собственникам, так и кредиторам. Собственники, располагая информацией о денежных потоках, имеют возможность более обоснованно подойти к разработке политики распределения и использования прибыли. Кредиторы могут составлять заключение о достаточности средств у потенциального заемщика и его способности генерировать денежные средства, необходимые для погашения обязательств.
Организации составляют отчет о движении капитала по форме № 4 ОКУД 0710004, Приказ Минфина Российской Федерации от 02.07.2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011) (утв. приказом Минфина РФ от 2 февраля 2011 г. N 11н) в рублях.
Этот отчёт прямо или косвенно отражает денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода. Он может быть составлен любой компанией независимо от её размера, структуры, отрасли. Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый анализ компании.
Образец отчета о движении денежных средств.
Рисунок №8
Заключение
Денежные средства являются «тонким местом» для злоупотреблений, как со стороны сотрудников организации, так и сторонних лиц. Поэтому в данной курсовой работе хотелось показать что, детальный и оперативный учет движения денежных средств с максимальным уровнем детализации крайне необходим. Требования по оперативности к учету денежных средств выше, чем к другим видам учета.
Постановка оперативного и прозрачного учета наличных и безналичных денежных средств является одной из основных задач, которую решают бухгалтера.
В этой курсовой работе рассмотрены вопросы учета и анализа движения денежных средств на предприятии.
Денежные средства необходимы для осуществления организацией любой основной деятельности (производственной, посреднической, коммерческой и т. д.). Денежные средства организации образуются при продаже готовой продукции, товаров, от оказания сервисных и иных услуг, а также в виде поступлений от операций с ценными бумагами и т. д. Управление потоком денежных средств заключается в оптимизации (минимизации) величины денежных средств, находящихся на счетах предприятия, с целью реализации целевых приоритетов деятельности, а также оптимизации величины текущих платежных средств.
Задачей управления денежным потоком также является осуществление кругооборота денежных активов, их бесперебойное и оперативное перетекание в товарную, производительную и вновь в денежную форму. Целью является и оптимизация остатка денежных средств. Эти средства должны соответствовать долговременной и текущей потребности в них.
1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011)
2. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» от 31 октября 2000г. №94-н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)
3.Приказ Минфина РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ" (ПБУ 23/2011) от 2 февраля 2011 г. N 11н
4.Приказ Минфина «О ТИПОВЫХ ФОРМАХ КВАРТАЛЬНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИОРГАНИЗАЦИЙ И УКАЗАНИЯХ ПО ИХ ЗАПОЛНЕНИЮ В 1996 ГОДУ» от 27 марта 1996 г. N 31 (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.01.2001 N 7н)
5.Письмо Банка России от 4 октября 1993 г. N 18 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (в ред. письма ЦБ РФ от 26.02.96 N 247)
6.Положение Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У от 31.10.2002 N 1201-У)
"О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации"
7.«ПОЛОЖЕНИЕ О БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» утвержденных Банком России от 3 октября 2002 г. N 2-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У,от 11.06.2004 N 1442-У, от 02.05.2007 N 1823-У,от 22.01.2008 N 1964-У)
8. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.12.2010) 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках
9.Богатая И.Н. Бухучет: Серия «Высший балл». Ростов
10.Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии:
Эффективная настольная книга по бухгалтерскому учету. Москва:
«КНОРУС»; Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2006. – 1160 с.
11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. – М.: ИНФА- М, 2008.
12. Корнева Г.В. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.
13. Бородин В.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов (Гриф МО РФ). -3-е Изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2006.
14. Сапожникова Н.Г Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: Кнорус, 2008