Учет денежных средств на валютных счетах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы – изучение основ учета денежных средств на валютных счетах. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- изучение теоретических основ учета денежных средств на валютных счетах, в том числе характеристика учета денежных средств валютном счете, определение его задач, рассмотрение нормативного регулирования;
- изучение методических основ учета на валютных счетах;
- введения первичного, аналитического и синтетического учета;
- изучить перечень нормативных документов по учету денежных средств на валютном счете в банке.

Файлы: 1 файл

бу.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Учет операций на валютном счете на ОАО «Полоцком комбинате хлебопродуктов» ведется на основании выписок банков из открытых у них валютных счетов организации и приложенных к ним расчетно-денежных документов, полученных от других организаций, а также платежное поручение.

Выписка банка по валютному счету  представляет собой регистр аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.

Расчетные  документы,  в  том  числе  напечатанные с помощью технических    средств,    должны    соответствовать     требованиям установленных   стандартов   и   содержать   следующие  обязательные реквизиты:

а) наименование,   номер   расчетного   документа,   дату   его составления. 

б) наименование   банка  плательщика,  его  условный  номер  по межбанковским расчетам,  вместо  наименования  банка  плательщика  в тексте документа может быть проставлено и его фирменное обозначение, наименование плательщика, номер его счета в банке;

в) наименование получателя средств,  номер его счета  в  банке, номер   банка-получателя   средств,   наименование  банка-получателя средств,  его  корреспондентский  счет  (в  чеке  не   указывается).

Допускается   рациональное  сокращение  наименования  плательщика  и получателя средств, не затрудняющее расчеты банков и клиентов;

г) назначение  платежа  (в  чеке  не  указывается).  Наряду   с текстовым наименованием можно проставлять кодовое обозначение;

д) сумму платежа, обозначенную цифрами  и прописью;

е) первые экземпляры всех платежных  документов (а  также первые два экземпляра акцептованных поручений) заверяются оттиском печати и подписями  предприятия  (организации),  согласно  заявленным  в банк образцам подписей и печатей.

Платежное  поручение представляет собой  поручение  предприятия  обслуживающему  банку  о перечислении  определенной  суммы  со  своего  счета на счет другого предприятия в  том  же  или  другом  одногороднем  либо  иногороднем учреждении банка.

Поручением могут производиться:

а) расчеты за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного  или  иного документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг;

б) расчеты по нетоварным операциям;

в) предварительная   оплата   товаров   и   услуг   в  случаях, предусмотренных  в  нормативных  актах,  в  договоре,  а  также  при применении   предварительной   оплаты   как   меры   воздействия   к неисправному плательщику.

г) авансовые     платежи     в     случаях,     предусмотренных законодательством  или  договором.  В  этих  случаях  в   поручениях делается ссылка на соответствующий нормативный акт или договор.

Поручения  действительны  в  течение  десяти  дней  со  дня выписки (день выписки в расчет не принимается).

Платежные поручения представляются в банк в  трех  экземплярах.

Первый экземпляр  служит  мемориальным  ордером в банке плательщика, второй - направляется получателю для приложения  к  выписке  из  его счета. Третий  экземпляр  выдается  плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Аналитический и синтетический учет денежных средств на валютных счетах.

 

Аналитический учет денежных средств на валютном счете ведется в банковских выписках по каждому валютному счету, в которых движение валюты отображается по номиналу и в рублевом эквиваленте по официальному курсу.

Синтетический учет операций на валютном счете ведется на счете 52. Синтетический  учет операций по счету 52 ведется в журнале-ордере №2/1 на основании банковских выписок по валютным счетам.

Итоги журнала-ордера №2/1 после сверки с другими регистрами бухгалтерского учета переносят в главную книгу в рублевом эквиваленте, с отражением курсовых разниц.

Счет 52 "Валютные счета" предназначен для обобщения информации о наличии  и движении денежных средств в  иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в банках.

Поступление денежных средств в  иностранных валютах на валютные счета отражается по дебету счета 52 "Валютные счета". Списание денежных средств в иностранных валютах с валютных счетов организации отражается кредиту счета 52 "Валютные счета" [4].

Рассмотрим типовые корреспонденции  счетов по учету денежных средств  на валютном счете в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Типовая корреспонденция  счетов по учету денежных средств  на валютном счете

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

2

3

Возврат из кассы неиспользованных сумм командировочных расходов и  зачисление их на валютный счет

52

50

Зачисление на текущий  валютный счет валютных средств, оставшихся после обязательной продажи

52

52

Зачисление неиспользованных средств с открытого ранее  аккредитива

52

55

Зачисление неиспользованных средств со специального карточного счета

52

55

Зачисление неиспользованных средств с открытых депозитных счетов в инвалюте

52

55

Зачисление неиспользованного остатка денежных средств по чекам

52

55

Зачисление купленных  валютных средств на валютный счет

52

57

Возврат предоставленного ранее займа от заемщика

52

58

Погашение стоимости  долговых бумаг

52

58

Возврат ранее выданного  валютного аванса от поставщиков

52

60

Возмещение поставщиками стоимости недостачи материальных ценностей

52

60

Зачисление валютной выручки на валютный счет при учете  реализации по мере отгрузки

52

62

Зачисление валютного  аванса от покупателей и заказчиков

52

62

Отражение номинальной стоимости облигаций, если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость

52

66

Отражение в учете  операций учета векселей и иных долговых обязательств организацией-векселедержателем  – фактически полученные суммы

52

66

Зачисление краткосрочных валютных кредитов и займов

52

66

Зачисление долгосрочных валютных кредитов и займов

52

67

Возврат излишне перечисленных  сумм налогов и сборов

52

68

Возврат излишне перечисленных  отчислений в ФСЗН

52

69

Зачисление от подотчетного лица валютных сумм, не использованных им по назначению, с текущих счетов работника на счета организации

52

71

Поступление от работника  валютных денежных средств в счет погашения займа

52

73

Поступление от работника  валютных денежных средств в счет возмещения материального ущерба

52

73

Погашение задолженности  по вкладам иностранного учредителя в уставный фонд

52

75

Погашение дебиторской  задолженности

52

76

Поступление инвалюты по претензиям

52

76

Зачисление валютных средств на счет участника, ведущего общие дела по договору простого товарищества

52

80

Поступление валютных денежных средств в качестве целевого финансирования

52

86

Поступление валютной выручки  от покупателей и заказчиков на валютный счет при методе учета выручки  по оплате по текущей деятельности организации

52

90

Поступление валютной выручки  от покупателей и заказчиков на валютный счет по прочим доходам и расходам

52

91

Поступление доходов. Полученных в счет будущих периодов

52

98

Отражение сумм НДС, уплаченных при ввозе имущества на таможенную территорию РБ с валютных счетов

18

52

Получение в кассу  наличной валюты

50

52

Перечисление валютных средств на открытие аккредитива, корпоративной  пластиковой карточки

55

52

Перечисление валютных денежных средств, подлежащих обязательной продаже, конвертации

57

52

Предоставление займов другим предприятиям

58

52

Оплата приобретенных  ценных бумаг других предприятий

58

52

Перечисление валютных средств в виде вкладов в уставные фонды

58

52

Перечисление валюты нерезидентам РБ

60

52

Перечисление авансов иностранным поставщикам

60

52

Погашение кредиторской задолженности покупателям и  заказчикам за непоставленные ТМЦ или  невыполненные работы

62

52

Погашение краткосрочных  кредитов и займов, полученных в  иностранной валюте

66

52

Погашение долгосрочных кредитов и займов, полученных в иностранной валюте

67

52

Перечисление задолженности  перед бюджетом в иностранной  валюте

68

52

Перечисление средств  в ФСЗН в иностранной валюте

69

52

Перечисление сумм по оплате труда работникам

70

52

Выдача сумм под отчет на командировочные расходы

71

52

Перечисление на счета  работников сумм предоставленного работникам организации займа

73

52

Перечисление дивидендов иностранным учредителям

75

52

Перечисление штрафов, пени и неустойки иностранному партнеру за невыполнение поставок

76

52

Погашение кредиторской задолженности

76

52

Перечисление денежных средств с валютного счета  участникам при возврате вкладов  при прекращении договора простого товарищества

80

52


Источник: собственная разработка, на основании нормативно-законодательных актов [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Инвентаризация денежных средств на валютных  счетах.

 

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию активов  и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче активов государственного унитарного предприятия в аренду, их купле-продаже;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения и (или) порчи активов;

- в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

- стоимость излишков активов при принятии их на бухгалтерский учет определяется на дату проведения инвентаризации на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность, или документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, а соответствующая денежная сумма относится в коммерческой организации на внереализационные доходы, в некоммерческой организации – на увеличение доходов (источников финансирования);

- недостача активов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации списывается в коммерческой организации на затраты по видам деятельности, в некоммерческой организации – на увеличение расходов;

- недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи активов и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на внереализационные расходы, в некоммерческой организации – на увеличение расходов.

Руководитель организации  издает приказ о проведении инвентаризации. Приказом руководителя организации предусматривается создание инвентаризационной комиссии.

Перед началом проведения инвентаризации устанавливается: какие валютные счета и в каких кредитных учреждениях имеет организация. С этой целью изучаются все имеющиеся договоры о банковском обслуживании. При этом необходимо подтвердить законность и целесообразность открытия счета и использования той или иной формы расчетов. Использование форм расчетов зависит от местонахождения поставщика и покупателя.

В процессе инвентаризации необходимо сопоставить условия договора на открытие валютного счета с данными синтетического учета, подтверждающего остатки валютных денежных средств на счетах организации.

При инвентаризации средств  на валютном счете проверяется правильность пересчета сальдо в валюте в рубли на основании официального курса рубля, установленного НБ РБ.

Инвентаризация валютных денежных средств, находящихся в банках, производиться путем сверки остатков сумм по дебету счетов, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банка (конечным сальдо по выпискам банков). Организация должна получить у банка подтверждение сумм, числящихся на ее счетах. Одновременно осуществляется сверка соответствия сумм остатков в аналитическом и синтетическом учете с сальдо счетов в бухгалтерском балансе. При инвентаризации проверяется тождественность оборотов по дебету и кредиту счетов данным, содержащимся в выписках банка.

Инвентаризационная комиссия должна сверить выписки банка  с приложенными оправдательными  документами, в которых устанавливает правильность сумм, указанных в выписке.

Достоверность выписок  инвентаризационная комиссия определяет путем проверки всех их реквизитов. При наличии исправлений необходимо провести встречную сверку данных выписок  с записями в первом экземпляре лицевого счета, находящегося в банке.

В процессе инвентаризации следует убедиться в достоверности  и подлинности всех денежно-расчетных  документов. В случае возникновения  сомнений проводится встречная сверка денежно-расчетных документов подколотых к выписке банка, хранящихся у организации, с документами, находящимися в банке или у контрагента по операции [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Совершенствование учета денежных средств на валютных счетах.

Любое предприятие должно располагать  финансовыми ресурсами для того, чтобы осуществлять текущую деятельность, инвестировать средства в свое развитие. В настоящее время острейшей проблемой предприятий является нехватка оборотных средств. Для многих предприятий дефицит оборотных средств порожден внешними причинами, такими как инфляция, обесценивающая оборотные средства, замедление оборачиваемости средств, продолжительность сроков расчетов, и другими, обусловливающими необеспеченность сохранности денежных средств. В результате влияния внешних причин денежные средства не успевают возмещаться.

Кроме того, имеется ряд внутренних причин, таких как: низкая рентабельность, недостаточно эффективное управление оборотным капиталом, необоснованная кредитная политика, принимаемая предприятием.

Иногда предприятие вынуждено  прибегать к использованию значительных заемных средств, что, в свою очередь, в последующем приводит к «проеданию» оборотных средств кредитом.

Вышесказанное негативно отражается на платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Выживание  предприятия сегодня зависит  от умения правильно выбрать экономические  ориентиры и достичь поставленной цели.

Исследуемое предприятие существует на рынке сравнительно недавно, поэтому движение денежных средств происходит только по текущей деятельности. Денежные оттоки организации от текущей деятельности связаны с оплатой приобретенных товаров, сырья, материалов, услуг производственного характера; выплатой заработной платы.

В общем и целом учет денежных средств на предприятии соответствует  современным требованиям по его  ведению и отражению в финансовой, статистической и иной отчетности предприятия. Отчетность предприятия, отражающая денежные операции, признается достоверной.

В ходе проведения исследования организации  учета денежных операций были выявлен  такой недостаток, как: обработка  денежных документов вручную, хотя уже установлена соответствующая программа, в которой сейчас и производится оформление денежных расчетных операций.

В настоящее время на предприятии  внедрена система автоматизации  учета на основе типовой конфигурации программы «1С: Бухгалтерия», что  позволяет использовать реализованные  в типовой конфигурации схемы учета и интегрироваться с другими компонентами системы программ «1С: Предприятие». Поэтому новая версия «1С: Предприятие», которое имеет очень хорошую поддержку со стороны разработчика, рекомендуется к внедрению на рассматриваемом предприятии с учетом доработки базового пакета силами фирмы-разработчика, специализирующейся на сопровождении указанной программы и осуществляющей комплексное внедрение с учетом пожеланий заказчика.

Информация о работе Учет денежных средств на валютных счетах