Учет и анализ нематериальных активов на примере ТОО «СПВГ-ПЛАСТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является ведение бухгалтерского учета в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимость рассмотрения вопросов учета нематериальных активов.
В данной работе рассмотрены следующие задачи для достижения и поставленной цели:
- порядок ведения учета нематериальных активов;
- порядок анализа нематериальных активов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ…5
1.1 Понятие и виды нематериальных активов…………………………...5-8
1.2 Классификация нематериальных активов……………………………8-15
1.3 Учет поступления и выбытия нематериальных активов……………15-18
1.4 Учет амортизации нематериальных активов………………………...18-21
2. АНАЛИЗ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТОО «СПВГ-ПЛАСТ»………………………………………..22
2.1Общая характеристика деятельности ТОО «СПВГ-ПЛАСТ»……….22-24
2.2 Анализ нематериальных активов ТОО «СПВГ-ПЛАСТ»…………..24-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсоваяА.docx

— 79.18 Кб (Скачать файл)

     Под нематериальными активами понимают объекты долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющие материально-вещественного содержания, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.

К нематериальным активам  относят права, возникающие:

- из авторских и иных  договоров на произведения науки,  литературы, искусства и объекты  смежных прав, на программы для  ЭВМ, базы данных и др.;

- из патентов на изобретения,  промышленные образцы, селекционные  достижения;

- из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- из прав на «ноу-хау» и др.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования  земельными участками, природными ресурсами  и организационные расходы, связанные  с созданием предприятия [9].

 

1.2 Классификация нематериальных активов

 

В зависимости от назначения и функций, выполняемых в финансово  – хозяйственной деятельности, нематериальные активы в международной практике подразделяются на пять основных групп:

1) права на объекты  промышленной (производственной) собственности,  возникающие из патентов на  изобретения, промышленные образцы,  селекционные достижения, из свидетельств  на полезные модели, товарные  знаки и знаки обслуживания  или лицензионных договоров, договоров  на их использование;

2) права на интеллектуальную  собственность, возникающие из  авторских и иных договоров.

В соответствии со статьей 961 Гражданского Кодекса Республики Казахстан  к объектам права интеллектуальной собственности относятся:

- результаты интеллектуальной  творческой деятельности: произведения  науки, литературы и искусства;  исполнения, фонограммы и передачи  организаций вещания; изобретения,  полезные модели, промышленные образцы;  селекционные достижения; топологий  интегральных микросхем; нераскрытая  информация, в том числе секреты  производства («ноу-хау»); другие результаты  интеллектуальной творческой деятельности  в случаях, предусмотренных Гражданским  Кодексом или иными законодательными  актами;

- средства индивидуализации  участников гражданского оборота,  товаров, работ, услуг: фирменные  наименования; товарные знаки (знаки  обслуживания); наименование мест  происхождения (указания происхождения)  товаров; другие средства индивидуализации  участников гражданского оборота,  товаров и услуг в случаях,  предусмотренных Гражданским Кодексом  и законодательными актами [3].

3) права на «ноу-хау»  и др.;

4) имущественные права.  К имущественным правам относятся:  права пользования землей, водными  ресурсами, недрами, имуществом, квартирами, лицензиями и др.;

5) организационные расходы – это расходы, возникающие в период создания и регистрации предприятия. В них включаются затраты на рекламу, оплата услуг юридической фирмы по подготовке учредительных документов и регистрации предприятия; государственная пошлина за регистрацию; сбор за государственную регистрацию предприятия; оплата за изготовление печати, штампов; за открытие счета в банке, за нотариально заверенные образцы подписей; за размножение учредительных документов; расходы по получению специального разрешения по осуществлению в соответствии с законодательством отдельных видов деятельности и подобные расходы, признанные в соответствии с учредительными документами вкладов учредителей в уставный капитал [6].

В зависимости от принадлежности нематериальные активы можно подразделить на четыре группы:

1) нематериальные активы, связанные с производством. К ним относятся: «ноу-хау»; права на объекты промышленной (производственной) собственности; права на использование производственной информации; технологии интегральных микросхем; промышленные образцы, селекционные достижения; организационные расходы; программное обеспечение ЭВМ и базы данных; права пользования природными ресурсами;

2) нематериальные активы, связанные с торговой (коммерческой) деятельностью. В данную группу входят: товарные знаки и знаки обслуживания; торговые марки; наименование места происхождения товара; организационные расходы; программное обеспечение ЭВМ и базы данных и другие;

3) нематериальные активы, связанные с правилами пользования. В эту группу включают права на изобретение; патенты; лицензия; франшиза; промышленные образцы и др.;

4) другие виды нематериальных активов. Сюда входят: гудвилл (цена фирмы); интеллектуальная собственность и др.

Рассмотрим содержание основных видов нематериальных активов, которые  используются в процессе финансово  – хозяйственной деятельности торговых организаций [12].

Товарные знаки и знаки  обслуживания (далее товарный знак) – это обозначение, зарегистрированное в соответствии с Законом Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 26 июля 1999 года № 456-1, или охраняемое без регистрации  в силу международных договоров, в которых участвует Республика Казахстан, служащее для отличия  товаров (услуг) (далее - товары) одних  юридических или физических лиц. Право на товарный знак предоставляется на основании регистрации в установленном вышеуказанным Законом порядке любым юридическим или физическими лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Владелец товарного знака имеет исключительное право использования и распоряжения принадлежащим ему товарным знаком в отношении указанных в свидетельстве товаров, и никто не может использовать его без согласия владельца.

В качестве товарного знака  могут быть зарегистрированы изобразительные, словесные, буквенные, цифровые, объемные и иные обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании, позволяющие различать  товары одних лиц от однородных товаров  других лиц. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих исключительно из обозначений, не обладающих различительной способностью, в частности: вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность товаров, а также на место и время из производства или сбыта; представляющих натуральное или схематическое изображение товаров, для которых и спрашивается регистрация; представляющих собою исключительно цвет. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие государственные гербы, флаги и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, олимпийские символики, награды и другие знаки отличия, а также обозначения, сходные с ними до степени смешения [2].

Для регистрации товарного  знака подается заявка одним или  несколькими заявителями в Казпатент. Заявка на регистрацию коллективного товарного знака подается от имени объединения в соответствии с соглашением его участников об использовании коллективного товарного знака. Заявка должна относиться к одному товарному знаку и представлена на типовом бланке на государственном и (или) русском языке и содержать: просьбу о регистрации обозначения в качестве товарного с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства; заявляемое обозначение; перечень товаров, для которых, и спрашивается регистрация товарного знака, в соответствии с Международной классификацией товаров.

Казпатент проводит экспертизу заявки поэтапно:

-  предварительная экспертиза – в течение двух месяцев с даты поступления заявки, в ходе которой проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов в соответствии с установленными законодательством требованиями;

-  полная экспертиза – в течение двенадцати месяцев с даты подачи заявки, в ходе которой проверяется соответствие заявляемого обозначения установленным законодательством требованиям.

По результатам полной экспертизы Казпатент принимает решение о регистрации товарного знака или отказе в регистрации в виде мотивированного заключения. Решение о регистрации может относиться ко всему перечню товаров либо к их части.

Регистрация товарных знаков производится в Государственном  реестре товарных знаков и действует  в течение десяти лет с даты подачи заявки и может быть продлен каждый раз на десять лет по ходатайству владельца, поданному в течение последнего года ее действия.

На зарегистрированный в  соответствии с действующим законодательством  товарный знак выдается свидетельство  установленного образца, которое удостоверяет факт регистрации товарного знака, его приоритет, исключительное право  владельца на товарный знак в отношении  указанных в свидетельстве товаров.

Исключительно право на товарный знак в отношении всех указанных  в свидетельстве товаров либо их части может быть передано владельцам (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. Лицензионный договор, разрешающий лицензиату использование  товарного знака, должен содержать  условие о том, что качество товаров  будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар имеет право  осуществлять контроль за выполнением этого условия. Переход права на товарный знак, в том числе его передача по договору или в порядке правопреемства должны быть оформлены в письменной форме и зарегистрированы в Казпатенте.

Владелец свидетельства  на товарный знак может производить  рядом с товарным знаком предупредительную  маркировку в виде латинской буквы R, либо словесных обозначений «тауар танбасы», «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что используемое обозначение является зарегистрированным в Республике Казахстан товарным знаком.

Наименование места происхождения  товара. В качестве наименований мест происхождения товаров могут  быть зарегистрированы названия стран, населенных пунктов, местностей, включая  их исторические названия, а также  названия других географических объектов или их сочетания с видовыми наименованиями товаров.

Регистрация наименования места  происхождения товара и предоставление права использования наименованием  места происхождения товара производится Казпатентом в Государственном регистре наименований мест происхождения товаров на основании решения экспертизы. На зарегистрированное в соответствии с законодательством наименование места происхождения товара выдается свидетельство установленного Казпатентом образца, которое удостоверяет факт регистрации наименования места происхождения товара и исключительно право владельца на его использование в отношении товара, указанного в свидетельстве.

Владелец права пользования  наименованием места происхождения  товара может производить рядом  с наименованием места происхождения  товара предупредительную маркировку в виде латинской R, словесных обозначений «Тауар шығарылған жердін тіркелген атауы», «Зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «рег. НМПТ» [14].

Товарный знак и наименование места происхождения товара являются действенным инструментом конкуренции. При этом, если наименование места происхождения всегда гарантирует особые элитарные, иногда уникальные свойства товара, то товарному знаку для выполнения этой роли необходимо максимально долгое время сохранять к маркируемому им товару интерес, благодаря постоянному повышению качества товара. Предприятия, экспортирующие продукцию, должны понимать, что ее обозначение защищенными в стране поставки товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров будет определяющим в формировании к изготовителю и товару интереса со стороны торговых партнеров, идеальным средством проникновения на внешний рынок и укрепления на нем своих позиций.

Следует иметь в виду, что предприятия, экспортирующие продукцию, должны заботиться о защите своих  товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, так как  отсутствие такой защиты может привести к случайным коллизиям, являющимся следствием недобросовестной конкуренции. Что касается географических обозначений, среди которых могут быть выявлены и наименования мест происхождения  товаров, то их неправомерное использование  довольно широко распространено во всем мире. Широкое применение товарных знаков и наименований мест происхождения товаров обеспечивает предприятию и товару желаемую известность. Выполняя функцию рекламного средства, эти объекты расширяют возможности коммерческой реализации товаров, увеличивают число покупателей. Правовые, экономические и организационные отношения, возникающие в связи с охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, регулируются Законом Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Патенты – это документ, свидетельствующий на исключительное право, признанное и зарегистрированное юридически. Патентное право позволяет владельцу использовать, производить, продавать и контролировать изделие, процесс или деятельность, на которые распространяется патент при невмешательстве со стороны других лиц. В частности, в торговле патент дает право владельцу заниматься закупкой, хранением, подработкой и реализацией товаров, т.е. торговой деятельностью. При выдаче патента взимается патентная пошлина.

Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны объектов промышленной собственности  необходима их регистрация по установленной  процедуре в соответствующих  органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий. К  объектам, регулируемым патентным правом относят:

Информация о работе Учет и анализ нематериальных активов на примере ТОО «СПВГ-ПЛАСТ»