Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение учета и анализа налогов уплачиваемых в бюджет Калинковичским райпо, выработка предложений по их совершенствованию.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания дипломной работы, а именно:

— изучить экономическую сущность налогов;

— исследовать организацию учета расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

 

     

Для целей налогового учета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) в составе форм бухгалтерской  отчетности

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Виды и учет налогового  кредита

 

 

 

Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана  государственная поддержка в  виде изменения установленного законодательством  срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней индивидуально, в порядке, определяемом Президентом РБ, что  определено ст.43 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК).

 

Порядок и условия предоставления государственной поддержки в  виде изменения сроков уплаты налогов  определены Декретом Президента РБ от 19.04.2002 № 11 «Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании  государственной поддержки юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями) и Указом Президента РБ от 24.09.2002 № 493 «О некоторых мерах государственной  поддержки юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями), которым утверждены Положение о порядке предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов и таможенных платежей и Положение о порядке предоставления налогового кредита.

 

Согласно данным документам изменение срока уплаты налогов  может осуществляться в виде отсрочки с единовременной уплатой суммы  налогов, рассрочки с поэтапной  уплатой суммы налогов и налогового кредита с единовременной либо поэтапной  уплатой суммы налогов в период действия этого кредита.

 

Следует отметить, что отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин и пени (далее - платежей) либо налоговый кредит по платежам в республиканский бюджет предоставляются юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям только по решению Президента РБ. Что касается платежей, поступающих в местные бюджеты, то Декретом Президента РБ от 23.06.2004 № 5 «О внесении дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2002 г. № 11» право предоставления государственной поддержки по этим платежам делегировано областным и Минскому городскому Советам депутатов.

 

Отсрочка или рассрочка  по уплате налогов может быть предоставлена  при наличии одного из следующих  оснований:

 

-  угрозы экономической  несостоятельности (банкротства);

 

-  задержки финансирования  из бюджета, в т.ч. оплаты  выполненного государственного  заказа;

 

-  если производство  и (или) реализация товаров  (работ, услуг) носят сезонный  характер;

 

-  в случае причинения  ущерба в результате стихийного  бедствия, технологической катастрофы  или иных обстоятельств непреодолимой  силы.

 

Отсрочка и (или) рассрочка  может быть предоставлена в отношении  всех подлежащих уплате сумм налогов  и пени либо их части по одному или  нескольким видам платежей в бюджет на срок не более одного года, если иное не установлено Президентом РБ.

 

По платежам, поступающим  в государственные целевые бюджетные  фонды, отсрочка и (или) рассрочка не предоставляется.

 

При этом, если отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов и пени предоставлена в случаях угрозы экономической несостоятельности (банкротства), а также если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер, начисляются и уплачиваются проценты в размере 1/4 ставки рефинансирования НБ РБ.

 

Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством  сроков уплаты платежей в бюджет, приходящихся на период действия налогового кредита.

 

Налоговый кредит может быть предоставлен при наличии одного из следующих оснований:

 

-  угрозы экономической  несостоятельности (банкротства) - на  срок от одного года до трех  лет;

 

-  если производство  и (или) реализация товаров  (работ, услуг) носят сезонный  характер - на срок от одного  месяца до одного года.

 

Налоговый кредит может предоставляться  по одному или нескольким видам платежей в бюджет в отношении всей либо части их суммы.

 

Налоговый кредит не предоставляется  по платежам в бюджет, срок уплаты которых  уже наступил, и не предоставляется  по платежам, поступающим в государственные  целевые бюджетные фонды.

 

Размер налогового кредита  не должен превышать суммы платежей в бюджет, подлежащих уплате в течение  срока, на который он предоставляется.

 

За пользование налоговым  кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере ½ ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день уплаты суммы налогового кредита.

 

Обращаем внимание, что  при принятии решений о предоставлении государственной поддержки в  названных видах устанавливаются определенные условия действия государственной поддержки. Это, как правило:

 

- полная и своевременная  уплата плательщиком в течение  всего срока действия государственной  поддержки текущих платежей в  бюджет;

 

- целевое направление  средств, высвободившихся при  предоставлении государственной  поддержки.

 

При нарушении (несоблюдении) установленных условий плательщик утрачивает право на государственную  поддержку.

 

Порядок предоставления налогового кредита регулируются Положением о  предоставлении отсрочки, рассрочки  уплаты налогов, сборов и таможенных платежей, утвержденным Указом Президента РБ от 24.09.2002 № 493.

 

Для получения государственной  поддержки следует обратить внимание на следующие моменты:

 

1. Юридические лица, претендующие на получение государственной поддержки в виде изменения срока уплаты платежей в бюджет, подают в республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, в подчинении которых они находятся, а юридические лица, не находящиеся в подчинении этих органов (организаций), и индивидуальные предприниматели - в облисполкомы (Минский горисполком) заявление о предоставлении государственной поддержки по форме, установленной постановлением Минфина от 31.10.2002 № 149 «Об утверждении форм заявлений».

 

2. К заявлению прилагаются:

 

- бухгалтерский баланс  за предыдущий, а также текущий  год на последнюю отчетную  дату;

 

- справка об основных  экономических показателях по  форме, утвержденной Минэкономики (постановление Минэкономики РБ  от 05.11.2002 № 244 «Об утверждении  формы справки об основных  экономических показателях юридического  лица, индивидуального предпринимателя»);

 

- справка налогового органа  о состоянии расчетов с бюджетом  по форме, утвержденной постановлением  Минэкономики РБ от 05.11.2002 № 244 «Об утверждении формы справки  об основных экономических показателях  юридического лица, индивидуального  предпринимателя»;

 

- справка таможенного  органа о состоянии расчетов  с бюджетом по форме, утвержденной  постановлением ГТК РБ от 22.10.2002 № 89 «Об утверждении формы  справки таможенного органа о  состоянии расчетов с бюджетом  по таможенным платежам»;

 

- выписка из перечня  отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (при  предоставлении отсрочки и (или)  рассрочки, если производство  и (или) реализация товаров  (работ, услуг) носят сезонный  характер);

 

- экспертные заключения  о стоимости причиненного ущерба  юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю в результате  стихийного бедствия, технологической  катастрофы или иных обстоятельств  непреодолимой силы, а также стоимости  возмещения этого ущерба.

 

3. Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, облисполкомы (Минский горисполком) на основе анализа материалов, представленных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подготавливают заключение о целесообразности предоставления им отсрочки и (или) рассрочки и в 10-дневный срок направляют соответствующий проект решения Президента РБ (далее - проект решения) на согласование в Минэкономики, Минфин, МНС или в ГТК (при предоставлении отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей), Минюст, а затем - в КГК.

 

4. Согласованный проект  решения в установленном порядке  вносится республиканскими органами  государственного управления, иными  государственными организациями,  подчиненными Правительству РБ, облисполкомами (Минским горисполкомом)  в Совет Министров РБ. Далее  проект подлежит направлению  Главе государства через Администрацию  Президента РБ в соответствии  с установленным Регламентом.

 

5. В случае принятия  Президентом РБ решения о предоставлении  государственной поддержки копия  этого решения направляется:

 

- юридическому лицу или  индивидуальному предпринимателю,  которому предоставлена государственная  поддержка;

 

- в Министерство по  налогам и сборам и (или)  в Государственный таможенный  комитет;

 

- в республиканские органы  государственного управления, иные  государственные организации, подчиненные  Правительству Республики Беларусь, на которые возложен контроль за выполнением принятого решения.

 

Для отражения в бухгалтерском  учете налогового кредита используются счета 94 «Краткосрочные займы», 95 «Долгосрочные  займы». К названным счетам открывается  субсчет «Налоговый кредит».

 

По кредиту счетов 94 «Краткосрочные займы» и 95 «Долгосрочные займы» отражаются суммы полученного кредита в  корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты с бюджетом». При погашении  кредита производятся записи по дебету счетов 94 «Краткосрочные займы» и 95 «Долгосрочные  займы» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

 

Суммы процентов за пользование  налоговым кредитом в зависимости  от целей его предоставления отражаются по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Издержки обращения», 08 «Капитальные вложения», 81 «Использование прибыли», 87 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток), 88 «Фонды специального назначения» в корреспонденции  с кредитом счетов учета денежных средств или расчетов.

 

Суммы пени, исчисленные за не погашенный в установленные сроки  налоговый кредит, не уплаченные в  установленные сроки суммы процентов  за пользование налоговым кредитом, а также нецелевое использование  налогового кредита, отражаются по дебету счетов 81 «Использование прибыли», 87 «Нераспределенная  прибыль» (непокрытый убыток), 88 «Фонды специального назначения» в корреспонденции  с кредитом счетов учета денежных средств или расчетов.

 

Данный порядок определен  Правилами отражения в бухгалтерском  учете организации налогового кредита, утвержденными постановлением Минфина  РБ от 16.10.2000 № 105.

 

 

 

2.4 Пути совершенствования  налоговой системы и бухгалтерского  учета по налогам и сборам

 

Налоговая система Республики Беларусь еще достаточно молода, и  в настоящее время ведется  активная работа по упрощению механизма  исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов в направлении  общего снижения налоговой нагрузки. Немаловажным является достижение определенной стабильности налогообложения, от которой  во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Однако стабильность не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а, напротив, предполагает ее периодическое реформирование и  максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям. Это особенно характерно для стран с переходной экономикой. При более стабильных экономических условиях потребность  в корректировке установленного механизма налогообложения значительно  ниже.

 

Одним из направлений совершенствования  бухгалтерского учета по налогам  и сборам должно стать осуществление  работы по дальнейшему упрощению  механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки, или оборотных налогов. Но, учитывая, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей в ближайшем будущем неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых.

 

Также важным является снижение налогового бремени на фонд заработной платы. Неоспоримым является факт чрезмерно  высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы, что не способствует полной его легализации. Естественно, что в такой ситуации у многих субъектов хозяйствования возникает  соблазн, если не полностью, то хотя бы частично, скрыть от налогообложения  фонд заработной платы. В результате в бюджет и в, теперь уже бюджетный, Фонд социальной защиты населения не допускают значительные суммы денежных средств, ограничивая тем самым  развитие социальной сферы.

 

Для кардинального изменения  сложившейся ситуации необходимо снижение налоговой нагрузки на средства, предназначенные  на оплату труда. Вместе с тем это  возможно только при условии расширения базы налогообложения и полной легализации  сумм заработной платы, то есть при  условии роста доходов населения. Достичь этого можно, в частности, путем установления минимальной  почасовой ставки оплаты труда, принятия других мер, способствующих легализации  реальных доходов населения, а также  создания благоприятных условий  для развития малого бизнеса.

Информация о работе Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования