Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:54, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение учета и анализа налогов уплачиваемых в бюджет Калинковичским райпо, выработка предложений по их совершенствованию.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания дипломной работы, а именно:

— изучить экономическую сущность налогов;

— исследовать организацию учета расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 108.42 Кб (Скачать файл)

 

«1С:Бухгалтерия» является универсальной системой для автоматизации ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях различных типов деятельности. В системе «1С: Бухгалтерия» основные особенности ведения учета задаются (настраиваются) в конфигурации системы. К ним относятся основные свойства плана счетов, виды аналитического учета, состав и структура используемых справочников, документов, отчетов. Для организации аналитического учета по бухгалтерским счетам в системе используются виды субконто. Виды субконто вводятся в конфигурацию для того, чтобы предоставить возможность назначать бухгалтерским счетам свойства ведения аналитического учета с использованием определенных типов данных. Непосредственный состав видов субконто, используемых в типовой конфигурации для организации аналитического учета по конкретным счетам, определяется, с одной стороны, требованиями нормативных документов, регламентирующих ведение аналитического учета (Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета), а с другой стороны, возможностью получения бухгалтерских итогов в разрезе объектов аналитики, как для составления отчетности, так и для внутренних целей предприятия.

 

Главное меню содержит перечень всех работ, а подменю содержит перечень процедур обработки информации, осуществляемых в рамках каждой работы головного  меню. Головное меню содержит следующие пункты: файл, журналы, отчеты, обработка, настройка, сервис, окна, помощь.

 

Все факты хозяйственной  деятельности организации в «1С:Бухгалтерии» хранятся в виде операций. Каждая операция содержит одну или несколько проводок, отражающих хозяйственную операцию в бухгалтерском учете в натуральном и денежном выражении. Каждая проводка, в свою очередь, может состоять из одной или нескольких корреспонденций, называются «сложными».

 

Операция включает в себя не только проводки, но и некоторую  общую часть, характеризующую ее в целом: содержание, общая сумма  по всем проводкам, дата, номер и  др. Перечень реквизитов операции определяется конфигурацией. Операции могут автоматически  формироваться документами «1С:Бухгалтерия» или вводится вручную. «1С:Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, позволяющих бухгалтеру получить информацию по любому счету за произвольный период, в различных разрезах аналитики и с необходимой степенью детализации: оборотно-сальдовая ведомость, по счету в разрезе объектов аналитики; шахматная ведомость; главная книга; журнал-ордер и ведомость по счету; анализ счета - за период и по датам; анализ счета в разрезе объектов аналитики; анализ объекта аналитики по счетам; карточка операций по объекту аналитики; карточка счета. Существует также возможность для создания других произвольных отчетов.

 

Даже если у предприятия  нет средств на покупку какой то специальной программы, на сайте www.gb.by можно скачать несколько новых Excel-программ, способных наладить налоговый учет в соответствии с установленными правилами его ведения. Каждая программа содержит много подсказок, для пользователя, содержащихся во всплывающих примечаниях к ячейкам, имеющим верхний красный уголок, или написанных непосредственно на черном фоне рабочих листов Excel-книги. Они помогают правильно заполнить ячейки шаблонов и воспользоваться инструментами управления. Электронные таблицы MS Excel в предлагаемой программе позволяют самостоятельно выполнить расчет, создать базу данных или учетный регистр, оформить отчет или декларацию.

 

Так же одним из направлений  проводимой в настоящее время  в Республике Беларусь налоговой  реформы является усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи важная роль отводится ведению налогового учета субъектами предпринимательской деятельности как самостоятельного участка учетной работы.

 

Следует отметить, что ведение  налогового учета в Республике Беларусь вызывает необходимость совершенствования  действующих или разработки новых  регистров учета.

 

Известно три способа  отражения показателей формирования налоговой базы по налогам и сборам:

 

1) используя регистры бухгалтерского  учета;

 

2) используя регистры бухгалтерского  учета, дополненные реквизитами,  необходимыми при исчислении  налога на прибыль;

 

3) используя самостоятельные  регистры налогового учета.

 

Использование регистров  бухгалтерского учета для налогового учета возможно только в тех случаях, когда налоговый учет ведется  методом начислений. При кассовом методе это невозможно, поскольку  Требования бухгалтерского и налогового учета в отношении момента  отражения хозяйственных операций не совпадают.

 

Применение второго способа, с нашей точки зрения, не совсем оправдано, поскольку: во-первых, весьма спорным является изображение налогового учета только для одного налога на прибыль. Эта сфера учетных действий объединяет в определенной степени  регламенты формирования налоговых  баз нескольких прямых и косвенных  налогов. Во-вторых, Это усложнит и  запутает данные бухгалтерского регистра, в-третьих, не позволит получать полную информацию о формировании налоговой  базы по налогам.

 

В связи с отмеченным для  того, чтобы система налогового учета  являлась эффективным инструментом налогового планирования и была призвана решать задачи оптимизации абсолютной и относительной налоговой нагрузки для ведения налогового учета  необходимо использовать только самостоятельные  налоговые регистры. Для этого необходимо разработать простые, но вместе е тем понятные и эффективные формы налоговых регистров. Законодательно установленные требования к регистрам налогового учета в Республике Беларусь подробно описаны в Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль. Характерно, что сами регистры в Инструкции не приводятся, перечисляется лишь примерный объем информации для каждого регистра. Конкретней же разработка регистров должна производиться предприятиями самостоятельно. С нашей точки зрения, это неверно, так как нетрудно представить, до каких размеров увеличится система регистров налогового учета на различных предприятиях. В этих условиях централизованные вопросы налогообложения неизбежно будут решаться на каждом предприятии по-своему. Это приведет к тому, что осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов станет просто невозможно. Поэтому необходимо разработать единые регистры налогового учета дня субъектов предпринимательской деятельности

 

 

3. Анализ расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам, пути его совершенствования

 

3.1 Информационное обеспечение  и общая методика анализа расчетов  плательщика по налогам и сборам

 

Информационное обеспечение  анализа расчетов по налогам и  сборам основывается на данных бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности. Новым источником являются регистры налогового учета.

 

Регистры налогового учета  представляют собой сводные формы  ведомостей для систематизации данных первичных учетных документов по элементам расходов или доходов, сформированных в соответствия с  требованиями налогового законодательства. Кроме первичных учетных документов для их составления могут использоваться регистры бухгалтерского учета, справки  бухгалтера и промежуточные налоговые  расчеты, которые представляют собой  таблицы с расчетами показателей, нужных для заполнения аналитических  регистров налогового учета. На основе информации аналитических регистров  формируются сводные регистры налогового учета.

 

Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к  анализу, имеют определяющую роль в обеспечении действенности анализа. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

 

К плановым источникам относятся  все типы планов, которые разрабатываются  на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические  карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания  и др.

 

Источники информации учетного характера - это все данные, которые  содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

 

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа налогов  принадлежит бухгалтерскому учету  и отчетности, где наиболее полно  отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный  и полный анализ данных, которые  имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых  мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов  хозяйствования.

 

Данные статистического  учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и  процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

 

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или  бухгалтерским учетом обеспечению  анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия  для повышения эффективности  аналитических исследований.

 

Учетным документом, согласно классификации, является и экономический  паспорт предприятия, где накапливаются  данные о результатах хозяйственной  деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые  содержатся в паспорте, позволяет  провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и  закономерности развития предприятия.

 

С расширением компьютерной техники появились и новые  машинные источники информации. К  ним относятся данные, которые  содержатся в оперативной памяти ПЭВМ, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм.

 

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. Конкретно в их число входят следующие документы.

 

Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие  в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления  правительства и местных органов  власти, приказы вышестоящих органов  управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей  хозяйства.

 

Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража  и судебных органов, рекламации.

 

Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия  в целом или отдельных ее подотделов.

 

Материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (радио, телевидение, газеты и т.д.).

 

Техническая и технологическая  документация.

 

Материалы специальных исследований состояния производства на отдельных  рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).

 

Устная информация, которая  получена во время встреч с членами  своего коллектива или представителями  других предприятий.

 

К организации информационного  обеспечения анализа предъявляется  ряд требований. Это аналитичность информации, ее объективность единствооперативность, рациональность и др.

 

Смысл первого требования заключается в том, что вся  система экономической информации независимо от источников поступления  должна соответствовать потребностям анализа, т.е. обеспечивать поступление  данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна аналитику  для всестороннего изучения экономических  явлений и процессов, выявления  влияния основных факторов и определения  внутрихозяйственных резервов повышения  эффективности производства. Поэтому вся система информационного обеспечения анализа должна постоянно совершенствоваться.

 

Это очевидно в сегодняшней  практике организации учета, планировании и статистики на предприятии. Там  постоянно пересматриваются формы  документов, их содержание, организация  документооборота, появляются принципиально  новые формы накопления и сохранения данных (имеется в виду компьютерная техника). Все изменения диктуются  не только собственно требованиями учета  или планирования. Они в значительной степени подчинены необходимости  информационного обеспечения анализа  и выработки управленческих решений.

 

Экономическая информация должна объективно отражать исследуемые явления  и объекты. Иначе выводы, сделанные  по результатам анализа, не будут  соответствовать действительности, а разработанные аналитиками  предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут стать  вредными.

 

Следующее требование, предъявляемое  к организации информационного  потока, - это единство информации, поступающей  из разных источников (планового, учетного и внеучетного характера). Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, контроле и анализе.

 

Эффективность анализа может  быть обеспечена только тогда, когда  есть возможность оперативно вмешиваться  в процесс производства по его  результатам. Это значит, что информация должна поступать к аналитику  как можно быстрее. В этом и  состоит сущность еще одного требования к информации - оперативность. Повышение  оперативности информации достигается  применением новейших средств связи, обработкой ее на ЭВМ и т.д.

 

И, наконец, система информации должна быть рациональной (эффективной), т.е. требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. Вместе с тем, она должна максимально  полно обеспечивать запросы анализа  и управления. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование  информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.

 

Таким образом, информационная система анализа налогов и  платежей должна формироваться и  совершенствоваться с учетом перечисленных  выше требований, что является необходимым  условием повышения действенности  и эффективности анализа.

 

Изучив труды таких  экономистов, как Кравченко Л.И. [27], Стражев В.И. [1], Савицкая Г.В. [40] для Калинковичского райпо можно предложить следующую методику анализа расчетов с бюджетом по налогам. Первоначальным этапом анализа налогообложения организации является изучение и оценка динамики налогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения их в динамике. Считаем, что анализ динамики обязательных платежей целесообразно проводить по всем обязательным платежам как в разрезе источников их уплаты, так и по каждому налогу.

 

Далее в ходе анализа необходимо оценить структуру налогов и  других обязательных платежей в зависимости  от источника их уплаты. Так, выделяют следующие группы налогов: налоги, уплачиваемые из выручки (косвенные налоги); налоги, относимые на расходы по реализации; налоги, уплачиваемые из прибыли.

Информация о работе Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования