Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 22:51, курсовая работа
Объемы продукции и улучшение ее качества в значительной степени зависят от обеспеченности предприятия материально-производственными запасами и эффективности их использования.
От объективности и достоверности информации, формируемой на участке учета материально-производственных запасов, зависят сумма налога на добавленную стоимость, себестоимость продукции, финансовый результат, налогооблагаемая прибыль, сумма налога на прибыль.
Введение………………………………………………………………………. ...3
1. Понятие материально-производственных запасов(МПЗ)…………….. 5
1.1. Понятие МПЗ и задачи их учета …………………………………………...5
1.2. Классификация МПЗ и основные задачи их учета………………………..8
2.Организация учета движения материалов на предприятии
ОАО «АвтоВАЗагрегат»……………………………………………………….11
2.1. Организация и документальное оформление
поступления и расхода материальных запасов…………………………..11
2.2. Синтетический учет поступления материалов…………………………...16
2.3. Аналитический учет поступления и списания материалов……………..20
2.4. Учет материалов в пути. Учет недостач и порчи материалов.
Учет продажи материалов………………………………………………...28
3. Анализ материально-производственных запасов предприятия
ОАО «АвтоВАЗагрегат»………..……………………………………………..32
3.1. Анализ состава, структуры и наличия МПЗ предприятия……………...32
3.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
на основе показателей состояния оборотных средств………………….35
Заключение……………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………..41
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование и предоставление полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям[3, с.21].
ОАО "АвтоВАЗагрегат" - предприятие, являющееся одним из крупнейших поставщиков комплектующих на конвейер Волжского Автомобильного завода (ОАО "АВТОВАЗ"), а именно: сидений, систем выпуска газов (глушители), каталитических нейтрализаторов отработавших газов и трубок тормозной и топливной систем, а также изделий из проволоки и катанки, всего более 400 наименований.
Согласно ст. ст. 1 и 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все операции, осуществляемые в организации, подлежат регистрации в системе бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, составляемых по определенным формам.
Согласно ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.
Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета[3, с.21].
Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации должны применяться всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы[14, с. 12].
Постановлением Госкомстата России утверждены следующие формы первичных учетных документов по учету материалов:
- Доверенность (формы № М-2 и № М-2а). Применяют для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;
- Приходный ордер (форма № М-4). Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;
- Акт о приемке материалов (форма № М-7). Применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика;
- Лимитно-заборная карта (форма № М-8). Применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада;
- Требование-накладная (форма № М-11);
- Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15);
- Карточка учета материалов (форма № М-17). Расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов;
- Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35). Форма применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.
Способы и приемы учета материально-производственных запасов (МПЗ) определяются в учетной политике организации. Хозяйственные операции по движению МПЗ отражаются в учетных и налоговых регистрах, а также на счетах бухгалтерского учета, перечень которых определен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (в ред. Приказа Минфина России от 07.05.2003 № 38н).
Организация определяет рабочий план счетов бухгалтерского учета, который должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для отражения операций по движению МПЗ.
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.
Экспедитор организации принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.
При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается[31, с.21].
В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно - или многострочными требованиями - накладными, которые выписывают цехи - сдатчики в двух экземплярах. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.
Подотчетные лица приобретают материалы в организации за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху - получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха - получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада[22,с.17].
Для учета движения материалов внутри предприятия применяют одно - или многострочные требования - накладные, которые составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.
Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов.
При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.
Списание материалов вследствие их непригодности оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально ответственного лица.
В соответствии с правилами бухгалтерского учета ведется два вида (типа) учета, различные по степени обобщения информации о хозяйственной деятельности организации. Порядок обработки и обобщения информации, поступающей непосредственно к пользователям бухгалтерской отчетности, можно представить в виде схемы 1[28, с.97].
В установленные дни документы
по приходу и расходу материалов сдают
в бухгалтерию организации по реестру
приемки - сдачи документов, составленному
в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию
под расписку бухгалтера на втором экземпляре,
а второй остается на складе.
2.2 Аналитический учет поступления и списания материалов
Аналитический учет - система сбора данных, предусматривающая группировку учетной информации в нужном разрезе для нужд управления, составления бухгалтерской отчетности.
Аналитический учет позволяет детализировать сведения об объекте в денежном и (или) натуральном выражении. Детализация в бухгалтерском учете осуществляется по схеме: синтетический учет - субсчет - аналитические счета (по наименованиям продукции, видам затрат, поставщикам, покупателям и т.д.). Аналитический учет характеризует: состояние запасов; выпуск готовых изделий; расчеты с покупателями, поставщиками, персоналом и т.п. Натуральные показатели аналитического учета дают возможность учитывать результаты инвентаризации (излишки, недостачи). Данные аналитического учета обобщаются путем составления сальдовых и оборотных ведомостей. Итоговые данные по аналитическим счетам позволяют получить сведения по синтетическому счету. Итоги оборотов и сальдо по аналитическим счетам должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, что обеспечивает возможность контроля данных.
Аналитический учет МПЗ организуется исходя из потребностей оперативного учета, управления производством и внутреннего документооборота и форм дополнительной отчетности, составляемой для внутренних пользователей информации[20, с.204-209].
Все операции по движению материалов (поступление, перемещение, расходование) на предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат»» оформляются первичными учетными документами.
Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) приемка и оприходование поступающих материалов оформляются соответствующими складами путем составления приходных ордеров по форме № М-4, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а[31, с.31].
Если же есть расхождения с данными поставщика по ассортименту, количеству и качеству, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов по форме № М-7. При этом приходный ордер не составляется.
Аналитический учет поступления МПЗ на предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат» осуществляется по каждому складу, подразделению и другим местам хранения материалов, а внутри них - по каждому наименованию (номенклатурному номеру), группе материалов на основании карточек учета материалов по форме № М-17.
Аналитический учет списанных материалов осуществляется в «Ведомости учета расхода материалов по учетным ценам».
Первичными учетными документами по отпуску материалов в производство на предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат» являются лимитно-заборные карты (форма № М-8) и накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).
Лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых в процессе производства продукции, а также для контроля за соблюдением лимитов.
Если организация осуществляет операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, она обязана вести раздельный учет «входного» НДС по приобретенным ресурсам (п. 4 ст. 170 НК РФ). В этом случае аналитический учет осуществляется по операциям, облагаемым НДС, и по операциям, не облагаемым НДС.
Для организации аналитического учета движения «входного» НДС по приобретенным и оплаченным товарам в рабочем плане счетов на предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат» предусмотрены к аналитическому счету 19-3 «НДС по приобретенным МПЗ» субсчета второго порядка:
19-3-1 «НДС по приобретенным ценностям, поступившим на склад по ставке 10%»;
19-3-2 «НДС по приобретенным ценностям, поступившим на склад по ставке 18%»;
19-3-3 «НДС по приобретенным оплаченным ценностям по ставке 10%»;
19-3-4 «НДС по приобретенным оплаченным ценностям по ставке 18%»;
19-3-5 «НДС по приобретенным ценностям для экспорта по ставке 10%»;
19-3-6 «НДС по приобретенным ценностям для экспорта по ставке 18%».
В соответствии с Методическими указаниями по учету МПЗ на предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат» аналитический учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей.
В бухгалтерии на предприятии ОАО «АвтоВАЗагрегат» открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют количественно - суммовые оборотные ведомости материалов по каждому складу и подразделению.
В каждой оборотной ведомости выводят итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу или подразделению.
На основе указанных оборотных ведомостей составляют сводную оборотную ведомость, в которую переносят итоги указанных выше оборотных ведомостей по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости сверяют с данными синтетического учета.
Информация о работе Учет и контроль движения материально-производственных запасов