Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 11:20, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении методики бухгалтерского учёта денежных средств.
Для достижения поставленной цели в работе следует следующие задачи:
дать понятие денежных средств и рассмотреть виды и принципы безналичных расчётов;
рассмотреть порядок ведения кассовых операций в организации
рассмотреть документальное оформление операций по движению денежных средств;
рассмотреть организацию синтетического и аналитического учёта кассовых операций;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ…….5
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета денежных средств в Российской Федерации…………………………………………………………..5
1.2 Теоретические основы учета денежных средств…………………………..7
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «Грант»………………………………………21
2.1 Экономическая характеристика предприятия…………………………….21
2.2 Учёт кассовых операций…………………………………………………….23
2.3Учёт денежных средств на расчётном счёте………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30
55–1 «Аккредитивы»;
55–2 «Чековые книжки»;
55–3 «Депозитные счета» и др.
Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется ЦБ РФ.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55, субсчет 1, и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других счетов.
По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов.
Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 1 счета 55 ведут по каждому выставленному аккредитиву.
На субсчете 2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком.
Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51, 52, 66 и других подобных счетов. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55–2.
Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.
Аналитический учет по субсчету 2 ведут по каждой полученной чековой книжке. [15]
С 01.01.2003 г. депозитные вклады в соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» должны учитываться в качестве финансовых вложений.
На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений): средств, поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и других источников; средств на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета); субсидии правительственных органов и т.д.[15]
Филиалы, представительства и иные структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.
Наличие и движение средств в иностранных валютах учитывается отдельно на счете 55 обособленно.
Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
Некоторые организации не могут сдавать денежную наличность в течении рабочего дня в обслуживающий их банк. В этом случае организации в соответствии с заключенными договорами вносят подготовленную денежную наличность в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений, как правило, через инкассаторов банка и отделение связи.
В период с момента передачи денежных средств инкассаторам или непосредственно кредитным организациям, сберегательным кассам или почтовым отделениям сданные денежные средства учитываются на активном синтетическом счете 57 «Переводы в пути». Основанием для принятия денежных средств на учет по счету 57 являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам или другие подобные документы.
Движение денежных средств (переводов) в иностранной валюте учитывают на счете 57 отдельно.
Суммы наличных денежных средств, сданных кредитным организациям, сберегательным банкам или почтовым отделениям, списывают в дебет счета 57 с кредита счета 50 «Касса».
С кредита счета 57 денежные средства списывают в дебет счета 51 «Расчетные счета» (согласно выписке банка) или других счетов в зависимости от их использования (50, 52, 62, 73).
Специфика учета активов и обязательств в иностранной валюте заключается в пересчете иностранной валюты в рубли, установлении периодичности пересчета и исчислении, и учете курсовых разниц.
Порядок оценки активов и обязательств организаций в иностранной валюте установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте», в котором обобщены действовавшие до этого правила и нормы оценки и учета по данному объекту учета.
В соответствии с указанным Положением стоимость активов и обязательств организаций, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте или дату составления отчетности.
Курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты организации (кроме операции по формированию уставного капитала) как внереализационные расходы и доходы.
Курсовые разницы должны учитываться на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета отражают отрицательные курсовые разницы в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др., а по кредиту – положительные курсовые разницы.
Курсовые разницы, связанные с формированием уставного капитала организации, подлежат отнесению на ее добавочный капитал. Положительные курсовые разницы относят на увеличение счетов по учету расчетов с учредителями с кредита счета 83 «Добавочный капитал», а отрицательные отражаются по дебету счета 83 и кредиту счетов учета расчетов.
Курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата расчета или за который составлена бухгалтерская отчетность. [24]
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «Грант»
2.1 Экономическая характеристика деятельности ООО «Грант»
«ГРАНТ», ООО
Компания зарегистрирована 25 декабря 2009 года. Полное название: «ГРАНТ», ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, ОГРН: 1091435011678, ИНН: 1435223413. Регион: Саха (Якутия), республика, г. Якутск. Фирма ООО "ГРАН" расположена по адресу: 677000, г. ЯКУТСК, ул. АММОСОВА, д. 4, корп. 1, кв. 43. Руководит ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР СТЕШЕНКО ГРИГОРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Основной вид деятельности: оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами - оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями - оптовая торговля изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями.
Описание компании, согласно кодам ОКВЭД:
Медицинская аппаратура и техника, ортопедические изделия (оптовая торговля)
Фармацевтические продукты и медицинские изделия прочие (производство)
Пищевые продукты готовые, включая детское и диетическое питание (оптовая торговля)
Фармацевтические и медицинские товары (оптовая торговля)
Материалы для остекления (оптовая торговля)
Химические промышленные вещества (анилин, краски, эфирные масла, газы и др.) (оптовая торговля)
Общество имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), штампы, бланки и другие реквизиты.
Целью создания общества является использование экономических интересов, материальных трудовых интеллектуальных и финансовых ресурсов. Для осуществления хозяйственной, то есть направленной на получение прибыли, деятельности, за исключением той, которая запрещена законодательством Российской Федерации.
Ведение бухгалтерского
учета в организации ведется
по упрощенной системе
Поскольку учет на предприятии автоматизирован, формы приходных и расходных кассовых ордеров распечатываются из бухгалтерской программы.
Основные показатели деятельности ООО «Грант», согласно приложению 1 (бухгалтерский баланс) и приложению 2(отчет о финансовых результатах), представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели деятельности компании
ПОКАЗАТЕЛИ |
2013 г. |
2012 г. |
2011 г. |
Уставный капитал |
40 |
40 |
20 |
Выручка, тыс.руб |
18856 |
20135 |
- |
Прибыль(убыток)от продаж |
2639 |
1770 |
- |
Запасы, тыс.руб. |
664 |
713 |
763 |
Дебиторская задолженность |
1875 |
1439 |
1111 |
Кредиторская задолженность |
2745 |
1076 |
2282 |
Денежные средства на расчетных счетах |
4449 |
1301 |
1514 |
По данным таблицы 1 видно, что выручка от продаж услуг предприятия за 2012-2013гг. уменьшилась на 1279 тыс.руб. Уставный капитал увеличился на 100% и составил 40 тыс. рублей.
Анализ показывает, что в ООО «Грант» по кассе проходят только операции, связанные с выплатой заработной платы и расчетами с подотчетными лицами, причем последние составляют незначительную долю в общем количестве операций.
Штат работников состоит из двух человек.
Во главе организации стоит директор. Директор организует всю работу организации и несет полную ответственность за его состояния и деятельность прерии государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета банка.
Главный бухгалтер – организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации.
Учет денежных средств в ООО «Грант» ведется по счетам 50, 51. К счету 50 открыт субсчет 1- «касса организации»
2.2 Учёт кассовых операций
На предприятии ООО «Грант» учёт кассовых операций ведётся автоматизированным способом.
Приём наличных денег в кассу предприятия ведётся по приходным кассовым ордерам. К приходному кассовому ордеру прилагается квитанция. Приходный кассовый ордер и квитанция к нему подписываются главным бухгалтером и кассиром. Оба документа заверяются печатью.
Расходные кассовые ордера нумеруются по порядку начиная с 1 января и до конца года, как и приходные кассовые ордера.
На РКО проставляется печать предприятия.
Например, РКО 00000013. По данному расходному кассовому ордеру была выдана сумма подотчет на административно хозяйственные расходы Стешенко Григорию Владимировичу, что указано в соответствующих графах: «Выдать» и «Основание». Указывается сумма прописью: тридцать тысяч рублей. Получатель расписывается в РКО, указывает сумму прописью от руки, в данном случае тридцать тысячи рублей, а также дату получения: 5 апреля 2014года.
Ниже в расходном кассовом ордере прописывается документ, удостоверяющий личность получателя. В расходном кассовом ордере указываются корреспондирующий счёт, сумма выданных денежных средств цифрами. И делается следующая бухгалтерская проводка:
Д-т сч. 71.2 «Расчёты с подотчетными лицами», К-т сч. 50 «Касса».
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств записываются в кассовую книгу.
В кассовой книге указывается остаток на начало дня, он записывается по приходу. Подводятся итоги за день по приходным и расходным ордерам отдельно. Суммы пишутся цифрами. Затем выводится остаток на конец дня: к остатку на начало дня прибавляют приход и вычитают расход за день. В кассовой книге расписывается кассир за операции за день, бухгалтерия, здесь – главный бухгалтер, проверяет наличие и количество документов. Делается надпись: Проверил и документы в количестве 2 приходных и 2 расходных получил. И главный бухгалтер ставит свою подпись. Рядом с подписями главного бухгалтера и кассира пишутся расшифровки их подписей.