Учет кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Кассовые операции занимают одно из главных мест в хозяйственной деятельности банка. Для хранения, поступления и выдачи денежных средств наличными банк создает специальный участок бухгалтерии – кассу. Кассовые операции ведет кассир - материально ответственное лицо, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Кассовые операции совершаются в точном соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Касса банка и организация ее работы подразумевает три основных направления:

Файлы: 1 файл

отчет.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Учет  кассовых операций.

Кассовые операции занимают одно из главных мест в хозяйственной деятельности банка. Для хранения, поступления и выдачи денежных средств наличными банк создает специальный участок бухгалтерии – кассу. Кассовые операции ведет кассир - материально ответственное лицо, с которым заключается  договор о полной материальной ответственности. Кассовые операции совершаются в точном соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Касса банка и организация ее работы подразумевает три основных направления:

1. Распорядительные документы по кассе банка и информация 
2. Техническая укрепленность помещений банка для совершения операций с наличными деньгами и прочими ценностями 
3. Кассовая техника и банковское оборудование

Для учета хозяйственных  операций в банке по кассе используют счет N 20202 «Касса кредитных организаций» Назначение счета: счет предназначен для учета наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте, находящихся в операционной кассе кредитной организации (филиала) и отдельных внутренних структурных подразделениях.

Кассовые операции совершаются  с соблюдением требований Банка  России.

Кассовый журнал по расходу составляется бухгалтерским работником на соответствующих бланках в двух экземплярах. При ведении бухгалтерского учёта с применением ЭВМ для информации на обработку направляются отдельные листы кассового журнала по расходу по мере их заполнения, либо при незначительном объёме операций, одновременно все листы кассового журнала после сверки оборотов с кассой.

Направление расходных кассовых документов контролёром в кассу  для оплаты производится внутренним порядком. Передача документов в кассу  оформляется в специальном журнале под расписку, в котором указывается номер чека или ордера, сумма, подпись контролёра, расписка кассира в приёме чека или ордера.

Документооборот по приходным кассовым операциям  должен быть организован так, чтобы  выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производилась только после фактического поступления денег в кассу, за исключением взносов во вклады граждан, которые могут записываться в лицевые счета вкладчиков до приёма денег.

При приёме денег  от работников банка для зачисления на счёт внутрибанковского значения приходной кассовый ордер (ф. № КО-1) (Приложение 1) выписывается в трёх экземплярах, из которых один - это объявление на взнос наличными, второй - квитанция, третий - ордер. Оформив поступление наличной выручки приходным кассовым ордером, нужно также сделать приходную запись в кассовой книге. Запись в кассовой книге не обязательно делать сразу же после выписки приходного ордера. Вполне допустимо сделать запись в кассовой книге в течение рабочего дня кассира, но обязательно в день поступления денежных средств.

Выдача наличных из кассы осуществляется на основании  расходных кассовых ордеров (ф. № КО-2) или соответствующим образом оформленных платежных ведомостей, подписанных руководителем и главным бухгалтером предприятии или работником предприятия, уполномоченным на это руководителем  (Приложение 2). Выдача наличных отдельным физическим лицам (как работникам, так и не работникам предприятия) по расходному кассовому ордеру или расходной ведомости осуществляется только при предъявлении ими паспорта или заменяющего его документа. При этом в расходном ордере обязательно должны быть записаны название документа, номер, кем и когда он выдан.

Неиспользованные  денежные чеки по закрываемым счетам, а также по счетам, передаваемым в другой банк, принимать от клиентов имеет право только главный бухгалтер или его заместитель.

По денежному  чеку (именному) деньги выплачиваются  тому лицу, которое указано в чеке.

Все бухгалтерские  операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть проверены на основание первичных документов.

После завершения операционного дня оператором расчётного центра формируются бухгалтерские  журналы отделений, которые рассылаются  утром следующего дня до 10 часов и используются работником, занимающимся сверкой мемориальных документов за предыдущий день.

Бухгалтерские документы вместе с лентами подсчёта брошюруются по полкам в порядке  возрастания пачек. Мемориальные ордера и другие документы по внебалансовым счетам, не учитываемым в книгах кладовой, подбираются и брошюруются вместе с мемориальными документами по балансовым счетам после мемориальных документов в порядке возрастания номеров внебалансовых счетов, сначала по приходу, затем по расходу каждого счёта. Документы по внебалансовым счетам  также подсчитываются, и суммы их сверяются с бухгалтерским журналом и оборотно - сальдовой ведомостью.  По внебалансовым счетам.

В отдельные  сшивы помещаются кассовые документы  с кассовыми журналами, документы по видам граждан, по кредитам индивидуальных заёмщиков, иностранной валюте, по хозяйственным и другим операциям банка.

На лицевой  стороне обложки папки, сброшюрованных документов, помещается текст с содержанием.

  1. Учет операций на счетах в банке.

Все временно свободные денежные средства организации, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на ее расчетном счете. На расчетный счет предприятия зачисляются выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) от покупателей, заказчиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от представителя владельца счета. Банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату приобретенных товарно-материальных ценностей, по погашению кредитов банка и займов, обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, другими кредиторами, для расчетов с членами трудового коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйственные и представительские расходы, другие цели в пределах остатка средств на счете. Банк контролирует операции, совершаемые по расчетному счету. В частности, проверяет, не проводит ли предприятие-владелец счета операции, не соответствующие характеру его деятельности, предусмотренной уставом, нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов. При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия, соблюдая условия очередности.

В учебной практике, которую я проходила в «Примсоцбанке», мне каждый день приходилось сталкиваться с расчетными счетами. Моя работа состояла в том, чтобы производить раскладку документов, на которых были указаны расчетные счета, в соответствующие папки. Часто встречались документы с запросом на пользование услугой «Интернет-банкинг».  «Интернет-банкинг» — это сервис дистанционного обслуживания позволяет оплачивать услуги жилищно-коммунальных служб, городской и междугородной связи, интернет и другие услуги, узнавать остатки и историю операций по банковским счетам, погашать кредиты, совершать переводы как между своими счетами, так и на счета третьих лиц, в том числе переводы на счета, открытые в других банках. Этот сервис обладает рядом преимуществ: с помощью него можно  самостоятельно управлять счетами, совершать операции можно круглосуточно, а также гарантируется безопасность денежных средств.

Если для  документа не находилась соответствующая  папка, значит эта папка была у  кого-либо из сотрудников операционного  отдела, либо счет был закрыт.

Порядок внутрибанковского контроля за совершаемыми операциями

Все бухгалтерские  операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены  на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в  других регистрах бухгалтерского учета. Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажных носителях, а также обеспечивается программным путем.

В Управлении бухгалтерского учета и контроля Банка назначены  работники, на которых возлагается  обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, включая кассовые, операций.

По лицевым  счетам проверяется, все ли записи подтверждены соответствующими документами, прошедшими контроль со стороны полномочных  работников Банка и подписанными ими при оформлении операций, правильно ли перенесены в лицевые счета соответствующие реквизиты и суммы документов, правильно ли перенесены из предыдущего дня входящие остатки и выведены исходящие остатки - соответствие их ведомости остатков по счетам, правильность оформления документов, послуживших основанием отражения операций по счетам, соблюдения правил выдачи клиентам выписок по счетам, правильность совершения исправительных записей, если они делались.

Главный бухгалтер  Банка, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля систематически производят последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы, цель которых состоит в выявлении нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета.

Операции, совершаемые по счетам подлежат дополнительному контролю. Они подлежат отражению в учете с дополнительной подписью контролирующего работника.

По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются  бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником (контролером).

При этом оформление документа и его проверка удостоверяются собственноручными подписями бухгалтерского работника и контролера, а в  необходимых случаях - подписями других должностных лиц. В установленных случаях подпись заверяется печатью (штампом).

Организация контроля и повседневное наблюдение за его  осуществлением на всех участках бухгалтерской  и кассовой работы возлагаются на Главного бухгалтера (его заместителя). Главный бухгалтер отвечает за состояние бухгалтерской работы, своевременность составления баланса и отчетности, осуществление контроля за своевременностью и полнотой зачисления средств на счета клиентов, направление расчетных и кассовых документов по назначению.

В целях защиты интересов инвесторов, Банка и  его клиентов путем контроля за соблюдением  сотрудниками Банка при выполнении служебных обязанностей требований действующего законодательства, нормативных  актов, стандартов профессиональной деятельности и норм профессиональной этики, обеспечения контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности и разрешения конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Банка, в Банке действует Служба внутреннего контроля.

Служба внутреннего  контроля действует в соответствии с законодательством, нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации, Устава Банка и Положения  о Службе внутреннего контроля, утверждаемого  Советом Директоров Банка.

В филиалах Банка  организуется система внутреннего  контроля. Контроль за эффективностью функционирования системы внутреннего  контроля в филиалах осуществляет Служба внутреннего контроля Головного  Банка.

 Бухгалтерский  учет ведется по мемориально-ордерной форме учета с применением компьютерной техники.

В случае списания с клиента комиссии в сумме, не соответствующей тарифам Банка, ошибка исправляется путем доначисления или возврата клиенту недостающей  или излишне списанной суммы  в корреспонденции со счетами расходов или доходов Банка.

 Перенос  остатка денежных средств клиента  на счет прочих привлеченных  средств до востребования, внесенных  в качестве залога и  учитываемых  на счетах учета прочих привлеченных  средств, в случае неявки клиента в Банк в последний день срока договора, производится в день окончания срока действия договора в соответствии со статьей 192 Гражданского кодекса РФ.

Присоединение процентов к сумме вклада производится путем зачисления суммы процентов  на лицевой счет балансового счета по учету банковских вкладов клиентов в последний день срока договора банковского вклада. В случае неявки клиента в Банк в последний день срока договора банковского вклада, денежные средства переводятся на лицевой счет по учету вкладов до востребования в последний день срока договора в соответствии со статьей 192 Гражданского кодекса РФ.

  1. Учет капитала организации

Капитал представляет собой имущество предприятия, сформированное за счет собственных средств (вкладов  учредителей и прибыли). Без капитала невозможно функционирование предприятия, организация его производственной и коммерческой деятельности. Правильный учет капитала предприятия позволяет оценивать многие показатели функционирования предприятия, такие как показатели ликвидности, финансовой устойчивости и многие другие. Именно поэтому правильный учет капитала так важен для любого предприятия. Учет капитала производится отдельно по каждому из его видов, к которым относятся: уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль или убыток и другие резервы предприятия. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» уставный капитал банка составляется из величины вкладов его участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. В банке уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акции банка могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. В «Примсоцбанке» в соответствии со стратегией его развития в 2011 году  в области финансовой деятельности в качестве приоритетного  направления банк планировал обеспечение устойчивого роста банка за счет  увеличения капитала банка, в том числе и за счет внешних инвестиций в капитал. Капитал банка, рассчитанный для целей регулирования, составил 2 790 млн. рублей (темп роста за год – 66.9%). Рост капитала банка был обеспечен за счет чистой прибыли банка на сумму 714.9 млн. рублей и привлеченных в 2011 году кредитов на сумму 505 млн. рублей. В 2011 году были выплачены дивиденды на сумму 99.9 млн. рублей.

  1. Учет ценных бумаг и финансовых вложений

Информация о работе Учет кассовых операций