Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 00:38, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотрение учета материально-производственных запасов на предприятии и методологического подхода к грамотному формированию достоверной учетной информации материально-производственных запасов с учетом требований действующего законодательства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить нормативно-правовое регулирование ведения бухгалтерского учета,сущности, классификации, оценки и анализаматериально- производствен- ных запасов;
2.«Территориальная генерирующая компания – 4» «Белгородская региональная генерация»;
Введение 4
Организационно- экономическая характеристика 7
хозяйствующего субъекта
Понятие материально- производственных запасов, 12
их классификация и оценка
Документальное оформление и учет операций по 19
заготовлению и приобретению материалов
Документальное оформление и учет материалов, 22
использованных на производство продукции
( выполнение работ, оказание услуг )
Инвентаризация материально- производственных 26
запасов и отражение в учете ее результатов
Организация учета НДС по приобретенным материалам 30
Заключение 35
Список используемых источников 38
Рациональное использование материальных ресурсов, которые составляют свыше 60% затрат в структуре промышленной продукции, снижая себестоимость продукции, является фактором роста рентабельности и прибыли.
Согласно Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. №119н), основными задачами учета материально-производственных запасов являются:
- контроль над сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
- контроль над соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
- формирование фактической себестоимости запасов;
- правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
- своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их продажи или иных возможностей вовлечения их в оборот;
- проведение анализа эффективности использования запасов.
Оптимизация управления материально-производственными запасами – крупный резерв ускорения оборачиваемости оборотного капитала предприятия в условиях становления рыночной экономики.
От объективности и достоверности информации, формируемой на участке учета материально-производственных запасов, зависят сумма налога на добавленную стоимость, себестоимость продукции, финансовый результат, налогооблагаемая прибыль, сумма налога на прибыль.Учетная политика по учету материально-производственных запасов должна быть построена таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономично.
Документальное оформление и учет операций по заготовлению и приобретению материалов
Материально-производственные запасы поступают в филиал ОАО «ТГК-4» «Белгородская региональная генерация» от поставщиков по договорам купли-продажи, договорам поставки и другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством; получения безвозмездно; от подотчетных лиц, закупающих материалы за наличный расчет; возврат материалов, сырья и отходов от своего производства; от списания пришедших в негодность основных средств.
Процесс движения материально-производственных запасов, в основном, состоит из двух стадий:
1) оприходования на склад;
2) отпуска и списания со склада в производство или на другие хозяйственные нужды.
Все операции по поступлению, выбытию, перемещению материально-производственных запасов оформляются первичными учетными документами.
Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием производственных запасов.
Правильное и своевременное оформление первичных документов является важной частью работы бухгалтера. Для филиала ОАО «ТГК-4» «БРГ», имеющего дело с большой номенклатурой материалов, следовательно, и документов, эффективная организация документооборота является особенно актуальной. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на старшего бухгалтера и директоров производственных подразделений.
В соответствии с производственной программой и нормами расхода предприятия определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. Материально-производственные запасы при непрерывном технологическом процессе необходимо постоянно пополнять за счет поставок со стороны организаций поставщиков на основании заключенных договоров.
Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов в филиале ОАО «ТГК-4» «БРГ» осуществляет административно-хозяйственный отдел.
На материалы, поступившие от поставщиков согласно заключенным с ними договорам, предприятие получает сопроводительные документы: платежные поручения, счета-фактуры, товарно- транспортные накладные, товарные накладные ( Приложение 2). В отделе снабжения по поступающим документам производят проверку соответствия объема, ассортимента, сроков поставки, качества материалов договорным условиям. В результате такой проверки на расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, административно-хозяйственный отдел осуществляет контроль над поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведут журнал учета поступающих грузов.
Проверенные документы предприятие акцептует. Одновременно делают отметку о выполнении договора поставки, после, чего эти документы передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.
Для получения материалов со склада одногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность (форма № М-2) (Приложение 3), в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению.
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые материалы оформляют однострочными или многострочными приходными ордерами (форма М-4). Первый из них составляют только на определенный вид материала, во второй записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер (Приложение 4) подписывают заведующий складом и экспедитор.
Материально-производственные запасы приходуются в соответствующих единицах измерения. Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
В тех случаях, когда количество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п. оформляют однострочными и многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которое выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах.
Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций или на рынке за наличные деньги. Документами, подтверждающими стоимость приобретенных материалов, являются товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Документальное оформление и учет материалов, использованных на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)
Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада непосредственно для оказания услуг (выполнения работ, изготовления продукции), а также отпуск материалов для управленческих нужд предприятия.
Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления в филиале ОАО «ТГК-4» «БРГ» осуществляются соответствующие организационные меропрпиятия. С целью обеспечения контроля за степенью расхода материалов и правильностью документального оформления, предприятие осуществляет комплекс организационных и технических мер.
Все службы филиала ОАО «ТГК-4» «БРГ» имеют список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешения на вывоз из организации материалов. Такое право в филиале ОАО «ТГК-4» «БРГ» имеют – директор , заместитель директора по общим вопросам, главный инженер, старший бухгалтер.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, оформляют расходным документом «Требование-накладная» (форма № М-11) в двух экземплярах: один остается в цехе-получателе, второй – на складе . Для учета движения материалов внутри предприятия также применяют требования-накладные. Накладные составляют материально-ответственные лица цеха или участка, отпускающие ценности, в двух экземплярах, один из которых с распиской получателя остается на месте, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.
Отпуск производственных запасов сторонним организациям или своим участкам и котельным, расположенными за пределами предприятия, в филиале ОАО «ТГК-4» «БРГ» оформляют накладными на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Их выписывают в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов.
Первый экземпляр накладной остается на складе и яляется основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если филиал ОАО «ТГК-4» «БРГ» осуществляет отпуск материалов, предполагая последующую оплату, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.
При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.
В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов указываются:
- наименование материала;
- количество;
- цена (учетная цена);
- сумма, а также назначение – номер (шифр) и (или) наименование вида обслуживания (техническое обслуживание, ремонт, пуско-наладочные работы и т. д.), для осуществления которого отпускаются.
На фактически израсходованные материалы подразделение – получатель материалов – составляет Отчет об израсходованных материалах – Ведомость учета ТМЦ (Приложение 5), в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование вида обслуживания (техническое обслуживание, ремонт, пуско-наладочные работы и т. д.), Для осуществления которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются объемы выполненных работ. Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организа- ции и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производятся на основании указанного выше отчета и акта на списание материалов (Приложение 6).
Материалы могут быть проданы, списаны на внутренние нужды, не связанные с потребностями основного производства, безвозмездно переданы или списаны как пришедшие в негодность по истечении срока хранения.
Не исключаются случаи недостач и хищений. При списании материалов пришедших в негодность, а также при выявлении недостачи комиссия, назначенная руководителем предприятия, устанавливает причины порчи материалов или лиц, виновных в недостаче.
Во всех случаях документы по поступлению и выбытию материально-производственных запасов в филиале ОАО «ТГК-4» «Белгородская региональная генерация» делятся на товарные, расчетные и транспортные, эта классификация приведена в таблице 2.
Таблица 2
Классификация первичных документов по учету поступления и выбытия материально-производственных запасов
филиала ОАО «ТГК-4» «БРГ»
Вид документа |
Наименование документа | |
1 |
2 | |
Товарные документы |
Акт приемки материалов по количеству Акт приемки-передачи материалов на ответственное хранение Сводный акт снятия материалов с ответственного хранения Акт приемки-сдачи материалов материально-ответственными лицами | |
Расчетные документы |
Счет-фактура Платежные поручения Платежные требования | |
Транспортные документы |
Товарно-транспортные накладные | |
Другие |
Доверенность (форма №М-2) Паспорт качества (на кислоту, мазут, спирт по ГОСТ) |
Таким образом, организацию первичного учета движения материально-
производственных запасов филиала ОАО «ТГК-4» «Белгородская региональная генерация» можно разделить на операции:
- по приемке;
- операции по выбытию материальных ценностей.
В свою очередь учет поступления материально-производственных запасов оформляется первичными документами, поступающими от поставщика (счета-фактуры, накладные) и документами, подтверждающими оприходование материалов на складе филиала ОАО «ТГК-4» «Белгородская региональная генерация» (акты приемки-передачи). Учет выбытия или реализации материально-производственных запасов оформляется, прежде всего, договорами, счетами на оплату, транспортными накладными, а также актами приема-сдачи и актами снятия с ответственного хранения.
Информация о работе Учет материально- производственных запасов