Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:50, дипломная работа
Целью курсовой работы является изучение структуры МПЗ, документального оформления отпуска МПЗ на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода МПЗ и контроля их использования в производстве на ООО «Дюна».
Основными задачами бухгалтерского учета МПЗ являются:
- контроль сохранности МПЗ в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
- правильное и своевременное документирование всех операций по МПЗ;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Методологические аспекты бухгалтерского учета движения материально-производственных запасов………………………………….6
Понятие и сущность материально-производственных запасов, их классификация и методы оценки………………………………...……………6
Цели и задачи бухгалтерского учета материально-производственных запасов……………………………………...………………………………….14
Глава 2. Действующая практика учета движения материально-производственных запасов в ООО «ДЮНА»……………………………16
2.1. Первичный учет движения материально-производственных запасов…16
2.2. Аналитический учет материалов…………………………………………25
2.3. Синтетический учет материалов………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...35
Список используемой литературы………………………………….......……...36
При отсутствии расхождений между фактическим количеством и качеством поступивших материалов и документами поставщика заведующий складом выписывает приходный ордер формы М-4 на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов. Каждому приходному ордеру присваивается свой номер. В нем также указывается дата поступления материала, наименование поставщика, номер документа, на основании которого производится оприходование, номенклатурный номер материала, наименование материала, единица измерения, количество принятого материала, цена за единицу и общая сумма стоимости.
Поступление материалов от подотчетных лиц, приобретающих материалы за наличные деньги, оформляется приходным ордером кладовщика. В этом случае приходный ордер выписывается в двух экземплярах.
При составлении авансового отчета о суммах, израсходованных на приобретение материалов, к нему должны прилагаться следующие оправдательные документы:
- товарные чеки магазинов,
- квитанция приходного
- акт (справку) при покупке
у физического лица, в которых
будет отражена информация о:
содержание хозяйственной
Передача материалов со склада, например, между цехами или между складами оформляется требованием-накладной на внутреннее перемещение материалов формы М-11, которые выписывает цех (склад) - сдатчик в двух экземплярах.
Передача материалов собственного производства одним цехом другому производится на основании заказа или акта.
В зависимости от направления отпуска материалов в учете отражаются следующие виды хозяйственных операций:
1) отпуск материалов в цеха основного и вспомогательного производства на изготовление продукции, выполнение работ, услуг;
2) отпуск материалов на нужды организации, управления и обслуживания производства;
3) внутреннее перемещение
4) реализация излишних и
Порядок документального оформления операций отпуска материалов со складов предприятия зависит от того, для каких целей они отпускаются: систематически на производственные потребности или эпизодически в цеха и отделы на административные и общехозяйственные нужды.
Для оформления систематического отпуска основных видов сырья и материалов со склада на производственные нужды используется лимитно-заборная карта формы М-8. Она выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер), как правило, сроком на один месяц. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада – представитель структурного подразделения. В лимитно-заборной карте указываются наименование предприятия, номер карты, месяц и год, склад, цех-получатель, корреспондирующий счёт, вид материала.
Лимитные карты хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета в течение месяца.
На предприятии ООО «Дюна» не используется лимитно-заборная карта.
Отпуск материалов на нужды организации, управления и обслуживания производства также осуществляется по требованию-накладной формы М-11. Требования должны регистрироваться в книге регистрации требований, которая ведется в бухгалтерии. В ООО «Дюна» такая книга не ведется.
Перемещение материалов из одного подразделения
в другое также оформляется требованием-
Для оформления отпуска товара сторонним организациям применяется счет (Приложение 5), товарная накладная (Приложение 6) и счет-фактура (Приложение 7). В ООО «Дюна» их выписывают в двух экземплярах на основании договоров (Приложение 8) и других документов: первый экземпляр остается на предприятии. Второй получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.
2.2. Аналитический учет материалов
Для хранения материалов на предприятии существуют специализированные склады (кладовые). Кроме центрального склада в различных подразделениях могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов.
Для правильного учета материалов важное значение имеет четкая организация работы склада. Важной предпосылкой рациональной организации учета является четкая система документооборота, строгий порядок оформления операций по движению материальных ценностей, компьютеризация складского учета.
Все операции движения материалов осуществляет кладовщик, являющийся материально-ответственным лицом. Материально ответственное лицо организует складской учет на складе и ведет его ежедневно под постоянным контролем бухгалтерии в карточках учета материалов формы № М-17 по каждому сорту, виду и размеру. В карточке указывается название предприятия, номер карточки, склад, номенклатурный номер материала, единица измерения, наименование материала. Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их кладовщику.
Записи в карточках учета материалов производятся только на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных, накладных на внутреннее перемещение материалов, накладных на отпуск материалов на сторону). После каждой записи о поступлении или расходовании материалов выводится остаток. Благодаря этому склад располагает активными сведениями о состоянии запасов материалов. Карточки располагаются в картотеке в порядке возрастания номенклатурных номеров.
Карточки складского учета материалов в ООО «Дюна» не ведутся. В установленные сроки (конец месяца) бухгалтер материального отдела принимает от материально-ответственного лица документы на приход и расход материалов, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра. Подтверждением приемки-сдачи документов здесь служит подпись работника бухгалтерии в карточке складского учета о проверке записей по каждой операции, что не противоречит действующим нормативным документам.
На местах ведется количественный учет поступления и использования материалов, полученных со склада. Приход материалов отражается в книге учета материалов на основании лимитно-заборных карт и требований-накладных.
Расход материалов проставляется
в заказе на выпуск продукции по
факту использования, так как
на предприятии применяется
На основе требований и заказов учетчик цеха составляет материальный отчет по цеху за месяц, который является основным аналитическим регистром по формированию себестоимости продукции в части прямых материальных затрат. Производственный отчет содержит данные об остатках материалов в цехе на начало месяца по каждому наименованию материала в количественном и суммовом выражении, поступлении материалов за месяц и расходе каждого наименования материала на каждый заказ и в целом на выпуск продукции, а также об остатках материала на конец месяца. Ежемесячно материальный отчет передается в бухгалтерию предприятия.
Порядок аналитического учета в бухгалтерии зависит от метода учета материалов в бухгалтерии и его взаимосвязи со складским учетом. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.
В ООО «Дюна» используется оперативно-бухгалтерский метод учета материалов (сальдового). Этот метод более прогрессивный и рациональный, поэтому он применяется в ООО «Дюна».
Основными принципами оперативно-бухгалтерского метода являются:
При этом методе учета бухгалтерия не дублирует данных складского сортового учета, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складе.
Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, но не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-ое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в сальдовую ведомость (ведомость остатков материалов на складе).
Бухгалтер, занимающийся учетом материалов, составляет группировочные ведомости отдельно по приходу и расходу материалов.
В ООО «Дюна» сальдовые ведомости не ведутся по складу. Так как учет на исследуемом предприятии автоматизирован, для взаимосверки и взаимоувязки складского и бухгалтерского учета материалов в бухгалтерии бухгалтер заносит данные первичных документов в компьютер, который составляет оборотную ведомость по складу, являющуюся регистром аналитического учета. В данной ведомости отражены сальдо на начало месяца, приход материалов за месяц, их расход и сальдо на конец месяца. Одновременно составляются оборотные ведомости по счетам, корреспондирующим со счетом 10 «Материалы». Затем данные автоматически поступают в сводные оборотные ведомости по счетам.
Отраженные в ведомостях
движения материалов по всем
складам сальдо по субсчетам
к счету 10 «Материалы» на начало
месяца и сальдо на конец
месяца должны совпадать с
аналогичными показателями
Таким образом, в ООО «Дюна» осуществляется полная тождественность и увязка количественных показателей на складе и стоимостных в бухгалтерии, что обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета.
2.3. Синтетический учет материалов
Учет МПЗ на предприятии ООО «Дюна» ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет МПЗ» ПБУ 5/01. Вся информация о наличии и движении материальной массы (сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и тому подобных ценностей), принадлежащей предприятию, отражаются на активном счете 10 «Материалы».
По дебету счета отражаются суммы полученной материальной массы, по кредиту – выбытие материалов. Сальдо счета показывает наличие материала на момент учета.
Метод оценки производственных запасов определяется из расчета их фактической стоимости с применением счета 10 «Материалы» (согласно учетной политике предприятия). Фактическая стоимость списываемых в производство товарно-материальных ценностей определяется по средней с/с (ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»).
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета. Отметим, что Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, введен еще один субсчет к счету 10 «Материалы» – 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Это связано с тем, что в новом Плане счетов исключено понятие малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП). В новом плане счетов не предусмотрено счетов 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов». Остатки по этим счетам по усмотрению организации должны быть перенесены соответственно на счет 01 «Основные средства» или на счет 10 «Материалы».
В ООО «Дюна» к счету 10 открыты субсчета, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика субсчетов, открываемых к счету 10 «Материалы» в ООО «Дюна»
№ |
Наименование субсчета |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
10-1 |
Сырье и материалы |
Учитывает наличие и движение: сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, участвующих в производстве продукции или потребляемых для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу |
10-2 |
Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали |
Учитывает покупные полуфабрикаты, готовые комплектующие изделия, включая строительные конструкции и детали, специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, приобретаемые организацией в качестве комплектующих изделий |
10-4 |
Тара и тарные материалы |
Учитывает все виды тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также о материалах и деталях, предназначенных для её изготовления и ремонта |
10-5 |
Запасные части |
Учитывает запасные части, предназначенные для ремонтных целей, автомобильных шин в запасе и обороте, обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей узлов |
10-6 |
Металлолом |
Учитывает наличие и движение отходов производства (лома металлов, стружки, обрезков и т.п.), которые не могут быть использованы как материалы |
10-8 |
Возвратные материалы |
Учитывает наличие и движение возвратных материалов |
10-9 |
Инвентарь и хозяйственные принадлежности |
Учитывает
наличие и движение инвентаря
и хозяйственных |
Информация о работе Учет материально-производственных запасов