Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:15, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена все нарастающим объемом используемых в производстве материалов. Таким образом, каждый бухгалтер неизбежно сталкивается с необходимостью отражения в учете операций с материально-производственными запасами. Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности запасов товарно-материальных ценностей, их значения и роли в экономике предприятий, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ценностей.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности учета материалов организации и методов их оценки.
Введение 3
Глава 1. Первичная документация, понятие и оценка материалов. 4
1.1. Первичные документы учета материалов. 4
1.2. Понятие материалов и их оценка. 6
Глава 2. Учет движения материалов. 17
2.1. Синтетический и аналитический учет движения материалов. 17
2.2. Инвентаризация материалов и учет ее результатов. 25
Заключение. 28
Список использованной литературы. 31
Сумма разницы в стоимости
приобретенных материальных ценностей,
исчисленной в фактической
Накопленные на счете 16 «Отклонение
в стоимости материальных ценностей»
разницы в стоимости
Аналитический учет по счету
16 «Отклонение в стоимости
Для учета налога на добавленную стоимость, приходящегося на производственные запасы применяется субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам» (приведен в приложение №4).
Счет 14 « Резервы под снижение стоимости материальных ценностей « предназначен для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и др. ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости. Образование резерва отражается в учете по кредиту счета 14 и дебету счета 91. В начале периода, следующего за периодом, в котором произведено образование резерва, зарезервированная сумма восстанавливается обратной проводкой : дебет 14 и кредит 91.
Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» ведется по каждому резерву.
Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется на основе использования: оборотных ведомостей и сальдовым методом.
Учет ведется в разрезе каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп материалов, субсчетов и синтетических счетов бухгалтерского учета.
Для учета материалов с использованием оборотных ведомостей предусмотрено два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей:
1. Вариант - с
ведением карточек учета
В бухгалтерской службе ведутся
карточки учета материалов, которые
открываются на каждое наименование
(номенклатурный номер) материалов. В
карточках бухгалтер отражает движение
материалов (приход, расход) на основании
первичных учетных документов (приходных,
расходных, на внутренние перемещения),
сдаваемых в бухгалтерскую
В оборотных ведомостях указываются:
В каждой оборотной ведомости
выводятся итоги сумм по каждой странице,
по группам материалов, по субсчетам,
синтетическим счетам и общий
итог по складу (подразделению). Группировка
материалов по субсчетам и синтетическим
счетам бухгалтерского учета должна
обеспечиваться системой кодирования
номенклатурных номеров материалов,
которые должны содержать соответствующие
отличительные признаки. На основе
указанных оборотных ведомостей
составляется сводная оборотная
ведомость, в которую переносятся
итоги оборотных ведомостей складов
и подразделений по группам, субсчетам,
синтетическим счетам, по складам
и подразделениям в целом. Отдельно
учитывается движение (образование
и распределение) и остатки транспортно-
2. Вариант - без
ведения карточек учета
По данному варианта учета
карточки аналитического учета в
бухгалтерской службе не ведутся, все
приходные и расходные
Сальдовый метод учета материалов.
Сальдовый метод учета
материалов заключается в том, что
в бухгалтерии организации не
ведется количественный и суммовой
учет движения (прихода и расхода)
материалов в разрезе их номенклатуры
и не составляются оборотные ведомости
по номенклатуре материалов. Учет движения
материалов ведется в разрезе
групп, субсчетов и балансовых счетов
материалов бухгалтерской службой
только в денежном выражении, определяемом
исходя, как правило, из учетных цен.
Отдельно учитываются движение (образование
и распределение) и остатки транспортно-
Исходя из этого, в сальдовой ведомости указываются:
Целесообразно вести сальдовую ведомость (книгу) по многографной форме, на 6 месяцев или на год. В сальдовой ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две графы; в первой графе записывается количество, во второй графе - сумма. На основании указанных сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость, в которую переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов. В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый.
Основные проводки по учету поступления материалов:
Д10 К60 – поступили материалы на склад от поставщиков;
Д10 К71 – поступили материалы от подотчетного лица;
Д10 К75 – поступили материалы от учредителей;
Д10 К91 – оприходованы излишки материалов при инвентаризации;
Д10 К20 – приняты на склад сэкономленные материалы в основном производстве;
Д10 К23 - приняты на склад сэкономленные материалы во вспомогательном производстве;
Д10 К98 – принято на склад безвозмездно от юридических лиц.
Пример 2.1. Предприятие приобрело сырье для производства продукции на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Стоимость доставки сырья 20 060 руб. (в том числе НДС – 3 060 руб.). Тогда типовые проводки будут иметь следующий вид:
Д10 К60 - 200 000руб. (поступили материалы от поставщика)
Д19/3 К60 – 36 000руб (НДС)
Д10 К60 – 17 000руб.( акцептован счет за доставку)
Д19/3 К60 – 3 060руб. (НДС)
Д60 К 51 – 236 000 (оплачен счет поставщика за материалы)
Д60 К51 – 20 060руб. (оплачен счет транспортной компании)
Д68 К19/3 – 39 060 (сумма уплаченного НДС)
Основные проводки по учету списания материалов:
Д20 К10 – списаны материалы со склада в основное производство;
Д23 К10 - списаны материалы со склада во вспомогательное производство;
Д25 К10 - списаны материалы со склада на общепроизводственные нужды;
Д26 К10 - списаны материалы со склада на общехозяйственные нужды;
Д28 К10 - списаны материалы со склада на исправление брака;
Д08 К10 - списаны материалы со склада на строительно-монтажные работы;
Д91 К10 - списаны материалы со склада на продажу;
Пример 2.2. Со склада организации отпущены материалы: в основное производство – 6 000 руб.; во вспомогательное производство – 5 000 руб.; на управленческие нужды – 3 000 руб. Бухгалтерские проводки будут иметь вид:
Д20 К10 – 6 000руб. (отпущены материалы в основное производство)
Д23 К10 – 5 000руб. (отпущены материалы во вспомогательное производство)
Д 26 К10 – 3 000руб. (отпущены материалы на управленческие нужды)
Основными целями инвентаризации являются:
выявление фактического наличия
имущества; сопоставление фактического
наличия имущества с данными
бухгалтерского учета; проверка полноты
отражения в учете
Инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:
Для проведения инвентаризации наименования и коды товарно-материальных ценностей заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.
Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы проводкой:
Д 10 – К 91-1 – оприходованы материальные ценности, обнаруженные при инвентаризации.
Эти излишки приходуются на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ-19) и приходного ордера (форма № М-4).
При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:
Д 94 – К 10 – недостачи и потери материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, хищение и порча материальных ценностей отнесены в дебет счета 94.
Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения, в дебет счета 73 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом). Проводки по списанию недостачи приведены в приложение №5.
Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат от операций с материалами определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборотов дебета субсчета 91-2 «Прочие расходы» и кредита 91-1 «Прочие доходы». Если оборот дебета больше оборота кредита, то это убыток, который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: Д 99 – К 91-9.
Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись: Д 91-9 – К 99.
К материальным ресурсам относятся все элементы средств производства и предметов потребления, имеющих материальную форму, т.е. все элементы валового общественного продукта, с помощью которых удовлетворяются материальные потребности общества в целом и каждого его члена в отдельности.
Экономия материальных ресурсов выражается в повышении уровня их полезного использования, т. е. в снижении удельного расхода по сравнению с уровнем, достигнутым в предыдущем периоде. Экономия ресурсов на предприятии (организации) может быть осуществлена по двум направлениям:
Информация о работе Учет материалов организации и методов их оценки