Учет материалов организации и методов их оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена все нарастающим объемом используемых в производстве материалов. Таким образом, каждый бухгалтер неизбежно сталкивается с необходимостью отражения в учете операций с материально-производственными запасами. Их всестороннее изучение и правильное понимание сущности запасов товарно-материальных ценностей, их значения и роли в экономике предприятий, стоит в ряду важнейших проблем по экономии и рациональному использованию материальных ценностей.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности учета материалов организации и методов их оценки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Первичная документация, понятие и оценка материалов. 4
1.1. Первичные документы учета материалов. 4
1.2. Понятие материалов и их оценка. 6
Глава 2. Учет движения материалов. 17
2.1. Синтетический и аналитический учет движения материалов. 17
2.2. Инвентаризация материалов и учет ее результатов. 25
Заключение. 28
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

БФО.docx

— 55.74 Кб (Скачать файл)

Сумма разницы в стоимости  приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости  приобретения (заготовления) и учетных  ценах, списывается в дебет или  кредит счета 16 «Отклонение в стоимости  материальных ценностей» со счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей».

Накопленные на счете 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» разницы в стоимости приобретенных  материальных ценностей, исчисленной  в фактической себестоимости  приобретения (заготовления), и учетных  ценах списываются (сторнируются —  при отрицательной разнице) в  дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих  счетов пропорционально стоимости  по учетным ценам израсходованных  в производстве материалов.

Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» ведется по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

Для учета налога на добавленную  стоимость, приходящегося на производственные запасы применяется субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  материально-производственным запасам» (приведен в приложение №4).

Счет 14 « Резервы под  снижение стоимости материальных ценностей  « предназначен для обобщения  информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива  и др. ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости. Образование резерва  отражается в учете по кредиту  счета 14 и дебету счета 91. В начале периода, следующего за периодом, в котором произведено образование резерва, зарезервированная сумма восстанавливается обратной проводкой : дебет 14 и кредит 91.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей» ведется по каждому резерву.

Аналитический учет материалов (количественный и суммовой учет) ведется  на основе использования: оборотных ведомостей и сальдовым методом.

Учет ведется в разрезе  каждого склада, подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе каждого наименования (номенклатурного номера), групп  материалов, субсчетов и синтетических  счетов бухгалтерского учета.

Для учета материалов с использованием оборотных ведомостей предусмотрено два варианта учета материалов с использованием оборотных ведомостей:

1. Вариант - с  ведением карточек учета материалов

В бухгалтерской службе ведутся  карточки учета материалов, которые  открываются на каждое наименование (номенклатурный номер) материалов. В  карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании  первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями. Таким  образом, в бухгалтерской службе дублируется складской учет с  той лишь разницей, что в бухгалтерской  службе ведется количественный и  суммовой учет, а на складах и  подразделениях - только количественный учет. В карточках учета материалов ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего месяца. На основании карточек в  бухгалтерской службе ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению.

В оборотных ведомостях указываются:

  • номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
  • наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
  • единица измерения;
  • цена;
  • остаток на начало месяца - количество и сумма;
  • приход за месяц - количество и сумма;
  • расход за месяц - количество и сумма;
  • остаток на конец месяца - количество и сумма.

В каждой оборотной ведомости  выводятся итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий  итог по складу (подразделению). Группировка  материалов по субсчетам и синтетическим  счетам бухгалтерского учета должна обеспечиваться системой кодирования  номенклатурных номеров материалов, которые должны содержать соответствующие  отличительные признаки. На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная оборотная  ведомость, в которую переносятся  итоги оборотных ведомостей складов  и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам  и подразделениям в целом. Отдельно учитывается движение (образование  и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов. Сводные оборотные ведомости  сверяются с данными синтетического учета материалов. Кроме того, ежемесячно производится сверка данных в карточках, ведущихся в бухгалтерской службе, с данными в карточках складов  и подразделений.

2. Вариант - без  ведения карточек учета материалов 

По данному варианта учета  карточки аналитического учета в  бухгалтерской службе не ведутся, все  приходные и расходные документы  группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость. Оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте. Остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Сальдовый метод  учета материалов.

Сальдовый метод учета  материалов заключается в том, что  в бухгалтерии организации не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и расхода) материалов в разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные ведомости  по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в разрезе  групп, субсчетов и балансовых счетов материалов бухгалтерской службой  только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен. Отдельно учитываются движение (образование  и распределение) и остатки транспортно-заготовительных  расходов. Материально ответственные  лица складов (подразделений) на основании  первичных документов ведут количественный учет материалов в карточках или  книгах складского учета, а в случаях, предусмотренных П.264 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, также и суммовой учет. Указанным П.264 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н предусмотрено, что если в бухгалтерской службе учет материалов ведется по сальдовому методу, карточки заполняются по форме оборотной ведомости, с указанием по каждой операции по приходу и расходу цены, количества и суммы, остатки выводятся соответственно по количеству и сумме. Сотрудник, ведущий бухгалтерский учет материалов по данному складу (подразделению), принимает первичные учетные документы от материально ответственных лиц, проверяет их, сверяет с документами каждую запись в карточках (книгах) складского учета и подтверждает это своей подписью непосредственно на карточках (книгах). Одновременно проверяет правильность выведения остатков. Количественные остатки материалов на первое число каждого месяца на основании выверенных карточек (книг) складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость (или сальдовую книгу) сотрудником бухгалтерской службы или заведующим складом. По отдельным складам (кладовым, подразделениям) в качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами (кладовыми, подразделениями) вместе с первичными учетными документами. Остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру. Суммы остатков записываются в следующей графе сальдовой ведомости. Затем выводятся суммовые итоги остатков по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по складу (подразделению) в целом. Сальдовая ведомость составляется по той же форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода), и хранится в бухгалтерской службе.

Исходя из этого, в сальдовой  ведомости указываются:

  • номенклатурный номер материала (в случае его наличия);
  • наименование материала с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.);
  • единица измерения;
  • цена;
  • остаток на начало месяца - количество и сумма;
  • остаток на конец месяца - количество и сумма.

Целесообразно вести сальдовую  ведомость (книгу) по многографной форме, на 6 месяцев или на год. В сальдовой  ведомости для записи остатков на начало каждого месяца (на 1 января, 1 февраля и т.д.) отводится две  графы; в первой графе записывается количество, во второй графе - сумма. На основании указанных сальдовых  ведомостей составляется сводная сальдовая  ведомость, в которую переносятся  итоги сальдовых ведомостей складов  и подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам хранения) в целом. Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов. В организации могут применяться оба метода аналитического учета материалов, когда по одним складам и подразделениям применяется оборотный метод, а по другим - сальдовый.

Основные проводки по учету  поступления материалов:

Д10 К60 – поступили материалы  на склад от поставщиков;

Д10 К71 – поступили материалы  от подотчетного лица;

Д10 К75 – поступили материалы  от учредителей;

Д10 К91 – оприходованы излишки  материалов при инвентаризации;

Д10 К20 – приняты на склад  сэкономленные материалы в основном производстве;

Д10 К23 - приняты на склад  сэкономленные материалы во вспомогательном  производстве;

Д10 К98 – принято на склад  безвозмездно от юридических лиц.

Пример 2.1. Предприятие приобрело сырье для производства продукции на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Стоимость доставки сырья 20 060 руб. (в том числе НДС – 3 060 руб.). Тогда типовые проводки будут иметь следующий вид: 

Д10 К60 - 200 000руб. (поступили материалы от поставщика)

Д19/3 К60 – 36 000руб (НДС) 

Д10 К60 – 17 000руб.( акцептован счет за доставку) 

Д19/3 К60 – 3 060руб. (НДС)

Д60 К 51 – 236 000 (оплачен счет поставщика за материалы) 

Д60 К51 – 20 060руб. (оплачен счет транспортной компании) 

Д68 К19/3 – 39 060 (сумма уплаченного НДС)

 

Основные проводки по учету  списания материалов:

Д20 К10 – списаны материалы  со склада в основное производство;

Д23 К10 - списаны материалы  со склада во вспомогательное производство;

Д25 К10 - списаны материалы  со склада  на общепроизводственные нужды;

Д26 К10 - списаны материалы со склада на общехозяйственные нужды;

Д28 К10 - списаны материалы  со склада на исправление брака;

Д08 К10 - списаны материалы  со склада  на строительно-монтажные  работы;

Д91 К10 - списаны материалы  со склада на продажу;

Пример 2.2. Со склада организации отпущены материалы: в основное производство – 6 000 руб.; во вспомогательное производство – 5 000 руб.; на управленческие нужды – 3 000 руб. Бухгалтерские проводки будут иметь вид: 

Д20 К10 – 6 000руб. (отпущены материалы в основное производство)

Д23 К10 – 5 000руб. (отпущены материалы во вспомогательное производство) 

Д 26 К10 – 3 000руб. (отпущены материалы на управленческие нужды) 

2.2. Инвентаризация материалов и учет ее результатов.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия  имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными  бухгалтерского учета; проверка полноты  отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также  имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации организации перед составлением ликвидационного баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

Для проведения инвентаризации наименования и коды товарно-материальных ценностей  заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных.

Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной  инвентаризации, отражаются в бухгалтерском  учете как внереализационные  доходы проводкой:

Д 10 – К 91-1 – оприходованы материальные ценности, обнаруженные при инвентаризации.

Эти излишки приходуются на основании  сличительной ведомости результатов  инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ-19) и приходного ордера (форма №  М-4).

При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая  себестоимость или ее часть списывается  с кредита счета 10 «Материалы»  в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

Д 94 – К 10 – недостачи и потери материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, хищение и  порча материальных ценностей отнесены в дебет счета 94.

Со счета 94 стоимость недостающих  и испорченных материалов списывают  на счета издержек производства и  обращения, в дебет счета 73 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании  недостающих или испорченных ценностей отказано судом). Проводки по списанию недостачи приведены в приложение №5.

Стоимость материалов, утраченных в  результате стихийных бедствий, списывается  с кредита счета 10 «Материалы»  в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый результат от операций с материалами определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем  сопоставления оборотов дебета субсчета 91-2 «Прочие расходы» и кредита 91-1 «Прочие доходы». Если оборот дебета больше оборота кредита, то это убыток, который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: Д 99 – К 91-9.

Если оборот кредита больше оборота  дебета, то это прибыль, на сумму  которой делается запись: Д 91-9 –  К 99.

 

   Заключение.

        К   материальным    ресурсам   относятся    все   элементы    средств производства и  предметов потребления,  имеющих материальную  форму, т.е. все  элементы   валового  общественного   продукта,  с   помощью которых удовлетворяются  материальные  потребности  общества   в   целом  и  каждого его члена в отдельности.

Экономия материальных ресурсов  выражается  в  повышении   уровня  их полезного использования, т.  е. в снижении удельного  расхода  по  сравнению с уровнем,  достигнутым  в  предыдущем   периоде.  Экономия  ресурсов   на предприятии  (организации)  может быть осуществлена по двум направлениям:

Информация о работе Учет материалов организации и методов их оценки