Учет материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами учета материалов являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам; контроль за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………………………………………… 3
1. Теория учета материалов…………………………………………………………………………… 5
1.1 Материалы, их классификация, оценка………………………………………………………………………… 5
1.2. Организация учета материалов, их себестоимость и оценка в текущем учете …………. 6
1.3.Документация по учету движения материалов …………………………………………………………... 8
1.4.Учет материалов на складах и его связь с учетом материалов в бухгалтерии …………… 11
1.5 Учет движения материалов в бухгалтерии …………………………………………………………………. 12
1.6 Пути совершенствования учета материалов ……………………………………………………………….. 14
2. Нормативно-правовое регулирование учета материалов………………… 15
3. Обзор литературы…………………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………... 20
Литература……………………………………………………………………… 22

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.docx

— 55.36 Кб (Скачать файл)

Таким образом, ведомость № 10 “Движение  товарно-материальных ценностей” обеспечивает решение большинства задач, стоящих  перед бухгалтерским учетом материалов, но обязательным дополнением к ведомости  № 10 является ведомость № 11 “Движение  материальных ценностей (по учетным  ценам) по цеховым самостоятельным  складам или по цехам на производстве, не имеющим складов” .

Ведомость № 11 заполняется в бухгалтерии  предприятия на основе производственных отчетов цехов, накладных на возврат  материалов, накопительных и группировочных ведомостей по движению малоценных и быстроизнашивающихся предметов и прочих документов, позволяющих определить объем полученных и возвращенных ценностей разного вида каждым цехом, а также оставшихся в цехах и израсходованных. Показатели ведомости № 11 отражаются в разделе III ведомости № 10 расход цеховых самостоятельных кладовых и остатки в цехах, не имеющих самостоятельных складов) .

Следовательно, по первому разделу  ведомости ЛГ? 10 можно производить  взаимосверку данных складского и бухгалтерского учета по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов, по учетным ценам, что необходимо при оперативно бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов.

По второму разделу ведомости  можно выявлять общий объем ценностей  в разрезе групп материалов и  балансовых статей в двух оценках  — по учетным ценам и фактической  себестоимости, что дает возможность  рассчитать суммы и проценты транспортно-заготовительных  расходов или отклонений от плановых цен.

В третьем разделе выявляются важнейшие  показатели бухгалтерского учета —  фактическая себестоимость израсходованных  на производство материалов, их окончательный  расход и их остатки на конец месяца по группам материалов — для заполнения статей баланса.

 

 

 

1.6 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ

 

С целью экономии материалов и ресурсосбережения  необходимо шире применять в практике такой экономический стимул, как  премирование рабочих. Для этого  необходимо внедрение системы лицевых  счетов экономии на рабочих местах и строгое нормирование расхода  материалов, чему способствует переход  на нормативный метод планирования и учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Рабочие места сотрудников должны быть оснащены компьютерами (внедрение  современных ПЭВМ), что позволит выполнять намного больше задач:

 

· экономия времени при обработке  информации;

 

· специально установленная программа  «1С бухгалтерия» позволяет проводить  бухгалтерский учет как отдельных  участков, так и в целом по предприятию, с помощью составления необходимой  документации, оборотно-сальдовых ведомостей, карточек, анализов счетов и т.д.

 

На примере выбранной мною организации  можно сказать, что учет материалов ведется по всем участкам работы. Для  этого ведется четкое распределение  обязанностей по проведению учета между  отдельными исполнителями, т.е. каждый сотрудник проводит детальный учет всей поступающей информации по своему участку работы. Это способствует более эффективному использованию  рабочего времени специалистов и  обеспечивает правильность и своевременность  учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормативно-правовое регулирование  учета материалов

Законодательство государства  представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании хозяйственных отношений.

Законодательство Республики Беларусь включает в себя:

- Кодексы государства и принятые  в соответствии с ним законы.

-Декреты, Указы и распоряжения  Президента Республики Беларусь.

- Постановления правительства  Республики Беларусь.

- Нормативные правовые акты  республиканских органов управления  и государственного самоуправления.

Установлено, что высшей юридической  силой в системе законодательства Республики Беларусь обладают Конституция  Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь.

Нормативно-правовыми актами для  регулирования вопросов учета и  организации расчетов с Фондом социальной защиты населения выступают следующие  документы:

1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994г. с учетом последних изменений от 26.12.2007  №302-3. Настоящий закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республики Беларусь.

2. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 №50 «Об установлении Типового плана счетов  Бухгалтерского учета, утверждении  Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства Финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». Типовой план счетов и Инструкция по его применению предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. На основании Типового плана счетов и инструкции организация утверждает Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности.

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ  МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 июля 2009 г. № 50

Об утверждении Инструкции о  порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных  материалов сельскохозяйственными  организациями

На основании части третьей  статьи 5 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском  учете и отчетности» и подпункта 4.32 пункта 4 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1590, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию  о порядке учета поступления,  хранения и расходования горюче-смазочных  материалов сельскохозяйственными  организациями.

2. Признать утратившим силу постановление  Министерства сельского хозяйства  и продовольствия Республики  Беларусь от 23 августа 2002 г. №  24 «Об утверждении Положения о  порядке учета поступления, хранения  и расходования горюче-смазочных  материалов сельскохозяйственными  организациями» (Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 107, 8/8545).

4. Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 06.04.2004 № 28 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях".

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 г. № 166-3.

Настоящий Кодекс устанавливает систему  налогов, сборов (пошлин), взимаемых  в республиканский и (или) местные  бюджеты, основные принципы налогообложения  в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления  налогового контроля, обжалования решений  налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает  права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым  законодательством.

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ  СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 ноября 2012 г. № 1105

Об утверждении перечня мероприятий  технического (технологического, поверочного) характера

В соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. № 332 «О некоторых мерах  по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый перечень  мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.

2. Республиканским органам государственного  управления определить в отношении  мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, включенных  в перечень, указанный в пункте 1 настоящего постановления, порядок  их осуществления в случае, если  такой порядок не установлен  в соответствии с актами законодательства, предусмотрев запрет на осуществление  таких мероприятий контролирующим (надзорным) органом в установленный  период, если в данный период  эти мероприятия проведены его  вышестоящим органом, их структурными  подразделениями (территориальными  органами, подчиненными организациями).

3. Настоящее постановление вступает  в силу после его официального  опубликования.

 

7. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 июля 2011 г. N 129

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, УЧЕТУ ЗАТРАТ И  КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ  ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ

В целях единообразного определения  состава затрат, включаемых в себестоимость  издательской продукции, и в соответствии с абзацем двадцатым пункта 4 Положения  о Министерстве информации Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2001 г. N 1545, ПРИКАЗЫВАЮ

1. Утвердить прилагаемые Методические  рекомендации по планированию, учету  затрат и калькулированию издательской продукции.

2. Приказ вступает в силу со  дня его подписания.

8. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5 декабря 1995 г. № 54

 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО  ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И

 ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Настоящие   Методические  указания  устанавливают  порядок

проведения  инвентаризации  имущества  и   финансовых   обязательств

предприятий   (учреждений)   и   оформления   ее   результатов.  Под

предприятием (учреждением) в дальнейшем понимаются юридические  лица

по  законодательству  Республики  Беларусь  (кроме банков),  включая

организации,  основная деятельность которых  финансируется  за  счет

средств бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1. В журнале «Главный бухгалтер» от марта 2012 года была представлена статья « Метод списание материалов», которая была написана аудитором Игорем Кинцаком. В данной статье предлагаются несколько методов списания затрат.

Действительно, п.9 Основных положений  по составу затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина, Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 №210/161/151, предусмотрено, что включение в состав себестоимости материалов производится в соответствии с учетной политикой, принятой в организации, с использованием одного из следующих методов оценки запасов:

-по средневзвешенным ценам;

-по учетным ценам с учетом  отклонений от фактической стоимости;

-по ценам последнего приобретения(ЛИФО);

-по ценам первого приобретения (ФИФО);

Применение иных методов оценки запасов при их включении в  себестоимость устанавливается  законодательством.

По мнению автора, метод ЛИФО в  условиях роста цен позволяет  более точно оценить прибыль  в ущерб точности оценки запасов; метод ФИФО наоборот, предполагает точность оценки запасов в ущерб  точности оценки прибыли.

2. В журнале «Бухучет» № 47(48), декабрь 2012 была представлена статья «Учет поступления строительных материалов», которая была написана Д.И. СЫЧ.

Под строительными материалами  понимаются материалы, предназначенные  для обработки, переработки или  использования при производстве строительных и иных специальных  монтажных работ (далее - строительные работы) и предусмотренные в перечнях к сметным нормам на производство этих работ (п. 4 Инструкции о  порядке бухгалтерского учета строительных материалов, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства  Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 4, в ред. от 8 января 2009 г.; далее - Инструкция № 4).

Наиболее распространенным способом является получение материалов от поставщиков. При таком поступлении необходимо провести следующие процедуры:

-зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов (типовая форма  М-1);

-проверить соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренным договором;

-акцептовать (оплатить) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от акцепта (от оплаты);

-определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

-передавать документы в подразделения организации (бухгалтерская служба, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации (п. 7 Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. №  114; далее - Инструкция № 114).

3. В журнале «Налоговый вестник» от ноября 2011, представлена статья «Учет сырья, материалов и заработной платы основных производственных рабочих при строительстве хозяйственным способом», которая была написана ведущим аудитором Василием Пасевичем. В данной статье рассматривается способ оформления учета сырья и материалов, а также что для этого необходимо.

Для учета сырья и материалов, использованных в строительстве, предназначен счет 10 «Материалы», который ведется  в разрезе субсчетов 10-2 «Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали»  и 10-8 «Строительные материалы». Не исключено, что какая-то часть строительных материалов может списываться и  с других субсчетов, если они используются в иных сферах деятельности.

Информация о работе Учет материалов