Учет на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.
Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством.
Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

Файлы: 1 файл

учет на мп.docx

— 45.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Упрощенная форма бухгалтерского учета

    Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового Плана счетов составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам.  
Простая форма бухгалтерского учета

Малые предприятия, совершающие не более тридцати хозяйственных операций в месяц, не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности.  
Помимо Книги малое предприятие должно вести ведомость учета заработной платы, в которой учитываются расчеты по оплате труда с работниками, по налогу на доходы физических лиц с бюджетом.  
Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.  
Книга содержит все счета из рабочего плана счетов, утвержденного малым предприятием, и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.  
Вести книгу можно в виде ведомости, открывая ее на месяц, используя при необходимости вкладные листы для учета операций по счетам. Если Книга открывается для учета операций в течение всего года, она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице следует записать количество содержащихся в ней страниц, заверить запись подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.  
Записи в книге начинаются с внесения сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым такие остатки имеются.  
По окончании месяца выявляется финансовый результат, отражаемый в книге отдельной строкой, подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников. После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников за месяц выводится сальдо по каждому их виду на 1-е число следующего месяца.  
Схема документооборота при простой форме бухгалтерского учета выглядит следующим образом: Первичные учетные документы - Ведомость заработной платы - Книга учета фактов хозяйственной деятельности - Кассовая книга- Баланс и отчетность.  
Форма учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия  
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:  
1. Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма №В-1);  
2. Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма №В-2);  
3. Ведомость учета затрат на производство (форма №В-3);  
4. Ведомость учета денежных средств и фондов (форма №В-4);  
5. Ведомость учета расчетов и прочих операций – (форма №В-5);  
6. Ведомость учета реализации (форма №В-6 (оплата));  
7. Ведомость учета расчетов и прочих операций (форма №В-6 (отгрузка));  
8. Ведомость учета расчетов с поставщиками (форма №В-7);  
9. Ведомость учета оплаты труда (форма №В-8);  
10. Ведомость (шахматная) – (форма №В-9).  
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.  
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и другие).  
Обобщение месячных итогов, отраженных в ведомостях, производится в шахматной ведомости по форме №В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость. Оборотная ведомость, в свою очередь, служит для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.  
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.  
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов — красной).  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности налогообложения малых предприятий  

      Малое предпринимательство - это совокупность независимых  мелких и средних предприятий, выступающих как экономические  субъекты рынка. Главным финансовым  инструментом, регулирующим взаимоотношения  малого бизнеса с государством, остается налогообложение.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 05.07.2010), субъектами малого предпринимательства являются внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие таким условиям: 
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%; 
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: 
а) от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий; 
б) до 100 человек включительно - для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек; 
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. 
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) малые предприятия имеют право применять: 
1) общий режим (систему) налогообложения, при котором уплачиваются в бюджет все установленные налоги; 
2) специальные налоговые режимы: 
- упрощенную систему налогообложения; 
- систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 
- иные специальные налоговые режимы. 
Общая система налогообложения (ОСН) является налоговым режимом "по умолчанию" - его обязаны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, не облагаемые единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), и не представившие в налоговый орган заявление о намерении использовать специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения (УСН) или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ЕСХН). Также общую систему налогообложения обязаны применять все предприятия, годовой доход которых превысил 60 млн. руб. Помимо уплаты всех основных налогов и ведения налогового учета юридические лица, применяющие ОСН, обязаны в полном объеме вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность - баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2) и ряд других отчетов. Индивидуальные предприниматели, в отличие от юридических лиц, вести бухгалтерский учет не обязаны, хотя и вправе делать это добровольно, для собственных целей. 
Перечислим основные налоги, отличающие общую систему налогообложения от других налоговых систем. 
Налоги юридических лиц: 
- налог на прибыль организаций; 
- налог на добавленную стоимость; 
- налог на имущество организаций. 
Налоги индивидуальных предпринимателей: 
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ); 
- налог на добавленную стоимость; 
- налог на имущество физических лиц. 
Также, вне зависимости от применяемой системы налогообложения (ОСН, УСН, ЕНВД или др.) и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, производящие выплаты физическим лицам (например, заработной платы своим работникам, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и т.п.), обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды (табл. 1), удерживать НДФЛ из заработной платы и других выплачиваемых физическим лицам доходов и перечислять его в бюджет, выступая в качестве налогового агента. 
      Упрощенная система налогообложения (она же "упрощенка") - самый распространенный налоговый режим, применяемый предприятиями малого бизнеса. Она завоевала свою популярность по многим причинам, среди которых можно выделить значительно меньшую по сравнению с ОСН налоговую нагрузку, простоту ведения учета и отсутствие необходимости представлять в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, а также добровольность выбора данной налоговой системы. Упрощенную систему налогообложения вправе использовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, если они соблюдают требования ст. 346.12 НК РФ (табл. 2). Налогоплательщик, соответствующий указанным требованиям, имеет право избрать УСН либо остаться на общей системе налогообложения. 
Условия перехода на упрощенную систему налогообложения

Показатель

Для организации                  

Для индивидуальных предпринимателей

Объем выручки (доход от реализации) за девять месяцев с учетом индекса-дефлятора

15 млн. руб.

Не установлен

Средняя численность работников, рассчитываемая за год 

100 чел.

100 чел.

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов 

100 млн. руб.

Не установлен

Доля уставного капитала  юридических лиц

25 %

Не установлен

Наличие филиалов и представительств отраженных в учредительных документах

0

Не установлен


 
В УСН уплата основных налогов, на которых базируется общая система налогообложения, - налога на прибыль у юридических лиц, НДФЛ у индивидуальных предпринимателей (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), НДС и налога на имущество заменена уплатой единого налога, официально именуемого "налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения". Ставка е единого налога при упрощенной системе налогообложения составляет 6% (если объектом налогообложения являются доходы)  либо 15% (если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).  
   Под доходами при определении налоговой базы при УСН понимаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также различные внереализационные поступления (например, от долевого участия в каких-либо организациях, в виде процентов по договорам займа и т.д.). Что касается расходов, учитываемых при расчете "упрощенного" налога со ставкой 15%, то их перечень является закрытым и приведен в ст. 346.16 НК РФ. Если доля документально подтверждённых расходов велика, то более выгодно уплачивать единый налог по ставке 15% от разницы между доходами и расходами. Если же доля расходов мала или их нельзя подтвердить надлежаще оформленными документами (актами приема-передачи, накладными, товарными чеками, чеками ККМ и т.д.), то более выгоден 6%-ный налог, исчисляемый с суммы доходов. 
    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается налогоплательщиками самостоятельно. В течение года налогоплательщик уплачивает авансовые платежи по налогу.  
Налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Никакую отчетность по единому налогу в течение года в налоговую инспекцию представлять не требуется, обязанностью налогоплательщика до окончания года является только уплата авансовых платежей по налогу. Налоговая декларация по единому налогу подается в налоговый орган только один раз в год.

      Единый  налог на вмененный доход -налог, вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов Федерального значения, применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определенные виды деятельности. ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов.

Список облагаемых налогом объектов ограничен Федеральным законодательством:

 

- бытовые и ветеринарные  услуги;

- услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных  средств;

- автотранспортные услуги;

- розничная торговля;

- услуги общественного питания;

- размещение наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах;

услуги временного размещения и проживания;

- передача в аренду торговых мест и земельных участков для торговли.

Региональные и местные власти могут вводить ЕНВД по указанным объектам, с возможностью их уточнения.

     Налоговая база за месяц определяется произведением базовой доходности, значения физического показателя и коэффициента-дефлятора (К1), задаваемых федеральным законодательством, а также коэффициента К2 учитывающего особенности ведения деятельности и с возможностью изменения субъектами РФ. На федеральном уровне К2 ограничен пределами не менее 0,005 и не более 1.

         Налог является значимым источником доходов местных бюджетов потому, как за вычетом социальных налогов, в случае их оплаты, остаётся в муниципалитете. С 2013 года ЕНВД стал добровольным.

        Патентная  система налогообложения введена  с 2013 и заменяет действующую до  конца 2012 года Упрощенную систему  налогообложения на основе патента.

Патентная система налогообложения (далее ПСН) является разновидностью специального налогового режима, ей посвящена глава 26.5 Налогового кодекса.

   Применять ПСН  могут исключительно индивидуальные  предприниматели. При этом, если  средняя численность работников  по всем видам деятельности  за налоговый период (включая  работников по договорам гражданско-правового характера) превышает 15 человек, ИП применять ПСН не имеет права.

Сущность ПСН состоит в получении патента на определенный срок, заменяющего собой уплату некоторых налогов. Получение патента, например, по виду деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом" заменяет собой уплату налога с доходов, получаемых ИП, именно по этому виду деятельности. Если у ИП есть еще какая-либо деятельность, по которой патент не получался, то такая деятельность облагается в рамках другой системы налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН, ЕНВД).

        Для  получения патента необходимо  подать заявление в налоговый  орган по месту постановки  индивидуального предпринимателя  на учет не позднее чем за 10 дней (рабочих) до начала применения патента. Патент действует только на территории того региона, в котором он выдан. Если ИП хочет работать на патенте в регионе, где он не стоит на учете по месту жительства, он может подать заявление о выдаче патента в любую налоговую инспекцию данного региона.

    Налоговая инспекция  обязана выдать патент в течение 5-ти рабочих дней с даты получения заявления. Если принято решение об отказе в выдаче патента, об этом обязаны уведомить ИП в течение так же 5-ти рабочих дней.

Отказать в выдаче патента могут в следующих случаях:

- указание вида деятельности  в заявлении, который не попадает  под патентную систему

- указание неправильного  срока действия патента

- если ИП потерял право  применять патенты в текущем  календарном году 

- в случае наличия недоимки  по налогу ПСН

Стоимость патента (СП) рассчитывается по формуле:

СП = ПД х 6%,

где ПД - потенциально возможный к получению доход. 6% - налоговая ставка (ст.346.50 НК)

В законе субъекта РФ указываются величина потенциально возможного к получению дохода для определения размера стоимости патента. Размер потенциально возможного дохода устанавливается на один календарный год. Если законом субъекта годовой доход на следующий календарный год не изменен, то действует доход, установленный на предыдущий год.

В случае получения патента на срок менее двенадцати месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.

ИП, применяющие патентную УСН, ведут налоговый учет доходов от реализации в книге учета доходов ИП, применяющего патентную систему налогообложения. Книга утверждена  приказом от 22.10.2012 № 135н. Книга ведется по каждому патенту отдельно (что несколько бессмысленно, но так написано в законе)

Учет доходов ведется кассовым методом, т.е. по поступлению денег на счет или в кассу. Если доход получен в натуральной форме, то в день получения этого дохода. Если производится взаимозачет требований, то по дате проведения взаимозачета. Другие правила подсчета доходов можно прочесть в ст.346.53.

Налоговые декларации по ПСН не сдаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Бухгалтерская финансовая отчетность малых предприятий

    В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и

приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г.

№ 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» субъект малого

предпринимательства вправе самостоятельно принять решение о

формировании бухгалтерской отчетности:

1) по упрощенной системе;

2) в общем порядке.

Малые предприятия вправе самостоятельно принять решение о составе и объеме заполняемой информации в бухгалтерской отчетности . Указанные фирмы могут выбирать формы отчетности — традиционные или упрощенные. При использовании традиционных форм субъекты малого предпринимательства вправе ограничиться балансом и отчетом о финансовых результатах, включая в отчетность показатели только по группам статей.

Информация о работе Учет на малых предприятиях