Учет нефинансовых активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Основным нормативным документом, определяющим порядок ведения бюджетного учета нефинансовых активов Филиала, является Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10.01.2006 г. №25н.
Указанным нормативным документом нефинансовые активы бюджетных учреждений для целей их отражения в бюджетном учете детализированы по следующим группам:
Основные средства;
Нематериальные активы;
Непроизведенные активы;
Материальные запасы [11].
Дадим характеристику каждой из представленных групп нефинансовых активов.

Файлы: 1 файл

федос.docx

— 58.07 Кб (Скачать файл)

Постановка на балансовый учет 

 
    Как уже отмечалось выше, принятие к  учету объектов основных средств  осуществляется на основании решения  комиссии по поступлению и выбытию  активов, оформленного Актами по формам 0306001, 0306030 и 0306002. Поскольку оформление актов производится после формирования первоначальной (балансовой) стоимости, то, таким образом, комиссии придется еще раз участвовать в процедуре принятия к учету данного объекта основного средства.  
    В бухгалтерском учете записи по принятию основных средств на балансовый учет по сформированной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов: 
    0 10110 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения";  
    0 10120 000 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения"; 
    0 10130 000 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения"; 
    0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга". 
    При этом счета данной группы корреспондируют по кредиту с соответствующими аналитическими счетами счета 10601 "Вложения в основные средства". 
    Принятие к бюджетному учету вновь выстроенных зданий, сооружений, а также реконструированных и достроенных казенными учреждениями зданий, сооружений отражается в соответствии с Инструкцией № 162н: 
  
    Дебет счета 0 10110 310 "Основные средства" (0 10111 310, 0 10112 310, 0 10113 310)  
    Кредит счета 0 10611 310 "Увеличение вложений в недвижимое имущество учреждений - основные средства". 
  
    Принятие к бюджетному учету объектов основных средств по первоначальной (балансовой) стоимости, сформированной при их приобретении, изготовлении хозяйственным способом, или по стоимости работ по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию автономными и бюджетными учреждениями в соответствии с Инструкциями № 183н и № 174н соответственно отражается на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002):  
  
    Дебет счета 0 10110 000(310) "Основные средства" (0 10115 000(310), 0 10118 000(310), 0 10121 000(310) - 0 10128 000(310), 0 10131 000(310) - 0 10138 000(310))  
    Кредит счета 0 10600 000(310) "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 0 10621 000(310) "Увеличение вложений в особо ценное движимое имущество - основные средства". 
 

Определение срока  полезного использования 

 
    В момент принятия основного средства к балансовому учету необходимо определить и указать в Акте срок его полезного использования.  
    Напомним, что, согласно пункту 44 Инструкции № 157н, сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен.  
    Срок полезного использования объектов основных средств для начисления амортизации определяется исходя из информации, содержащейся в постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Кроме того, по объектам, включаемым в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп. По объектам, отнесенным в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Министров СССР от 22.10.1990 № 1072. Если в этих постановлениях нет точной информации, то применяются рекомендации, содержащиеся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества. 
    В случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, как уже отмечалось выше, определяются на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом особенностей. Комиссия определяет также сроки полезного использования в случаях изменения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе при проведенных достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации.  
 

Аналитический учет объектов основных средств 

 
    Согласно пункту 54 Инструкции № 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества.  
 

Актуальные группы объектов 

 
    В соответствии с Единым планом счетов структуру основных средств, учитываемых в составе нефинансовых активов в государственных (муниципальных) учреждениях независимо от типа, можно представить в виде следующей схемы: 
 

Схема 1. Структура объектов основных средств  государственных (муниципальных) учреждений согласно Единому плану счетов     

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЙ

                                     

НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

 

ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

 

ПРЕДМЕТЫ  
ЛИЗИНГА

 

ИМУЩЕСТВО  
КАЗНЫ

                     
 

Особо ценное  
движимое  
имущество

 

Иное  
движимое  
имущество

   

КУ

БУ

АУ

 

КУ

БУ

АУ

 

КУ

БУ

АУ

 

КУ

БУ

АУ

 

КУ

БУ

АУ

+

+

+

 

-

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

-

-


 

  
    Очевидно, что объекты имущества  казны могут находиться на учете  только в органах исполнительной власти, представляющих интересы публично-правовых образований. В соответствии с положениями  Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ органы исполнительной власти в 2011 году получают статус казенных учреждений. При этом имущество казны не может быть объектом учета в автономных и бюджетных учреждениях. 
    В свою очередь, согласно Единому плану счетов, особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) не является объектом учета в казенных учреждениях. Объекты ОЦДИ подлежат учету только в автономных и бюджетных учреждениях.  
    Внутри каждой группы объекты основных средств также разделяются по соответствующим видам, подразделам классификации согласно ОКОФ. В Едином плане счетов каждому виду имущества соответствует аналитический код: 
    1 "Жилые помещения"; 
    2 "Нежилые помещения"; 
    3 "Сооружения"; 
    4 "Машины и оборудование"; 
    5 "Транспортные средства"; 
    6 "Производственный и хозяйственный инвентарь"; 
    7 "Библиотечный фонд"; 
    8 "Прочие основные средства". 
    Очевидно, что для выполнения требования Единого плана счетов учреждениям в зависимости от принадлежности к тому или иному типу учреждения следует организовать соответствующий аналитический учет основных средств. 
    Приведение аналитического учета основных средств в соответствие с Единым планом счетов потребует в 2011 году наибольших усилий от бухгалтеров автономных и бюджетных учреждений. Это связано в первую очередь с тем, что из общей "массы" объектов необходимо вычленить те объекты основных средств, что по соответствующим критериям, установленным Учредителем, должны быть отнесены к ОЦДИ и, следовательно, с 2011 года учитываться на отдельном синтетическом счете. 
    Такая работа, на наш взгляд, будет состоять из нескольких этапов. 
 

Делим на группы 

 
    На данном этапе все объекты  основных средств, имеющиеся на балансе  учреждения по состоянию на 1 января 2011 года, необходимо разделить на вышеуказанные  группы, а именно на: 
    — недвижимое имущество (счет 0 10110 000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения"); 
    — движимое имущество (счета 0 10120 000 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения" и 0 10130 000 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения"); 
    — предметы лизинга (счет 0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга"); 
    — имущество казны (для казенных учреждений счет 0 10800 000 "Нефинансовые активы имущества казны"). 
    Обратите внимание, что на балансовом счете 0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга" подлежат учету объекты ОС только в том случае, если договором лизинга предусмотрен учет такого имущества на балансе учреждения. В противном случае предмет лизинга должен будет числиться на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". 
    Таким образом, если в учреждении по состоянию на 1 января 2011 года числятся основные средства, полученные по договору лизинга, то необходимо внимательно изучить положения соответствующего договора. И только после этого принять решение об отнесении предметов лизинга на счет 0 10140 000 "Основные средства - предметы лизинга" или забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование". 
 

Распределяем по аналитическим  кодам 

 
    На следующем этапе объекты  по каждой группе необходимо разбить  по соответствующим аналитическим  кодам счетов синтетического учета, указанным выше.  
    Сведения по каждому объекту основных средств отражаются в Инвентарной карточке (ф. 0504031, ф. 0504032). 
    Согласно пункту 54 Инструкции № 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3 000 рублей включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества.  
    Кроме того, в целях контроля соответствия учетных данных по объектам основных средств, формируемых материально ответственными лицами, сведениям на соответствующих счетах аналитического учета нефинансовых активов составляется соответствующая Оборотная ведомость. 
    Подготовив данные об объектах основных средств в разрезе групп и аналитических кодов, далее необходимо организовать документооборот по учету операций по поступлению и выбытию объектов основных средств. 
 

Инвентарный номер  

 
    В соответствии с пунктом 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Напомним, что инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.  
    Согласно пункту 46 Инструкции № 157н каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества (кроме объектов стоимостью до 3 000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости) присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.  
    Напомним, что инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.  
    На наш взгляд, целесообразно предусмотреть в инвентарном номере, которые будут присваиваться объектам основных средств, поступившим в 2011 году, разряд, характеризующий принадлежность данного объекта к соответствующей группе: 
    — недвижимое имущество; 
    — ОЦДИ; 
    — иное движимое имущество; 
    — предметы лизинга. 
    Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются. 
 

Регистры учета  основных средств 

 
    В соответствии с пунктом 55 Инструкции № 157н учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.  
    При этом Инструкцией № 157н установлено, что учет операций по поступлению объектов основных средств ведется: 
    в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций принятия к учету объектов основных средств по сформированной первоначальнойстоимости или операций по увеличению первоначальной (балансовой) стоимости объектов основных средств на сумму фактических затрат по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию; 
    в Журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов основных средств. 
    Для организации достоверного учета, на наш взгляд, целесообразно организовать ведение журналов операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов по каждой группе объектов основных средств, а именно: 
    — недвижимое имущество; 
    — ОЦДИ; 
    — иное движимое имущество; 
    — предметы лизинга. 
    Записи в Журналах операций будут производиться на основании соответствующих первичных документов: актов, накладных и т.п. Напомним, что операции по внутреннему перемещению объектов основных средств отражаются на основании Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032). 
    Обратите внимание, что, согласно пункту 49 Инструкции № 157н, дата признания операций по принятию, выбытию (в том числе по основанию решения о списании) объекта основных средств определяется с учетом положений не только Инструкции № 157н, но и Инструкций по применению Планов счетов, устанавливающих правила признания обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов) для соответствующих типов государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных, автономных). Однако никаких особых указаний в Инструкциях № 162н (для КУ), 174н (для БУ), 183н (АУ) на определение даты признания для отражения в учете таких операций не содержится.  
    В то же время в Инструкции № 157н отмечается, что принятие к учету объекта основных средств, являющегося предметом лизинга в случае, если по условиям договора лизинга указанный объект поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, осуществляется на основании первичного документа лизингополучателя по дате получения имущества лизингополучателем.  
    Подводя итог, отметим, что для организации аналитического учета объектов основных средств в учреждении необходимо разработать рабочий план счетов, график и правила документооборота, структуру инвентарного номера, провести мероприятия по обучению сотрудников установленному порядку. 
    Кроме того, принятый в учреждении порядок организации и ведения учета основных средств должен быть закреплен в учетной политике учреждения. 
 

Заключение 

 
    На наш взгляд, весьма важно, чтобы в сложившихся после  введения Инструкции № 157н обстоятельствах работники бухгалтерии не остались один на один со своими проблемами по ведению бухгалтерского учета. Согласно статье 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель учреждения несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.  
    Поэтому при формировании учетной политики руководитель учреждения вместе с главным бухгалтером должны организовать учет с целью обеспечения четкого документооборота, должного выполнения всеми работниками учреждения указаний главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций, что позволит учреждению не нарушать правила ведения бухгалтерского учета основных средств и других нефинансовых активов.

 


Информация о работе Учет нефинансовых активов