Учет нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе отражены теоретиче-ские аспекты по особенностям учета нематериальных активов. Во второй главе отражено решение сводной задачи.

Содержание работы

Введение
I. Особенности учета нематериальных активов
I.1Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
I.2Учет движения нематериальных активов
I.3Особенности амортизации нематериальных активов
I.4Деловая репутация организации как особый вид нематериальных активов
I.5Инвентаризация нематериальных активов
I.6Трактовка понятия нематериальных активов в российском и международном законодательстве
II ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Учет не материальных активов курсовая.doc

— 596.50 Кб (Скачать файл)
  1. линейным способом, при котором амортизационные отчисления определяются исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы, исчисленной предприятием на основе срока полезного использования нематериальных активов.
  2. списанием стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) — амортизация начисляется исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ, услуг) за весь период полезного использования нематериального актива;
  3. способом уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизационные  отчисления по нематериальным активам начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа в размере 1/12 годовой суммы.

Ежемесячную сумму амортизационных  отчислений можно определить по формуле

 где  А — ежемесячная сумма амортизационных отчислений (руб.);

БС — балансовая стоимость нематериальных активов (тыс. руб.);

 Н — годовая норма амортизационных отчислений (%).[10, стр. 221-223]

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.

По аналогии с основными средствами начисление амортизации по нематериальным активам целесообразно начинать с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода объектов в эксплуатацию, и прекращать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия из эксплуатации. [11, стр. 161-163]

 

I.4 Деловая репутация организации как особый вид нематериальных активов

 Стоимость любой организации, взятой в целом как единый имущественно-хозяйственный комплекс, отлична от совокупности ее активов и обязательств. Другими словами, между стоимостью организации и чистой стоимостью ее имущества всегда есть разница. Эта разница представляет собой деловую репутацию организации, или гудвилл (Goodwill). [14, стр. 110]

 Деловая репутация организации в соответствии с пунктом 27 ПБУ 14/2001 может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Зарубежные экономисты определяют деловую репутацию (англ. goodwill) как разницу между рыночной стоимостью компании (или ценой реализации, с которой согласны и покупатель, и продавец) и стоимостью (или суммой рыночных цен) ее активов в отдельности. Такой подход называется теорией «большого котла», то есть гудвилл — цена, которую покупатель готов заплатить за фирму сверх рыночной стоимости ее материальных активов. Только используя такой порядок, можно добиться объективности.

Деловая репутация стоит особняком  не только в ряду других нематериальных активов, но и во всех иных активах предприятия. Она не может быть самостоятельным предметом сделки, ее нельзя продать, обменять или подарить. Деловая репутация не принадлежит компании на праве собственности, не может быть отчуждена и существовать отдельно от компании. [8, стр. 2-3]

Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

 Отрицательную деловую репутацию организации можно определять как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием определенных факторов, влияющих на ее оценку (например, наличия стабильных покупателей, репутации качества продукции, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала), и учитывать как доходы будущих периодов.

В составе нематериальных активов  учитывается только положительная деловая репутация. Ее стоимость амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации). При этом в бухгалтерском учете амортизационные отчисления отражаются путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости, то есть без применения счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

В свою очередь отрицательная деловая  репутация учитывается как доходы будущих периодов и равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход.[4, стр.74-75]

Отражение деловой репутации в бухгалтерском балансе производят приватизированные в процессе проведения аукционов и конкурсов. А также предприятия, консолидирующие отчетность головной и дочерних организаций.

Управление деловой репутацией должно проводиться в рамках управления нематериальными активами через: оптимизацию структуры нематериальных активов; целенаправленное изменение состава и стоимости нематериальных активов, принадлежащих предприятию (организации); выбор амортизационной политики; принятие и реализацию решений о выбытии или приобретении отдельных нематериальных активов.

Необходима дальнейшая доработка ПБУ 14/2000 в части приближения определения деловой репутации в национальных стандартах бухгалтерского учета к определению в международных стандартах финансовой отчетности. Следующий шаг — определение элементов деловой репутации и уточнение порядка ее оценки. После этого, возможно, следует включить деловую репутацию в перечень амортизируемого имущества по статье 257 Налогового кодекса РФ.

Было бы грубой ошибкой нравственную оценку деятельности российского предприятия количественно оценивать на основе стоимостного выражения деловой репутации. Практика показывает, что многие известные отечественные предприятия, к которым за долгие годы сложилось устойчивое доверие покупателей, к сожалению, имеют отрицательную оценку деловой репутации. И дело здесь скорее в системе налогообложения и бухгалтерского учета, которые излишне сложны и нерациональны. Когда Минфину РФ удастся изменить здесь что-то в лучшую сторону, тогда не пройдет и двух-трех лет, как бухгалтерское определение деловой репутации совпадет с нравственной оценкой деловой репу тации этого предприятия на потребительском рынке. [8, стр. 2-3]

Схема возникновения  деловой репутации.

 

I.5 Инвентаризация нематериальных активов.

 

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. 28.03.2002) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию нематериальных активов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие прав, их состояние и оценка

При инвентаризации нематериальных активов  необходимо проверить:

наличие документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов;

правильность и своевременность  отражения нематериальных активов в балансе.

Принципы инвентаризации нематериальных активов:

    • инвентаризация прав не должна быть тотальной. Например, объем архива на некоторых предприятиях бывшего военного комплекса может составлять в среднем 1 млн. единиц хранения. Работа с этой информацией займет достаточно много времени, потребует немалых денежных средств;
    • инвентаризация должна быть инициативной;
    • обязательная инвентаризация может проводиться в строго ограниченных случаях. Проведение инвентаризации обязательно:
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ;
    • при  инвентаризации должны быть разграничены вещные права, регулируемые Федеральным законом от 20.02.95 N2 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации») и права интеллектуальной собственности (ИС), регулируемые вышеуказанными нормативно-правовыми актами;
    • при выявлении патентоспособных результатов интеллектуальной деятельности (РИД) необходимо принять решение о перспективности этих результатов и эффективности их защиты и охраны.

Инвентаризации  подлежат все нематериальные активы, в том числе и права, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, а также права, не учтенные по каким-либо причинам.

Для проведения инвентаризации создается  постоянно действующая инвентаризационная комиссия, члены такой комиссии отвечают за своевременность и правильность проведения инвентаризации, за полноту и точность несения данных в инвентаризационные описи.

  Такие описи могут быть заполнены как машинным, так и ручным способом. Эти описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества. При этом необходимо составить отдельные описи на права использования ОИС, не принадлежащие организации, числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах.

Для оформления инвентаризации применяют  первичную учетную документацию по инвентаризации имущества, утвержденную постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88, в частности форму ИНВ-1а «Инвентаризационная опись нематериальных активов».

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. В настоящий момент нет утвержденных форм сличительных ведомостей. Поэтому на основании п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» соответствующая форма сличительной ведомости разрабатывается и утверждается руководителем организации аналогично форме ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств», определенной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26), утвержденной постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 № 26. [3, стр. 18]

 

I.6 Трактовка понятия нематериальных активов в российском и международном законодательстве

 

Уже не первый год продолжается реформа российского бухгалтерского учета с целью адаптации его к требованиям международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время принято уже 16 отечественных положений по бухгалтерскому учету, базой для многих из которых стали соответствующие международные аналоги. Однако проблемы соответствия российского учета требованиям международных стандартов сохраняются. Одной из дискуссионных проблем является степень соответствия российских и международных стандартов в отношении учета нематериальных активов (НА). Учету НА в международных стандартах финансовой отчетности посвящен МСФО 38 «Нематериальные активы», а в России - его аналог - положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 91н. Рассмотрим, является ли в действительности ПБУ 14/2000 полным аналогом МСФО 38 и соответствует ли сегодня учет нематериальных активов в российских организациях требованиям международных стандартов.

По МСФО 38 НА:

представляет собой идентифицируемый неденежный актив; не имеет физической формы;

содержится для использования  в производстве, предоставления товаров или услуг, для сдачи в аренду или для административных целей;

контролируется  компанией в результате прошлых событий.

Кроме того, от НА ожидаются экономические выгоды.

Сопоставив  условия отнесения объекта к НА в МСФО 38 и ПБУ 14/2000, можно сделать вывод, что большинство из условий, требуемых в ПБУ 14/2000, равноценны условиям, заложенным в МСФО 38.

 

 

Объект

По  МСФО 38

По  ПБУ 14/2000

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, модель

Относится к НА

Относится к НА

Исключительное  авторское право на программы для ЭВМ, базы данных

Относится к НА

Относится к НА

Исключительное  право на товарный знак

Не  относится к НА, если товарный знак создан внутри предприятия

Относится к НА

Лицензии

Относятся к НА

Не  относятся к НА

Организационные расходы

Не  относятся к НА

Относятся к НА

Деловая репутация

Не  относится, если деловая репутация создана внутри предприятия

Относится к НА

Затраты по НИР

Не  относятся к НА

Относятся к НА в случае положительного результата работ

Затраты по ОКР

Могут относиться или не относиться к НА в зависимости от реальности получения экономических выгод

Относятся к НА в случае положительного результата работ

Информация о работе Учет нематериальных активов