Учет основных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с организацией ведения учёта основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
• для учёта основных средств вследствие их разнообразия по составу и назначению необходима классификация;
• независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, учёт основных средств организуется в бухгалтерии в резерве инвентарных объектов, каждому из которых присваивается инвентарный номер;
• основные средства могут оцениваться как натуральных, так и в стоимостных показателях. Последние является базой для состояния баланса и годового отчёта и могут быть следующих видов: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость;
- аналитический учёт организаций с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоёмкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечить быстрый доступ к информации;
- основным счётом, по которому отражается движение основных средств является счёт 01 «Основные средства»;
-особенность учёта основных средств, в частности выбытия является определение финансового результата по данной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убыток;
-при составлении годовой отчётности на предприятии данные об основных средствах отражаются в балансе предприятия и в форме «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Часть 1. Основные средства
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств ………………4
1.2Оценка основных средств……………………………………………. 6
Часть 2.Учёт наличия и движения основных средств
2.1 Аналитический учёт основных средств……………………………. 11
2.2 Синтетический учет наличия и движения основных средств ……..12
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список Литературы…………………..………………………………………..18

Файлы: 1 файл

курсач уч осн ср.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

     В актах указывают  наименование объекта, год постройки  или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учёта основных средств. После оформления акт приёмки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).

     На основании этих  документов бухгалтерия производит  соответствующие записи в инвентарные  карточки основных средств, после  чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

     Акт утверждает руководитель  организации. При передачи основных  средств другой организации акт  составляют в двух экземплярах  (для организации, сдающей, и  организации, принимающей основные средства).

     Поступившие на склад  оборудование для установки оформляют  актом о приёмке оборудования. В акте указывают наименование  оборудования, тип, марку, количество  единиц, стоимость, обнаруженные  дефекты. Акт состав-

ляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приёмной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке является предварительным, составленным по наружному осмотру.

     Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нём монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.

     На дефекты, выявленные  в процессе ревизии, монтажа  или испытания оборудования, составляется  акт о выявленных дефектах оборудования. В нём указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы  для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

     Приемки  законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ – по договору). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учёту основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).

     Внутреннее  перемещение основных средств  из одного цеха (производства, одела,  участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств. Акт-накладную выписывают в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остаётся у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

     Операции  по списанию всех основных  средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или лёгкого автомобиля, прицепа – актом на списание автотранспортных средств.

     В актах  на списание основных средств  указывают техническое состояние  и причину списания объекта,  первоначальную стоимость, сумму амортиза-

ции, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и  т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат  от списания.

    2.1 Аналитический учёт основных средств.

Основным регистром основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия. На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дообуродования, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

     Инвентарные  карточки составляются в бухгалтерии  на каждый инвентарный номер  в одном экземпляре. Они могут  использоваться для группового  учёта однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковую производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

     При размещении  в одном здании нескольких  структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнении к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утверждённым распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.

     Инвентарные  карточки заполняют на основе  первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

     По месту  нахождению (эксплуатации) основных  средств, для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) – дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учёт объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах передают по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств. В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.

2.2 Синтетический учет наличия и движения основных средств

     Синтетический  учёт наличия и движения основных  средств, принадлежащих предприятию  на правах собственности, осуществляется  на следующих счетах:

     01 «Основные  средства» (активный);

     02 «Амортизация  основных средств» (пассивный);

     91 «Прочие  доходы и расходы» (активно-пассивный).

     Счёт 01 «Основные  средства» предназначен для получения  информации о наличии и движении  принадлежащих организации на  правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. Оприходование основных средств, внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставный капитал (фонд), до 1 января

2000 г. оформлялось следующей  записью Д-т 01  К-т 75.

     С 1 января 2000 г. сумма дебиторской задолженности  учредителя по вкладу в уставный  капитал отражается по дебету  счёта 75 и кредиту счёта 80. Стоимость  основных средств, поступивших  в качестве вклада в уставный  капитал, оформляют бухгалтерскими записями:

Д-т 08  К-т 75

Д-т 01  К-т 08.

     Основные  средства, приобретённые за плату  у других организаций и лиц,  а также созданные в самой  организации, отражают по дебету  счёта 01 «Основные средства» и  кредиту счёта 08 «Вложения во  внеоборотные активы». Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также  в качестве субсидии правительственного органа, до

1 января 2000 г. отражали  по дебету счёта «Основные  средства» и кредиту счёта  «Добавочный капитал» (по основным  средствам производственного назначения) и счёта «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» (по основным средствам непроизводственного назначения), а с 1 января 2000 г. – по дебету счёта 01 и кредиту счёта 99 в составе внереализационных доходов.

     При этом стоимость безвозмездно принятых основных средств можно было отражать на финансовых результатах двумя способами:

     1) в момент  принятия основных средств к  учёту в первоначальной стоимости;

     2) по мере  начисления амортизации по принятым  основным средствам.

     Первоначальная  стоимость безвозмездно принятых  основных средств, складывается из их рыночной стоимости, расходов по доставке и регистра-

ции объектов и др.

     При выбытии  основных средств накопленная  амортизация по объекту списывается  в уменьшение его первоначальной стоимости. При

этом дебетуют счёт 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют  счёт 01 «Основные средства». При  выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счёта 01 в дебет счёта 91. Кроме того, по дебету счёта 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту – все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

     Таким образом,  на счёте 91 «Прочие доходы и  расходы» формируется финансовый  результат от выбытия основных  средств. Ежемесячно этот финансовый  результат списывается со счёта 91 на счёт 99.

     Бухгалтерские  записи по списанию основных  средств:

     - на сумму  амортизации объекта Д-т 02  К-т 01

     - на остаточную  стоимость объекта Д-т 91  К-т  01

     - на расходы  по демонтажу объекта Д-т 91  К-т 70;  Д-т 76  К-т других  счетов.

     - на стоимость  полученных от списания объекта  материалов Д-т 10 К-т 91

     - на сумму  прибыли от списания объекта  Д-т 91 К-т 99

     - на сумму  убытка от списания объекта  Д-т 99  К-т 91.

     При продаже  основных средств их продажную  стоимость отражают по дебету счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счёта 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам – в дебет счёта 02 «Амортизация основных средств» и кредит счёта 01. В дебет счёта 91 списывают также НДС по основным средствам (с кредита счёта 68 «Расчёты по налогам и соборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счёта 23 «Вспомогательные производства» и др.

     При безвозмездной  передаче основных средств их  остаточную стоимость списывают  с кредита счёта 01 в дебет  счёта 91, а сумму амортизации  – с кредита счёта 01 в дебет счёта 02. Расходы по демонтажу, упаковке, транс-

портировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счёта 91 с кредита соответствующих  расчётных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передаче основных средств списывают со счёта 91 на счёт 99 «Прибыли и убытки».

     Основные  средства, переданные в счёт вклада  в уставный капитал (фонд) других  организаций и в счёт вклада  в общее имущество по договору  простого товарищества списывают  по остаточной стоимости в  дебет счёта

58 «Финансовые вложения»  с кредита счёта 01, а сумму  амортизации по переданным основным  средствам – с кредита счёта  01 в дебет счёта 02. Дополнительные  расходы, связанные с передачей  основных средств, списывают в  дебет счёта 91 с кредита соответствующих счетов.

     Разница  между согласованной оценкой  вклада (которая должна быть отражена  по счёту 58) и остаточной стоимостью  основных средств отражает-

ся на счёте 91 в качестве операционного дохода или расхода. При это, если согласованная оценка превышает остаточную стоимость основных средств, то на сумму разницы дебетуют счёт 58 и кредитуют счёт 91. Если согласо-

ванная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счёта 91 и кредиту счёта 58.

     Вместо  двух записей по списанию остаточной стоимости основных средств, переданных в счёт вклада в уставный капитал других организаций и по договору простого товарищества, можно составить одну запись:

     Д-т 58 –  на согласованную стоимость

     К-т 01 –  на остаточную стоимость

     К-т 91 – на превышение согласованной стоимости над остаточной;

     Д-т 91 –  на превышение остаточной стоимости  над согласованной.

     По окончании  отчётного периода (месяца, квартала) определяют разность между дебетовыми  и кредитовыми оборотами по  каждому субсчёту счёта 91 и списывают её на счёт 99. Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счёта 99 и кредиту счёта 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым – по дебету счёта 91 и кредиту счёта 99.

     Выявленные  при инвентаризации неучтённые основные средства подлежат оприходованию по дебету счёта 01 с кредита счёта 91 с последую-

щим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц (у бюджетных организаций  излишки относят на увеличение финансирования или фондов).

Информация о работе Учет основных средств на предприятии