Учет основных средств (на примере ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить учет основных средств.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретический материал
- изучить действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств
- быть в курсе последних изменений законодательства
- разработать рекомендации по совершенствованию учета основных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные средства как объект учета 5
Понятие основных средств и задачи учета 5
Классификация и оценка основных средств 7
Нормативно-законодательная база, регулирующая учет 11
основных средств
ГЛАВА 2. Организация учета основных средств в ООО «ЛУКОЙЛ – Пермнефтеоргсинтез» 13
2.1. Общая характеристика предприятия 13
2.2. Учет наличия и движения основных средств 16
2.3. Учет амортизации основных средств 25
2.4. Учет восстановления основных средств 31
2.5. Учет выбытия основных средств 34
2.6. Организация учета основных средств в условиях 38
арендных отношений
2.7. Инвентаризация основных средств 41
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию учета основных средств 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая - Бух. учет.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

   В соответствии с действующим порядком с балансов организаций на основе унифицированных форм первичных  документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние  непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.

   Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства»  может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По его дебету отражается стоимость выбывшего объекта, а  в кредит списывается сумма накопленной  амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на дебет счета 91 « Прочие доходы и расходы» с кредита счета 01 «Основные средства».

   Причины выбытия основных средств группируются следующим образом:

   · продажа объектов юридическим или физическим лицам;

   · передача по договорам дарения объектов другим организациям и лицам в  соответствии с законодательством;

   · ликвидация, включая частичную, вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

   · передача объектов в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

   · списание в случаях физического  или морального износа;

   · списание объектов, сданных в аренду с правом выкупа, на момент перехода собственности на них к арендатору.

   Для определения непригодности основных средств, невозможности и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления документации на списание таких объектов в ООО «Лукойл» создана постоянно действующие комиссии, в состав которой включены главный инженер (или заместитель), начальники соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или заместитель), а также лица, на которых возложена материальная ответственность за сохранность основных средств. По решению руководителя организации в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, если в этом есть техническая необходимость.

   Комиссия  осуществляет следующие функции:

   · осматривает ликвидируемые объекты  с использованием технической документации (поэтажных планов, техпаспорта объекта и др.), данных бухгалтерского учета и другой информации;

   · определяет невозможность восстановления и дальнейшей эксплуатации объекта;

   · устанавливает причину списания объекта (авария, стихийное бедствие, нарушение нормальных условий эксплуатации, реконструкция, износ и т. п.);

   · выявляет лиц, виновных в преждевременном  выбытии объекта из эксплуатации, а также вносит предложения о  привлечении их к ответственности  в соответствии с действующим  законодательством;

   · устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их по ценам возможной реализации;

   · осуществляет контроль за изъятием из объекта драгоценных металлов, годных узлов и сдачей их на склад;

   · составляет акты на списание объектов типовой формы.

   При ликвидации объекта в связи с реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих организаций комиссия проверяет соответствие предъявленных к списанию объектов программе реконструкции и делает в акте на списание ссылку на конкретный пункт программы.

   В актах на списание обязательно приводятся данные о датах изготовления или  постройки и ввода в эксплуатацию; сроке полезного использования; первоначальной стоимости; сумме амортизации, начисленной на момент выбытия; количестве проведенных капитальных ремонтов; причине списания; стоимости материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) объекта. По основным средствам, списываемым в результате стихийных бедствий и аварий, к акту приложена справка компетентной организации о стихийном бедствии либо копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Акты на списание утверждает руководитель , после чего осуществляются демонтаж и разборка объектов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в течение срока, определяемого руководителем.

   После разборки (демонтажа) и опенки отдельных  узлов (деталей), материалов, которые  могут быть использованы на предприятии или проданы, они приходуются на дебет счета 10 «Материалы», субсчета 1 «Сырье и материалы», 5 «Запасные части» по рыночной стоимости на дату списания, а непригодные к дальнейшему использованию приходуются как вторичное сырье и отражаются на дебете счета 10, субсчет 6 «Прочие материалы». Их стоимость зачисляется на финансовые результаты по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». 
 

   2.6. Организация учета основных средств в условиях арендных отношений

   Аренда - основанное на договоре возмездное (за плату) временное владение и пользование или временное пользование имуществом, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования (непотребляемые вещи). В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и пр.

   Отношения арендодателя и арендатора устанавливаются  договором аренды, его общие принципы регулируются ст. 607 ГК РФ. В договоре указываются состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, размер арендной платы и форма её уплаты, срок аренды, обязанности арендатора и арендодателя по содержанию имущества, условия возврата или выкупа, а также улучшения арендованного имущества.

   Арендная  плата устанавливается в виде твёрдой суммы платежей или путём  предоставления услуг, передачи вещи, а также на основе принятой доли от продукции, плодов и доходов, полученных в результате использования арендуемого имущества.

   В договоре аренды предусмотрено, что  арендованное имущество переходит  в собственность арендатора по истечении  срока аренды или до его истечения  при условии внесения арендатором  всей обусловленной договором выкупной цены.

   Арендодатель  обязан выполнить за свой счет капитальный  ремонт переданного в аренду имущества, а арендатор - поддерживать имущество  в исправном состоянии, проводить  за свой счет текущий ремонт и нести  расходы на содержание имущества, если договором не предусмотрено иное.

   Различают текущую (операционную) аренду отдельных  объектов основных средств, долгосрочную аренду целого комплекса основных средств (предприятий) и лизинг (финансовую аренду) как с правом выкупа, так  и без него.

   Самым главным в учете аренды считается то, что сданное в аренду имущество учитывается на балансе у арендодателя. Это приводит к некоторому парадоксу: имущества нет на предприятии, а на балансе оно продолжает числиться по дебету счета 01 «Основные средства». Напротив, там, где это имущество эксплуатируют, на балансе его нет.

   Особенности имеет учет основных средств, предоставляемых  в лизинг. В соответствии с ГК РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Основополагающие нормы, регулирующие лизинговые отношения, определены в Федеральном законе «О лизинге».

   Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты.

   Субъектами  лизинга (физическими или юридическими лицами) выступают:

   - лизингодатель, который за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

   - лизингополучатель, который обязан принять предмет лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

   - продавец, который в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

   Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором услуг, а также доход лизингодателя.

   Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое  обслуживание предмета лизинга и  обеспечивает его сохранность, а  также осуществляет капитальный  и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором.

   Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора остается в собственности лизингодателя.

   Отражение операций финансовой аренды (лизинга) в бухгалтерском учете зависит  от того, на чьем балансе - лизингодателя  или лизингополучателя - будет учитываться  имущество в соответствии с условиями договора.

   Эта деятельность для лизинговой фирмы  является обычной и в случае учета  лизингового имущества на балансе  лизингодателя может в его  учете отражаться по схеме учета  аренды. Но порядок бухгалтерских  записей будет несколько иным.

   Приобретено лизинговое имущество:

   Д-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы»,

   К-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

   Учтен НДС:

   Д-т  сч. 19-1 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям»,

   К-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

   Принято к учету имущество, предназначенное  для сдачи в аренду по договору лизинга:

   Д-т  счет. 03 «Доходные вложения в материальные ценности»,

   К-т  сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».

   Если  по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то его передача с баланса лизингодателя будет отражаться аналогично его продаже.

   Обоснование экономической целесообразности заключения договора лизинга, подбор удобных механизмов взаимодействия сторон, выбор конкретных условий договора являются, несомненно, существенным моментом договорной и финансовой политики лизингодателя и лизингополучателя. 

   2.7. Инвентаризация основных  средств

   Достоверность данных текущего бухгалтерского учета  и отчетности по основным средствам обеспечивается проведением инвентаризации.

   В соответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском  учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в редакции Минфина РФ от 30.12.99 ПБУ 6/01 (с изменениями и дополнениями) количество проводимых в отчетном году инвентаризаций основных средств, даты их проведения и перечень проверяемых объектов определяются самой организацией. Однако инвентаризация основных средств может осуществляться не реже одного раза в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет, исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

   а) при передаче объектов основных средств  в аренду, при их выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

   6) перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности, имея в виду, что организации  имеют право не чаще одного  раза в год (на начало года) производить переоценку основных  средств по восстановительной  стоимости;

   в) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

   г) при установлении фактов недостачи, хищения, злоупотребления или порчи  имущества;

   д) в случаях пожара, стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций;

Информация о работе Учет основных средств (на примере ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»)