Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:02, курсовая работа
Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.
Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.
Введение………………………………………..……..…………...................стр.3
Глава I. Общие положения по учету основных средств предприятия в рыночных условиях…………...…….стр.5
1.1 Основные средства как объект учета. Их классификация и оценка………стр.5
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств….....стр.11
Глава II. Организация бухгалтерского учета основных средств….............стр.13
2.1 Учет наличия и поступления основных средств……………….....стр.13
2.2 Учет амортизации основных средств………..………………….....стр.18
2.3 Виды ремонта основных средств и организация их учета……….стр.21
2.4 Учет выбытия основных средств……………..…..………………..стр.25
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств………………...стр.28
Заключение………………………….……………………….………......стр.33
Список литературы……………..……………………………………….стр.35
Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.
Ликвидационная стоимость – стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т. п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.
Различают также амортизируемую стоимость – стоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной.
1.2. Формы первичных документов по учету основных средств
Формы первичной документации для учета основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. (в редакции от 2 июля 1999 г.) № 71а. В соответствии с данным постановлением организации обязаны применять следующие первичные учетные документы для оформления операций по движению основных средств:
На каждый объект основных
средств должна вестись карточка
учета с подробной
В соответствии с пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ порядок и количество инвентаризаций основных средств (как и другого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно:
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Порядок проведения инвентаризации регламентирован в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).
Глава II. Организация бухгалтерского учета основных средств.
Основные средства поступают в организацию и принимаются к бухгалтерскому
учету в случаях их приобретения, сооружения
(изготовления), внесения учредителями
в счет их вкладов в уставный
капитал, получения по договору дарения
и прочих поступлений.
Самым распространенным
способом поступления основных средств
является их приобретение за плату по
договору купли-продажи.
Все расходы по покупке основных средств,
не требующих монтажа (суммы, уплаченные
поставщику; информационные и консультационные
услуги, связанные с приобретением основных
средств; регистрационные сборы и таможенные
пошлины; государственные пошлины по приобретению
прав на основные средства; вознаграждения
посреднической организации и др.), собираются
на счете 08 «Вложения во внеоборотные
активы», на субсчете «Приобретение объектов
основных средств». Таким образом, при
документальном подтверждении совершенных
операций в бухгалтерском
учете делаются следующие записи:
Д-т 08 «Вложения
во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение
объектов основных средств» Д-т 19 «Налог
на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям» — на сумму выделенного налога
на добавленную
стоимость. К-т 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками», 66 «Расчеты
по краткосрочным кредитам и займам»,
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и
займам», 76 «Расчеты с разными дебиторами
и кредиторами» и др.
При учете
приобретения основных средств, требующих
монтажа, в бухгалтерском учете отражаются
следующие записи:
Д-т 07 «Оборудование
к установке» Д-т 19 «Налог на добавленную
стоимость по приобретенным ценностям»
— на сумму выделенного налога на добавленную
стоимость» К-т 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками».
При передаче
оборудования в монтаж в бухгалтерском
учете делаются следующие записи:
Д-т 08 «Вложения
во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение
объектов основных средств» К-т 07 «Оборудование
к установке», 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками» — на стоимость выполненных
монтажных работ.
Если принимается
к учету объект основных средств после
сооружения (строительства, изготовления),
то бухгалтерское отражение этой операции
может быть различным, в зависимости от
того,
подрядным (сторонней организацией) или
хозяйственным (самостоятельным подразделением
организации) способом сооружался объект.
При подрядном
способе сооружения принятие на учет объекта
отражается той же проводкой, что и приобретение
по договору купли-
продажи. Если же сооружение производилось
собственными силами,
то вся сумма произведенных затрат предварительно
аккумулируется на
счете вспомогательного подразделения
и включается в фактическую
первоначальную стоимость объекта основных
средств записью:
Д-т 08 «Вложения
во внеоборотные активы», субсчет «Строительство
объектов основных средств» К-т 23 «Вспомогательные
производства».
Когда объект
основных средств поступает в организацию
как
вклад в уставный капитал от учредителя
(участника), то на счетах
бухгалтерского учета эта операция отражается:
Д-т 08 «Вложения
во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение
объектов основных средств» К-т 75 «Расчеты
с учредителями», субсчет «Расчета по
вкладам в уставный (складочный) капитал».
Предоставление
организациям основных средств в безвозмездное
пользование на счетах отражают следующей
записью:
Д-т 08 «Вложения
во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение
объектов основных средств» К-т 98 «Доходы
будущих периодов», субсчет «Безвозмездные
поступления».
После ввода
в эксплуатацию безвозмездно полученных
объектов
суммы, отраженные на субсчете «Безвозмездные
поступления», списываются в течение всего
срока полезного использования этих объектов
в размере начисленной по ним амортизации.
Учет оприходования
объектов основных средств ведется в разрезе
классификационных групп и инвентарных
объектов. При введении объектов основных
средств в эксплуатацию комиссия, назначаемая
руководителем организации, оформляет
акт приема-передачи. Для этих целей могут
использоваться следующие виды унифицированных
документов: «Акт о приемке-передаче объекта
основных средств (кроме зданий, сооружений)»
(форма No ОС-1); «Акт о приемке-передаче
здания (сооружения)» (форма No ОС-1а); «Акт
о приемке-передаче групп объектов основных
средств (кроме
зданий, сооружений)» (форма No ОС-16). В любом
случае в акте приема-передачи указываются
характеристика объекта (или группы объектов),
его (их) местонахождение, год выпуска
или постройки, дата ввода в эксплуатацию,
результаты испытания, соответствие техническим
условиям, номер амортизационной группы
в соответствии с положениями НК РФ и др.
К акту приема-передачи прилагается необходимая
техническая документация (паспорта, спецификации,
рабочие инструкции и пр.).
Если на склад
поступило оборудование, требующее монтажа,
то для его учета используется «Акт о приеме
(поступлении) оборудования» (форма No ОС-14).
Акт также составляется комиссией по приему
основных средств и утверждается руководителем
организации. При передаче оборудования
для выполнения монтажных работ заполняется
«Акт о приемке-передаче оборудования
в монтаж» (форма No ОС-15). Если монтаж осуществляется
подрядным способом, то в состав комиссии
должен входить представитель этой монтажной
организации. Прием смонтированного и
готового к эксплуатации оборудования
в состав основных средств оформляется
актом по форме No ОС-1 или No ОС-16.
Каждому
объекту основных средств, принятому на
учет, присваивается инвентарный номер,
который сохраняется на все время эксплуатации
объекта. Обычно объекты нумеруются по
серийно-порядковой системе, номера указываются
во всех первичных документах и регистрах
бухгалтерского учета.
Как правило, поступающим объектам назначаются
новые порядковые номера; присвоение номеров
выбывших объектов может привести к путанице
и ошибкам в учете.
Акт приемки-передачи
вместе с приложенными техническими
документами передается в бухгалтерию
организации, где на его основании открывают
инвентарную карточку. В настоящее время
для
этих целей рекомендуется открывать одну
из унифицированных
форм, форма No ОС-6 «Инвентарная карточка
учета объекта основных средств» (для
одного объекта); форма No ОС-ба «Инвентарная
карточка группового учета основных средств»
(для нескольких объектов); форма No ОС-66
«Инвентарная книга учета основных средств»
(для использования на малых предприятиях).В
инвентарных карточках отражается весь
путь движения объекта (или группы): поступление,
все перемещения внутри организации, реконструкция,
модернизация, капитальный ремонт, выбытие
или списание, а также отражаются сведения
о начисленной амортизации с начала эксплуатации
и о переоценке основных средств. Кроме
того, в инвентарной карточке
указываются номера амортизационных групп
основных средств согласно правилам НК
РФ, сведения об объектах отдельно на дату
передачи и на дату принятия к бухгалтерскому
учету. Для обеспечения сохранности инвентарные
карточки регистрируют в специальных
описях и хранят в картотеке бухгалтерии.
Как правило, картотека формируется по
местам эксплуатации и видам основных
средств. Такой вариант первичного учета
движения объектов основных средств характерен
для ручного способа ведения бухгалтерского
учета. При автоматизированном способе
инвентарные карточки формируются по
реквизитам унифицированных форм, но хранятся
не в
картотеке, а в компьютерах.
На основании
инвентарных карточек на поступившие
и выбывшие объекты в конце каждого месяца
формируют ведомость движения основных
средств. Учет наличия и движения основных
средств, введенных в эксплуатацию, ведется
на активном инвентарном счете 01 «Основные
средства». К этому синтетическому счету
можно открыть несколько
субсчетов по видам основных средств.
Операция ввода в эксплуатацию объектов
основных средств после их приобретения
по договору купли-продажи отражается:
Д-т 01 «Основные средства» К-т 08 «Вложения
во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение
объектов основных средств».
Аналогичной бухгалтерской
записью отражается и изменение
первоначальной стоимости объектов основных средств при их реконструкции,
достройке или дооборудовании. После оплаты
счета поставщика за приобретенный объект
основных средств и ввода объекта в эксплуатацию
налог на добавленную стоимость по приобретенному
объекту принимается к зачету. При этом
делается бухгалтерская запись по дебету
счета 68 «Расчеты по
налогам и сборам», субсчет «Расчеты по
НДС» и кредиту счета 19
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям».
2.2. Учет амортизации основных средств
Амортизация основных средств представляет собой способ возмещения затрат связанных с приобретением или возведением основных средств, путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции ( работ, услуг), а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники.
Если материалы и сырье
Во – первых, это связано с тем, что объекты основных средств не переносятся непосредственно на продукцию (работы, услуги).
Во – вторых, срок эксплуатации основных средств превышает один год.
В – третьих, стоимость основных средств, как правило, высока и включение ее сразу в себестоимость вызовет нежелательные финансовые последствия.
Понятие амортизации означает процесс перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции. «Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию». Осуществляется этот процесс путем начисления износа, который учитывается на счете 02 «Износ основных средств». Счет 01 не корреспондирует со счетом 02. Износ начисляется следующими проводками:
Д-т 20 «Основное производство»,23 «Вспомогательное производство»,25 «Общепроизводственные расходы»,26 «Общехозяйственные расходы» К-т 02 «Амортизация основных средств» – начислен износ основных средств.
Начисляя износ, предприятие переносит часть стоимости основных средств на себестоимость основных средств, которая равна разнице между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом.
В балансе этот процесс отражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости.
Порядок амортизации основных средств определен разделом 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Объектами амортизации являются основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Не начисляется износ на:
Амортизация приостанавливается в случаях перевода основных средств на консервацию на срок не менее трех месяцев. Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации, при этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. Решение о консервации принимается руководителем предприятия, о чем издается соответствующий приказ. Никаких согласований с налоговыми органами и местными властями при этом не требуется. Амортизация приостанавливается также в период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
В сезонных производствах годовая сумма износа начисляется равномерно в течение периода работы предприятия в отчетном году.
В ПБУ 6/01 Методических указаниях предусмотрено четыре способа амортизации:
Линейный способ говорит сам за себя – суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации. Второй и третий способы из приведенных выше являются нелинейными. При их применении суммы амортизационных отчислений в предыдущие годы больше, чем в последующие. Выбранный метод должен быть обязательно отражен в приказе об учетной политике. При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основным средствам – один и тот же метод может применяться внутри группы однородных объектов.
2.3. Виды ремонта
основных средств и
Согласно Положению о составе затрат, расходы на содержание и ремонт основных средств относятся к текущим затратам, то есть включаются в себестоимость текущего, среднего и капитального ремонта. Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом исходя из системы планово – предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств.
Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.).
Средний ремонт по сложности и периодичности занимает промежуточное положение между текущим и капитальным ремонтом. Его назначение – продлить межремонтный период до очередного капитального ремонта.
Под капитальным ремонтом понимается:
- для оборудования
и транспортных средств –
- для зданий
и сооружений – смена
Основным первичным документом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его сметная стоимость и продолжительность, является дефектная ведомость. На ее основании служба главного механика выписывает наряд – заказ в трех экземплярах: один – цеху-исполнителю, второй остается в указанной службе и используется как основной источник информации для оперативного контроля за выполнением ремонта, а третий – бухгалтерии для осуществления организации его аналитического учета.
Первичными документами при осуществлении работ на отдельные виды ремонта являются: