Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:02, курсовая работа

Описание работы

Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.
Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.

Содержание работы

Введение………………………………………..……..…………...................стр.3
Глава I. Общие положения по учету основных средств предприятия в рыночных условиях…………...…….стр.5
1.1 Основные средства как объект учета. Их классификация и оценка………стр.5
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств….....стр.11
Глава II. Организация бухгалтерского учета основных средств….............стр.13
2.1 Учет наличия и поступления основных средств……………….....стр.13
2.2 Учет амортизации основных средств………..………………….....стр.18
2.3 Виды ремонта основных средств и организация их учета……….стр.21
2.4 Учет выбытия основных средств……………..…..………………..стр.25
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств………………...стр.28
Заключение………………………….……………………….………......стр.33
Список литературы……………..……………………………………….стр.35

Файлы: 1 файл

Курсовик по Б.У..doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Аналитический учет затрат на капитальный ремонт ведется в  карточке многографной формы, открываемой  на отдельный заказ, которому присваивается  свой шифр (код). Под этим шифром в  постатейном разрезе формируются  затраты в процессе осуществления данного ремонта: стоимость запасных частей, материалов, заработной платы – основной и дополнительной – ремонтных рабочих, начислений на их заработную плату, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

При значительных объемах, достаточной степени сложности, неравномерном выполнении ремонтных работ в течении года, организация в качестве учетной политики может формировать ремонтный фонд как источник их финансирования.

Отчисления в ремонтный  фонд (резерв на проведение ремонтов) производятся для равномерного отнесения затрат на себестоимость и оформляются  записью: Д-т сч. 25 "Общепроизводственные расходы", 26 и др. счета учета  затрат; К-т сч. 96 "Резервы предстоящих  расходов".

Отнесение произведенных  затрат по ремонту основных средств  за счет "начисленного резерва фиксируется  по дебету счета 96 в корреспонденции  со счетами затрат, расчетов (например счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").

Ремонты могут осуществляться на предприятии двумя способами:

  • хозяйственным - силами собственного ремонтного цеха;
  • подрядным - силами сторонних ремонтных организаций.

Затраты на ремонт хозяйственным  способом собираются по дебету счетов учета издержек производства, например счета 23 "Вспомогательные производства", на субсчете "Ремонтный цех". Затраты на ремонт - это стоимость использованных для его осуществления материалов, запчастей, инструментов, а также заработная плата рабочим, осуществившим этот ремонт, с отчислениями на социальное страхование и обеспечение (кредитуются счета 10, 70, 69 и др.).

При подрядном способе  выполнения ремонта учет затрат производится в ремонтной организации. У производящего  ремонт предприятия затраты отражаются по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты, в корреспонденции со счетами учета расчетов, например: Д-т сч. 97 "Расходы будущих периодов"), 20, 25, 44 и др.; К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму полученного за ремонт счета (при этом НДС фиксируется отдельно по дебету счета 19).

В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ расходы  на ремонт рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей  налогообложения в периоде их осуществления в размере фактических  затрат (также учитываются соответствующие расходы арендатора амортизируемых средств, если договором их возмещение не предусмотрено арендодателем).

Прием законченного ремонта  оформляется Актом приемки-сдачи  отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма  ОС-3). В акте отражаются:

  • наименование объекта с указанием балансовой стоимости и суммы начисленной амортизации;
  • инвентарный номер объекта;
  • код заказа, которым является данный ремонт для ремонтного цеха;
  • корреспонденция счетов;
  • объем выполненных работ;
  • сроки начала и окончания ремонта;
  • сметная стоимость ремонта;
  • фактическая стоимость ремонта.

Акт подписывается представителями  ремонтного цеха и цеха или службы, где эксплуатируется данный объект.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Учет выбытия основных средств

 

Основные средства выбывают из организации в результате:

  • продажи;
  • списания или ликвидации;
  • передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;
  • безвозмездной передачи;
  • по другим причинам.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выбытие основных средств отражается развернуто: по Д-ту счета 47 – первоначальная (восстановительная) стоимость и затраты, связанные с выбытием (снос, разборка, демонтаж, транспортировка и др.), а по К-ту счета 47 – сумма износа, выручка, стоимость оприходованных материальных ценностей. Всякое движение основных средств (прием, передача, внутреннее перемещение) оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).

Согласно пункту 2.4 Инструкции № 37, убыток от реализации основных средств не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

В соответствии с пунктом 93 Методических указаний по учету основных средств списание и ликвидация в  случае морального и (или) физического  износа являются одним из способов выбытия основных средств. Предприятие имеет право списать основные средства даже в том случае, если объект годен для использования и не изношен физически или морально.

Предприятие может самостоятельно списать только основные средства, принадлежащие ему на праве собственности. В противном случае необходимо разрешение собственника. Для определения целесообразности списания основных средств и оформления актом на списание основных средств по форме № ОС-4 (для транспорта – по форме № ОС-4а), который утверждается руководителем предприятия.

При списании объекта  основных средств с баланса предприятия  списываются первоначальная (восстановительная) стоимость и износ на счет 47 проводками:

 

Д-т 47          К-т 01              - списывается первоначальная (восстановительная) стоимость;

Д-т 02          К-т 47                  - списывается сумма износа на момент списания.

 

В результате списания основных средств (как и во всех случаях  выбытия основных средств) счет 47 должен закрыться. В соответствии с пунктом 82 приказа Минфина России об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в случае реализации и прочего выбытия имущества организации убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты.

Необходимо заметить, что финансовый результат от списания выявляется по каждому объекту основных средств. Убыток от операции списания основных средств хотя и относится на финансовый результат (в Д-т счета 80), не уменьшает налогооблагаемую прибыль, которая корректируется на сумму убытка в сторону увеличения.

В соответствии с пунктом 15 Положения о составе затрат убыток от списания основных средств (как  и другого имущества) уменьшает  налогооблагаемую прибыль как внереализационные  расходы, когда основные средства ликвидируются  как:

  • некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией стихийных бедствий;
  • некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены.

Согласно пункту 54 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и отчетности в РФ, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных  к восстановлению и дальнейшему  использованию основных средств и предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты.

При списании (ликвидации) не полностью изношенных основных средств  необходимо восстановить часть входного НДС, возмещенного при приобретении и приходящегося на остаточную стоимость. Восстановление производится по кредиту счета 68 и дебету счета 88(81). Это объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ «О НДС» суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам, включая основные средства, подлежат возмещению только при их использовании в производстве, а в остальных случаях, в том числе при списании (передаче в УК), НДС должен покрываться за счет собственных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Инвентаризация и переоценка основных средств

 

Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение  ее результатов в бухгалтерском  учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).

Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация  основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

  • при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
  • перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
  • при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда  библиотек – один раз в пять лет.

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать  руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

Материально ответственные  лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные  документы на основные средства сданы  в бухгалтерию. Принятые объекты  оприходованы, а выбывшие списаны  в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

Фактическое наличие  и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально  ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

Итоги проверки заносятся  в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.

Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18).

На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.

Объекты, которые в  учете относятся к активной части  основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера.

Оформленные соответствующим  образом инвентаризационные описи  комиссия передает в бухгалтерию для составления отличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.

Возможен вариант, при  котором материалы результатов  инвентаризационной комиссии с учетом ее предложений оформляются соответствующим протоколом. Он утверждается руководителем организации.

На основании приказа  руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации.

Если по результатам инвентаризации обнаруживается недостача, в учете такие операции отражаются с использованием счетов 47 и 84, т. е. они рассматриваются как и другие операции, связанные с выбытием основных средств:

Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ.

Ее цель – показать в учете современную стоимость  производства основных средств находящихся  как в запасе, так и в эксплуатации.

Восстановительная стоимость  основных средств исчисляется на базе их балансовой (первоначальной) стоимости и индексов изменения этой стоимости в разрезе отдельных видов и групп или путем прямого пересчета экспертным путем на дату переоценки.

В любом случае современная  стоимость имущества в составе  основных средств рассматривается  как рыночная цена и признается достоверной для принятия к учету, если она документально подтверждена, в следующих случаях:

  • приведена в соответствующих каталогах (ценниках) предприятий-изготовителей на аналогичную продукцию;
  • указана в информации, исходящей из органов государственного управления;
  • опубликована в средствах массовой информации;
  • определена в установленном порядке экспертами, т. е. лицами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на право осуществления лицензионной деятельности.

Информация о работе Учет основных средств