Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и значение основных средств предприятия;
Оценить состав, структуру основных средств;
Рассмотреть бухгалтерский учет движения основных средств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты учета основных средств……………………4
1.1 Нормативное регулирование учета основных средств………………4
1.2 Понятие основных средств, состав и структура………………….......7
1.3 Стоимостная оценка основных средств…………………………......10
1.4 Организация бухгалтерского учета движения основных средств....13
1.5 Документальное оформление движения основных средств……….22
Глава 2. Практические основы учета основных средств на примере сквозной задачи………………………………………………………………………...…24
Заключение…………………………………………………………………......28
Список использованной литературы…………………………………...…….30

Файлы: 1 файл

Теория Учет основных средств.docx

— 50.29 Кб (Скачать файл)

Фактическими затратами  на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

    • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
    • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
    • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
    • таможенные пошлины и таможенные сборы;
    • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
    • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
    • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические  затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств  общехозяйственные и иные аналогичные  расходы, кроме случаев, когда они  непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением  основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал  организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или  подлежащих передаче организацией, стоимость  основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

 

1.4 Организация  бухгалтерского учета движения  основных средств

Жизненный цикл основных средств  содержит следующие этапы: поступление - участие в производственном процессе - выбытие.

Учет основных средств в бухгалтерии ведется по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Инвентарным объектом является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивный обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Входящие в комплекс один или несколько предметов одного или разного назначения имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, могут выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Каждому инвентарному объекту  присваивается инвентарный номер  по серийно-порядковой системе кодирования, который указывается в первичных  документах и сохраняется в течение  всего жизненного цикла объекта. На каждый инвентарный объект открывается  инвентарная карточка.

Счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Основные средства принимаются  к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся  в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 "Основные средства" в соответствующей доле.

Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также  изменение первоначальной стоимости  их при достройке, дооборудовании и  реконструкции отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в  корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Изменение первоначальной стоимости  при переоценке соответствующих  объектов отражается по счету 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 83 "Добавочный капитал".

Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной  ликвидации, передачи безвозмездно и  др.) к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие  основных средств". В дебет этого  субсчета переносится стоимость  выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия  остаточная стоимость объекта списывается  со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Порядок отражения в учете  организации поступления основных средств.

1. Отражены затраты, связанные с приобретением ОС (без НДС)

Дт 08 Кт 60,76,70,69

2. Отражены суммы НДС, указанные в счетах-фактурах

Дт 19 Кт 60,76

3. Оплачены счета поставщиков и организаций, чьи работы и услуги использовались при приобретении ОС

Дт 60,76,70,69 Кт 50,51,52,55

4. Введены в эксплуатацию ОС

Дт 01 Кт 08

5. Предъявлен к вычету НДС, уплаченный при приобретении ОС и оплате сопутствующих расходов

Дт 68ндс Кт 19

Амортизация основных средств.

Амортизация – постепенное перенесение стоимости основных средств и нематериальных активов в течение срока их полезного использования на стоимость производимого продукта.

Величина амортизационных  отчислений зависит от выбранного способа  ее исчисления. В соответствии с  п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», амортизация основных средств производится одним из следующих способов (схема 1.4.1)


 

 

 

 

 

 

Схема 1.4.1 Способы начисления амортизации

Не начисляется амортизация  по ОС, законсервированным в соответствии с законодательством РФ о мобилизационной подготовке или мобилизации организации, а также по объектам, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельным участкам и объектам природопользования, музейным предметам и коллекциям и др.)

Амортизационные отчисления, произведённые по объектам основных средств, отражаются в бухгалтерском  учёте в том отчётном периоде, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в этом периоде.

Для учета начисленной  амортизации предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». Счет пассивный, сальдо кредитовое показывает сумму накопленной амортизации.

В учете организации начисленная  амортизация отражается следующими записями:

1.Отражено начисление амортизации по ОС, используемым в процессе производства продукции, проведения работ и оказания услуг

         Дт 20, 23, 25, 26, 97  Кт 02

Последующая оценка основных средств.

Последующая оценка основных средств, то есть изменение первоначальной стоимости основных средств, допускается  в случаях:

  • достройки;
  • дооборудования;
  • реконструкции;
  • модернизации;
  • частичной ликвидации;
  • переоценки основных средств.

Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 коммерческая организация  может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать  группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Исходными данными для  переоценки объектов основных средств  являются:

  1. Первоначальная или восстановительная стоимость (если данный объект переоценивался ранее), по которой они учитываются в бухгалтерском учете по состоянию на 31 декабря предыдущего отчетного года;
  2. Сумма амортизации, начисленной за все время использования объекта по состоянию на указанную дату;
  3. Документально подтвержденные данные о восстановительной стоимости переоцениваемых объектов по состоянию на 1 января отчетного года.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Результаты проведенной  по состоянию на первое число отчетного  года переоценки объектов основных средств  подлежат отражению в бухгалтерском  учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской  отчетности предыдущего отчетного  года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств.

Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета добавочного капитала и кредиту счета учета основных средств. 

 

Выбытие основных средств.

ПБУ 6/01 установлено, что стоимость  объекта, который выбывает или постоянно  не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.  

Основные средства выбывают из организации в результате:

1)продажи другому юридическому  лицу или физическому лицу;

2)списания в случае  морального и физического износа;

3)передачи в виде вклада  в уставный капитал других  организаций;

4)ликвидации после чрезвычайных  ситуаций;

5)передачи по договорам  мены, дарения и т.п.;

6)списания в случае, если  они были сданы в аренду  с правом выкупа, в момент перехода  права собственности на них  к арендатору;

7)недостачи и порчи  и др.   

Организация может принять  решение о списании основных средств  только в случае, если является их собственником.     

В случаях, если организация  ликвидировала, продала или передала другой организации основное средство, необходимо списать его стоимость  с учета. Эти операции отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» . 

Для учета выбытия основных средств (в результате продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 «Основные средства»  может открываться субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится стоимость выбывающего  объекта, а в кредит- сумма накопленной амортизации. 

Порядок отражения в учете  операций по списанию ОС:

1.Списание первоначальной  стоимости ОС: Дт 01 «Выбытие ОС» Кт 01

2.Списание сумм начисленной амортизации: Дт 02 Кт 01 «Выбытие ОС»

3.Списана остаточная стоимость  ОС: Дт 91-2 Кт 01 «Выбытие ОС»

 

 

Инвентаризация  основных средств.

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Инвентаризация  имущества  проводится по его местонахождению  комиссией с участием материально-ответственных  лиц.

Проведение инвентаризации обязательно:

1)при передаче имущества  организации в аренду, выкупе, продаже,  а также в случаях, предусмотренных  законодательством при преобразовании  государственного или муниципального  унитарного предприятия;

Информация о работе Учет основных средств